Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) в составе:
ведущего заседание Комиссии - заместителя начальника Управления контроля размещения государственного заказа Абрамова Г.А.,
членов Комиссии:
заместителя начальника правового отдела Управления контроля размещения государственного заказа Семенова Р.В.,
советника Управления контроля размещения государственного заказа Вершининой И.А.,
ведущего консультанта правового отдела Управления контроля размещения государственного заказа Киселевой О.В.,
главного государственного инспектора отдела жалоб Управления контроля размещения государственного заказа Почекутова К.В.,
при участии представителей ОАО "Фармстандарт" Архангельской М.А. (доверенность от 10.01.2012 N 23), Соболевской Е.А. (доверенность от 31.08.2012 N 940), Зайцева Д.И. (доверенность от 31.08.2012 N 939), представителей Министерства здравоохранения Российской Федерации Бреевой Е.А. (доверенность от 25.07.2012 N ПД-МЗ-10), Емельянова В.Ю. (доверенность от 16.08.2012 N ПД-МЗ-17), представители ЗАО "Сбербанк-автоматизированная система торгов" на заседание Комиссии не явились, о дате, месте и времени рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ОАО "Фармстандарт" (далее - Заявитель) на действия Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - Заказчик), содержащие признаки нарушения законодательства Российской Федерации о размещении заказов, при проведении ЗАО "Сбербанк - автоматизированная система торгов" (далее - Оператор электронной площадки) открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку лекарственного препарата Ритуксимаб концентрат для приготовления раствора для инфузий 10 мг/мл 50 мл в рамках реализации постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2011 N 1155 "О закупках лекарственных препаратов, предназначенных для лечения больных злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей" (номер извещения 0195100000212000024) (далее - Аукцион) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 14.11.2007 N 379, установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, выразившимися в неправомерном изменении условий поставки товара при заключении контракта.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при размещении заказа:
1) начальная (максимальная) цена контракта - 1 556 847 147 рублей;
2) извещение о проведении Аукциона размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг - 26.07.2012;
3) на участие в Аукционе подана 1 (одна) заявка от участника размещения заказа;
4) к участию в Аукционе допущен 1 (один) участник размещения заказа.
Согласно протоколу подведения итогов Аукциона от 15.08.2012 N 0195100000212000024-2 в соответствии с частью 7 статьи 41.9 Закона о размещении заказов Аукцион признан несостоявшимся.
В соответствии с частью 2 статьи 41.12 Закона о размещении заказов заказчик, уполномоченный орган в течение пяти дней со дня размещения на электронной площадке указанного в части 8 статьи 41.11 Закона о размещении заказов протокола направляют оператору электронной площадки без подписи заказчика проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником открытого аукциона, с которым заключается контракт, сведений о товаре (товарный знак и (или) конкретные показатели товара), указанных в заявке на участие в открытом аукционе в электронной форме такого участника, в проект контракта, прилагаемого к документации об открытом аукционе в электронной форме.
Согласно пункту 12 Таблицы требований документации об Аукционе и пункту 7.4 проекта государственного контракта документации (с учетом внесенных в документацию об Аукционе изменений от 23.07.2012) об Аукционе Заказчиком установлено, что если поставляемый товар включен в Единый перечень продукции, подлежащей сертификации, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии" (раздел 9381) (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 982), документом, подтверждающим соответствие товара является сертификат соответствия либо декларация о соответствии в случаях, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2012 N 213 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 982" (опубликовано в Российской газете от 28.03.2012 N 67, вступило в силу с 28.05.2012).
Если поставляемый товар включен в Единый перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 982, документом, подтверждающим соответствие, является декларация о соответствии.
Учитывая изложенное, в случае если лекарственный препарат произведен методом генетической инженерии, его соответствие подтверждается сертификатом соответствия или декларацией о соответствии, выданной до 28.05.2012 и действующей на момент поставки товара.
При этом, решение о наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии принимается на стадии заключения государственного контракта на поставку лекарственного препарата исходя из регистрационного досье лекарственного препарата, определяющего метод его производства.
Представители Заявителя на заседании Комиссии пояснили, что при заключении государственного контракта Заказчиком через Оператора электронной площадки в адрес Заявителя направлен проект государственного контракта, согласно пункту 7.4 которого: "документом, подтверждающим соответствие качества поставляемого товара является сертификат соответствия или декларация о соответствии, выданная до 28.05.2012", что нарушает права и законные интересы Заявителя, поскольку в поданной Заявителем на участие в Аукционе заявке, признанной Аукционной комиссией Заказчика соответствующей требованиям документации об Аукционе, указано, что: "документом, подтверждающим качество поставляемого товара является декларация о соответствии".
Таким образом, представители Заявителя полагают, что Заказчиком при заключении государственного контракта были изменены изначально установленные в документации об Аукционе условия поставки товара, исходя из которых Заявителем подавалась заявка на участие в Аукционе.
Согласно статье 18 Федерального закона Российской Федерации от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (в ред. от 28.07.2012) подтверждение соответствия осуществляется в целях удостоверения соответствия продукции техническим регламентам, стандартам, сводам правил, условиям договоров, т.е. подтверждением качества продукции.
В соответствии со статьей 20 Федерального закона Российской Федерации от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (в ред. от 28.07.2012) подтверждение соответствия на территории Российской Федерации может носить добровольный или обязательный характер. Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах:
- принятия декларации о соответствии (далее - декларирование соответствия);
- обязательной сертификации.
Вместе с тем, согласно части 3 статьи 23 Федерального закона Российской Федерации от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (в ред. от 28.07.2012) декларация о соответствии и сертификат соответствия имеют равную юридическую силу и действуют на всей территории Российской Федерации в отношении каждой единицы продукции, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации во время действия декларации о соответствии или сертификата соответствия, в течение срока годности или срока службы продукции, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно представленным на заседании Комиссии документам и сведениям, международному непатентованному наименованию "Ритуксимаб" соответствует только одно торговое наименование "Мабтера", которому согласно Общероссийскому классификатору продукции ОК 005-93 (в редакции от 22.04.2012) присвоен код - ОКП 933580 - "Средства противораковые прочие" класса "Медикаменты, химико-фармацевтическая продукция и продукция медицинского назначения". Также, в соответствии с декларацией соответствия от 18.07.2012 данное лекарственное средство ("Мабтера") задекларировано с кодом - ОКП 933580.
На заседании Комиссией установлено, что постановление Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 982 содержит информацию о продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, с указанием нормативных документов, устанавливающих обязательные требования к продукции, представленную в двух частях по двум формам подтверждения соответствия: обязательная сертификация и декларирование соответствия. Внутри каждой части информация сгруппирована по разделам в соответствии со сферой ведения федеральных органов исполнительной власти в формате, содержащем наименование объекта, код позиции объекта по Общероссийскому классификатору продукции ОК 005-93, обозначение определяющего нормативного документа, подтверждаемые требования нормативного документа. В подзаголовках указан код группы продукции по ОК 005-93, определенный постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 982. Конкретные виды продукции в пределах каждой группы приводятся в порядке возрастания кодов ОК 005-93.
Аналогичную позицию толкования постановления высказывает также Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии в письме от 27.07.2012.
Комиссия пришла к выводу о том, что если продукция включена в единый перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 982, то такую продукцию необходимо декларировать. И наоборот, если продукция включена в единый перечень продукции подлежащей обязательной сертификации, то соответственно на такую продукцию необходимо получать сертификат соответствия ГОСТ Р.
На заседании Комиссии установлено, что согласно второй части постановления Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 982, лекарственный препарат с кодом - ОКП 933580 - входит в перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии.
На основании вышеизложенного, документом, подтверждающим качество поставляемого лекарственного препарата "Ритуксимаб концентрат для приготовления раствора для инфузий 10 мг/мл 50 мл" (торговое наименование "Мабтера"), является декларация о соответствии.
Таким образом, действия Заказчика, выразившиеся в изменении изначально установленных в документации об Аукционе условий поставки товара при заключении государственного контракта, нарушают часть 2 статьи 41.12 Закона о размещении заказов.
На основании изложенного и руководствуясь частями 5, 9 статьи 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 14.11.2007 N 379, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ОАО "Фармстандарт" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 2 статьи 41.12 Закона о размещении заказов.
3. Выдать Заказчику, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о размещении заказов.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Ведущий заседание Комиссии: |
Г.А. Абрамов |
члены Комиссии: |
Р.В. Семенов |
|
И.А. Вершинина |
|
О.В. Киселева |
|
К.В. Почекутов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 4 сентября 2012 г. N К-1692/12 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о размещении заказов" (доведено письмом Федеральной антимонопольной службы от 7 сентября 2012 г. N ГЗ/02879)
Текст решения официально опубликован не был