Департамент развития конкуренции рассмотрел обращение на имя Президента Российской Федерации Д.А. Медведева по вопросу обеспечения заявок на участие в торгах, исполнения государственного контракта и сообщает свое мнение.
Закупка товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон).
Положениями Закона предусмотрена возможность установления со стороны заказчика требования:
- о внесении денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе. Размер данного обеспечения может устанавливаться в пределах до пяти процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) (часть 4 статьи 20 и часть 5 статьи 32 Закона);
- обеспечения исполнения государственного (муниципального) контракта. Размер обеспечения может устанавливаться в пределах до тридцати процентов от начальной (максимальной) цены контракта (цены лота). В случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчики обязаны устанавливать требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), но не менее, чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса), или в случае, если размер аванса превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, в размере, не превышающем на двадцать процентов размер аванса, но не менее чем размер аванса (пункт 15.2 части 4 статьи 22 и пункт 9 части 4 статьи 34 Закона).
Указанные защитные механизмы, предусмотренные Законом, установлены в целях защиты интересов государственных и муниципальных заказчиков, а также расходуемых ими бюджетных средств от недобросовестных участников размещения заказов и от рисков, связанных с действиями недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Статьей 15 Закона предусмотрена возможность проведения заказчиками специальных процедур размещения заказа, участниками которых могут быть только субъекты малого предпринимательства.
В соответствии с указанной статьей государственные заказчики, за исключением случаев размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд обороны страны и безопасности государства, и муниципальные заказчики обязаны осуществлять размещение заказов у субъектов малого предпринимательства в размере не менее чем десять и не более чем двадцать процентов общего годового объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг в соответствии с перечнем товаров, работ, услуг, установленным Правительством Российской Федерации, путем проведения торгов, запроса котировок, в которых участниками размещения заказа являются такие субъекты, а государственные заказчики в случаях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд обороны страны и безопасности государства вправе осуществлять такое размещение заказов.
При этом, в извещении о проведении торгов, либо запроса котировок, должна содержаться информация об участии субъектов малого предпринимательства в указанных процедурах размещения заказов. Заявки, поданные участниками размещения заказов, не являющимися субъектами малого предпринимательства, подлежат отклонению. Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2009 г. N 237 утверждена предельная начальная (максимальная) цена контрактов (15 млн. руб.) и перечень товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, размещение заказов на которые осуществляется у субъектов малого предпринимательства путем проведения соответствующих торгов, запросов котировок.
В целях поддержки субъектов малого предпринимательства к процедурам размещения заказов для государственных и муниципальных нужд, в том числе к открытым аукционам в электронной форме, Минэкономразвития России разработало и внесло (письмо от 13 марта 2010 г. N 3618-ЭН/Д22) в Правительство Российской Федерации законопроект, в соответствии с которым предусмотрен сниженный с 5 % до 2 % от начальной (максимальной) цены контракта предельный размер обеспечения заявки на участие в торгах, который может применить заказчик при размещении заказов для государственных и муниципальных нужд, проводимых среди субъектов малого предпринимательства согласно статье 15 Закона 94-ФЗ.
Установление сниженного предельного размера обеспечения заявки на участие в торгах призвано повысить уровень участия субъектов малого предпринимательства в государственных и муниципальных закупках через упрощение доступа к процедурам размещения заказов для государственных и муниципальных нужд.
Заместитель директора |
А.Т. Катамадзе |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства экономического развития РФ от 9 июня 2010 г. N Д22-800 "Об обеспечении заявок на участие в торгах, исполнения государственного контракта"
Текст письма официально опубликован не был