В Правовом департаменте обращения о разъяснении отдельных норм Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон, обращения) рассмотрены.
По содержанию обращений сообщаем следующее.
1. В соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) установлен запрет на ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.
Вместе с тем, в соответствии с нормами Закона заказчик при размещении заказа для государственных и муниципальных нужд осуществляет формирование отдельных лотов самостоятельно с учетом требований действующего законодательства Российской Федерации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд, и о защите конкуренции.
Дополнительно считаем целесообразным обратить внимание заявителя, что в настоящее время вступила в законную силу Номенклатура товаров, работ, услуг для нужд заказчика, утвержденная приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 7 июня 2011 г. N 273.
2. В соответствии с частью 2 статьи 34 Закона документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. Таким образом, заказчик устанавливает требования к качеству и техническим характеристикам товаров, работ, услуг, являющихся предметом аукциона самостоятельно. В то же время, пунктом 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции установлен запрет на создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах. Таким образом, установление требований к качеству товаров, работ, услуг, заведомо создающих преимущество отдельным участникам размещения заказа для государственных или муниципальных нужд не допускается.
3. В соответствии с частью 2 статьи 4 Закона в случае, если создан орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление функций по размещению заказов для заказчиков (уполномоченный орган), он осуществляет функции по размещению заказов для заказчиков, определенные решением о создании соответствующего уполномоченного органа, за исключением подписания государственных или муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд соответствующих заказчиков, которые подписываются соответствующими заказчиками. Порядок взаимодействия уполномоченного органа и заказчиков должен устанавливаться решением о создании такого уполномоченного органа.
Таким образом, правомочие уполномоченного органа проводить совместные торги в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд устанавливается решением о создании такого уполномоченного органа. Обращаем внимание, что Закон не связывает наличие у уполномоченного органа собственных нужд с наличием у него упомянутого правомочия.
4. В соответствии с положениями Закона при размещении заказа для государственных или муниципальных нужд заказчик, уполномоченный орган вправе определить обязательства по контракту, которые должны быть обеспечены, а в случае поставок новых машин и оборудования, начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) на поставки которых составляет пятьдесят миллионов рублей и более, поставок медицинского оборудования обязаны определить такие обязательства (в том числе обязательства о предоставлении вместе с новыми машинами и оборудованием гарантий производителя и поставщика на товар) и обязательство о предоставлении вместе с товаром обеспечения гарантии поставщика на товар в размере от двух до десяти процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота). Порядок и срок предоставления обеспечения определяется Гражданским кодексом Российской Федерации с учетом требований положений Закона о заключении контракта по результатам размещения заказа.
В соответствии с положениями Закона в случае, если заказчиком, уполномоченным органом установлено требование обеспечения исполнения контракта, контракт заключается только после предоставления участником конкурса, с которым заключается контракт, безотзывной банковской гарантии, выданной банком или иной кредитной организацией, договора поручительства или передачи заказчику в залог денежных средств, в том числе в форме вклада (депозита), в размере обеспечения исполнения контракта, предусмотренном конкурсной документацией. Способ обеспечения исполнения контракта из указанных в настоящей части способов определяется таким участником конкурса самостоятельно. Если победителем конкурса или участником конкурса, с которыми заключается контракт, является бюджетное учреждение и заказчиком, уполномоченным органом установлено требование обеспечения исполнения контракта, предоставление обеспечения исполнения контракта не требуется.
5. В соответствии с положениями Закона заявка участника размещения заказа для государственных или муниципальных нужд должна содержать сведения и документы об участнике размещения заказа, подавшем такую заявку, в том числе полученную не ранее чем за шесть месяцев до дня размещения заказа выписку из единого государственного реестра юридических лиц или нотариально заверенную копию такой выписки, а также копии учредительных документов юридического лица. В то же время в соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы о конкретном юридическом лице или индивидуальном предпринимателе предоставляются в виде: выписки из соответствующего государственного реестра; копии документа (документов), содержащегося в соответствующем государственном реестре; справки об отсутствии запрашиваемой информации. Таким образом, выписка из реестра и копии документов, содержащиеся в соответствующем реестре, являются различными видами сведений о лице, предоставляемых уполномоченным органом в сфере регистрации юридических лиц и носящих официальный характер. При этом Закон не указывает на необходимость предоставления соответствующих сведений в двух формах одновременно и не содержит требований о предоставлении копии учредительных документов с отметкой регистрирующего органа. Исходя из вышеизложенного, копии документов изготавливаются и заверяются участником размещения заказа самостоятельно, редакции соответствующих документов должны быть актуальными и соответствовать сведениям о юридическом лице, внесенным в единый государственный реестр юридических лиц.
Обращаем внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти в случае, если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов. Минэкономразвития России - федеральный орган исполнительной власти ни действующим законодательством, ни положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, не наделен компетенцией по разъяснению законодательства Российской Федерации.
Врио директора |
Е.А. Беликова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства экономического развития РФ от 12 августа 2011 г. N Д02-6199 "О разъяснении законодательства Российской Федерации в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"
Текст письма официально опубликован не был