Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) в составе:
ведущей заседание Комиссии - начальника отдела нормотворчества и взаимодействия с территориальными органами Управления контроля размещения государственного заказа Кашиной М.Н.,
членов комиссии:
заместителя начальника Управления контроля размещения государственного заказа Абрамова Г.А.,
заместителя начальника отдела проверок Управления контроля размещения государственного заказа Марковой Н.В.,
ведущего консультанта отдела правоприменительной практики и методологии Управления контроля размещения государственного заказа Мариновой Ю.П.,
консультанта отдела проверок Управления контроля размещения государственного заказа Савельевой Е.Е.,
при участии представителей ОАО "СКМ Инжиниринг" Конончука А.А., Областного бюджетного учреждения "Управление капитального строительства Липецкой области" Рыловой И.А. Масоловой М.А., Хлопковой С.И., представителей ЗАО "Сбербанк-ACT" на заседание Комиссии не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ОАО "СКМ Инжиниринг" (далее - Заявитель) на действия Областного бюджетного учреждения "Управление капитального строительства Липецкой области" (далее - Заказчик), содержащие признаки нарушения законодательства Российской Федерации о размещении заказов, при проведении ЗАО "Сбербанк-ACT" (далее - Оператор электронной площадки) открытого аукциона в электронной форме на право заключения контракта на строительство объекта "под ключ": "Многофункциональный спортивный комплекс в г. Липецке" (номер извещения 0346200015612000042) (далее - Аукцион в электронной форме) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Оператором электронной площадки Аукциона в электронной форме.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя 17.09.2012 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы были запрошены дополнительные документы и сведения у Заказчика и Заявителя, в связи с чем рассмотрение жалобы перенесено на 18.09.2012.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. В документации об Аукционе в электронной форме не установлен срок выполнения работ, поставки оборудования по Аукциону в электронной форме.
2. Положения документации об Аукционе в электронной форме не соответствуют части 1 статьи 9 Закона о размещении заказов, а именно пункт 6.2 и пункт 11.1 проекта контракта документации об Аукционе в электронной форме.
3. В документации об Аукционе в электронной форме неправомерно установлен порядок оплаты выполнения работ по Аукциону в электронной форме в части аванса, а именно пункт 2.4.1 проекта контракта документации об Аукционе в электронной форме.
4. Заказчиком неправомерно установлено обоснование начальной (максимальной) цены контракта документации об Аукционе в электронной форме.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона в электронной форме Заказчик действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона в электронной форме, документацией об Аукционе в электронной форме, протоколами, составленными при размещении заказа:
1) начальная (максимальная) цена контракта - 4 760 570 000 рублей;
2) извещение о проведении Аукциона в электронной форме размещено 24.08.2012;
3) Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе в электронной форме - 21.09.2012 15:00.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Комиссия установила следующее:
1. Согласно пункту 7 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частью 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов сведениями должна содержать место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг.
Согласно пункту 6.2 проекта контракта документации об Аукционе в электронной форме "срок выполнения всего объема работ, предусмотренного настоящим Договором и приложениями к нему, являющимися неотъемлемой частью Договора, в том числе получение разрешения на ввод Объекта в эксплуатацию с соответствующим документальным оформлением - октябрь 2014 года".
Таким образом, довод Заявителя о том, что в документации об Аукционе в электронной форме не установлен срок выполнения работ, поставки оборудования по Аукциону в электронной форме, не нашел своего подтверждения.
2. Согласно части 1 статьи 9 Закона о размещении заказов гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений заключаются на срок, не превышающий трех лет, за исключением гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, реставрации, капитальному ремонту, обслуживанию и (или) эксплуатации объектов капитального строительства, а также образовательных (высшее и среднее профессиональное образование) услуг, научно - исследовательских и опытно - конструкторских работ, которые могут заключаться на срок, превышающий три года, в случае, если длительность производственного цикла выполнения данных работ, услуг составляет более трех лет.
Согласно пункту 11.1 проекта контракта документации об Аукционе в электронной форме "договор вступает в силу с момента его подписания представителями Сторон и действует до 25 декабря 2020 года...".
Согласно пункту 6.2 проекта контракта документации об Аукционе в электронной форме "срок выполнения всего объема работ, предусмотренного настоящим Договором и приложениями к нему, являющимися неотъемлемой частью Договора, в том числе получение разрешения на ввод Объекта в эксплуатацию с соответствующим документальным оформлением, - октябрь 2014 года".
Таким образом, длительность производственного цикла составляет менее трех лет, а действие контракта распространяются до 2020 года, то есть на восемь лет, что нарушает часть 1 статьи 9 Закона о размещении заказов и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. В соответствии с пунктом 8 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частью 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов сведениями должна содержать форму, сроки и порядок оплаты товара, работ, услуг.
Согласно пункту 4.1.2 проекта контракта документации об Аукционе в электронной форме "Оплата в размере 15 (пятнадцать) % от цены, указанной в п. 2.2 Договора, что составляет _____(__________) руб., оплачивается платежом в рублях банковским переводом на счет Исполнителя в течение 2012 - 2014 г.г., согласно бюджетной росписи и лимитам бюджетных обязательств. При этом вся сумма авансового платежа засчитывается в счет выполненных работ.
Оплата оставшейся части в размере 85 (восемьдесят пять) % от цены, указанной в п. 2.2 Договора, а именно _____(__________) руб., а также стоимости рассрочки платежа, указанной в п. 2.3 Договора, а именно _____(__________) руб., осуществляется Заказчиком Исполнителю в течение 7 календарных лет после получения Разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и в соответствии с Графиком платежей (Приложение N 1 к Договору). График платежей подлежит изменению в случаях, предусмотренных п.п. 2.11, 8.3.1 и 10.2".
Таким образом, Заказчиком в документации об Аукционе в электронной форме не установлен порядок оплаты аванса по каждому году, а также отсутствует график платежей.
Указанные действия Заказчика нарушают пункт 8 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Согласно части 2 статьи 19.1 Закона о размещении заказов в документации об открытом аукционе в электронной форме указывается обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), содержащее полученные заказчиком, уполномоченным органом информацию или расчеты и использованные заказчиком источники информации о ценах товаров, работ, услуг, в том числе путем указания соответствующих сайтов в сети "Интернет" или иного указания.
Документация об Аукционе в электронной форме содержит обоснование начальной (максимальной) цены контракта, согласно которому стоимость строительно-монтажных работ и оборудования согласно сметам составляет 4 032 000 000 рублей. При этом начальная (максимальная) цена контракта установлена Заказчиком в размере 4 760 573, 421 рублей.
На заседании комиссии представители Заказчика пояснили, что разница между ценой строительно-монтажных работ и оборудования, указанной в сметах, и начальной (максимальной) ценой контракта, установленной Заказчиком в документации об Аукционе в электронной форме, обусловлена затратами, связанными с рассрочкой платежа.
При этом в документации об Аукционе в электронной форме не содержится обоснование начальной (максимальной) цены контракта в размере 4 760 573, 421 рублей, в том числе не представлены проведенные заказчиком расчеты по установлению готовой процентной ставки в размере 7,5 %.
Таким образом, Заказчиком при формировании начальной (максимальной) цены контракта нарушена часть 2 статьи 19.1 Закона о размещении заказов, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. В силу части 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 Закона о размещении заказов.
Согласно части 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе не может содержать требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
В соответствии с пунктом 1.2 Положения об организации строительства объектов "под ключ", утвержденного Постановлением Госстроя СССР от 10 ноября 1989 года N 147, строительство объектов "под ключ" осуществляется как единый непрерывный комплексный процесс создания готовой строительной продукции.
Вместе с тем применение данной нормы должно осуществляться с учетом действующего законодательства Российской Федерации о размещении заказов и антимонопольного законодательства, исходя из содержания которых допускается включение в состав одного предмета торгов выполнения строительных работ, а также оборудования, поставка и установка которого технологически и функционально связаны со строительно-монтажными работами.
Таким образом, при осуществлении строительства объекта "под ключ" заказчик вправе предусмотреть в документации о торгах необходимость поставки и монтажа оборудования, неразрывно связанного с объектом строительства.
Вместе с тем Заказчиком в документации об Аукционе наряду со строительно-монтажными работами предусмотрена поставка оборудования, технологически и функционально не связанного с объектом строительства. Так, например, ведомость объемов работ N 1 - 21 документации об Аукционе в электронной форме содержит требуемое к поставке оборудование: "хоккейные ворота, размер 1,22x1,83 м, красного цвета, верхняя перекладина из материала диаметром 50 мм, белая рама для фиксации сетки ворот", "USB - устройство считывания", "громкая сирена для сигнализации времени", "активная акустическая система 612", "активная компактная широкополюсная акустическая система" и т.д.
Исходя из вышеизложенного положения документации об Аукционе ограничивают количество участников размещения заказа, что не соответствует части 3.1 статьи 34, нарушает часть 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частями 5, 9 статьи 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ОАО "СКМ Инжиниринг" обоснованной в части неправомерного установления порядка оплаты по Аукциону в электронной форме, неправомерного установления обоснования начальной (максимальной) цены по Аукциону в электронной форме, неправомерного установления срока действия контракта по Аукциону в электронной форме.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 1 статьи 9, части 2 статьи 19.1, части 1 статьи 41.6, пункта 8 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
3. Выдать Заказчику, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о размещении заказов.
4. Передать материалы дела от 18.09.2012 N К-1796/12 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Ведущая заседание Комиссии: |
М.Н. Кашина |
члены Комиссии: |
Г.А. Абрамов |
|
Н.B. Маркова |
|
Ю.П. Маринова |
|
Е.Е. Савельева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 18 сентября 2012 г. N К-1796/12 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о размещении заказов" (доведено письмом Федеральной антимонопольной службы от 21 сентября 2012 г. N ГЗ/02993)
Текст решения официально опубликован не был