Определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 29 марта 2012 г. N 48-О12-21
(извлечение)
По приговору Челябинского областного суда от 28 июля 2008 г. К. осужден по совокупности преступлений, предусмотренных ч. 4 ст. 188, ч. 1 ст. 30, пп. "а", "г" ч. 3 ст. 228.1 УК РФ.
Этим же приговором К. оправдан по ч. 2 ст. 210 УК РФ.
В связи с оправданием по ч. 2 ст. 210 УК РФ К. обратился в суд с заявлением о признании за ним права на реабилитацию.
Постановлением судьи от 16 декабря 2011 г. в признании права на реабилитацию отказано.
В кассационной жалобе К. просил отменить постановление судьи от 16 декабря 2011 г.
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ 29 марта 2012 г. кассационную жалобу удовлетворила, а постановление отменила, указав следующее.
В обоснование принятого решения судья указал, что уголовно-процессуальный закон не содержит положений, предусматривающих в случае оправдания лица по части инкриминированных ему преступлений признание за ним права на реабилитацию, а все действия, совершение которых было инкриминировано К. органами предварительного следствия, нашли свое подтверждение в судебном заседании, за их совершение К. был осужден.
Между тем, отказывая в удовлетворении заявления К. о признании за ним права на реабилитацию в связи с оправданием его по ч. 2 ст. 210 УК РФ, судья не учел, что в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 133 УПК РФ право на реабилитацию, в том числе право на возмещение вреда, связанного с уголовным преследованием, имеет подсудимый, в отношении которого вынесен оправдательный приговор.
Поскольку К. по приговору суда был оправдан по ч. 2 ст. 210 УК РФ, то он не был осужден за действия, связанные с участием в преступном сообществе и совершением в его составе конкретных преступлений, т.е. за действия, представляющие отдельный состав уголовного преступления, а поэтому в соответствии с законом является лицом, указанным в п. 1 ч. 2 ст. 133 УПК РФ.
Вопрос о том, был ли К. в связи с оправданием ограничен в каких-либо свободах или правах либо в отношении его наступили какие-либо негативные последствия, подлежит выяснению лишь при непосредственном рассмотрении заявления реабилитированного лица о возмещении вреда.
Кроме того, отсутствие в приговоре указания на признание за лицом права на реабилитацию не может служить основанием для отказа в реабилитации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 29 марта 2012 г. N 48-О12-21 (извлечение)
Текст определения опубликован в Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации, сентябрь 2012 г., N 9