Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 4 октября 2012 г. N 05-3903
В Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) поступают многочисленные обращения от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия Российской Федерации в области образования (далее - уполномоченные органы), а также образовательных учреждений, расположенных на территории субъектов Российской Федерации, по вопросам, касающимся проведения государственной аккредитации образовательных учреждений, в том числе:
использования уполномоченным органом при проведении государственной аккредитации образовательных учреждений среднего профессионального образования (далее - образовательные учреждения СПО) критериев показателей, необходимых для определения их типа и вида, утвержденных приказом Рособрнадзора от 25 октября 2011 г. N 2267 "Об утверждении критериев показателей, необходимых для определения типа и вида образовательного учреждения высшего профессионального и среднего профессионального образования" (зарегистрирован Минюстом России 27 декабря 2011 г., рег. N 22764) (далее - приказ Рособрнадзора от 25 октября 2011 г. N 2267);
переоформления свидетельства о государственной аккредитации (далее - свидетельство) на период до окончания срока его действия в случаях:
государственной аккредитации неаккредитованных образовательных программ начального и среднего профессионального образования, реализуемых образовательным учреждением в рамках ранее аккредитованных укрупненных групп направлений подготовки и специальностей;
установления иного государственного статуса образовательного учреждения в течение срока действия свидетельства и сроках представления образовательным учреждением соответствующего заявления для переоформления свидетельства в уполномоченный орган.
По существу вопросов Рособрнадзор считает целесообразным разъяснить следующее.
1. В соответствии с абзацем 3 пункта 6 статьи 12 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" (далее - Закон), пунктом 6 Положения о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2011 г. N 184, критерии показателей, необходимых для определения типа и вида образовательного учреждения, устанавливаются Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки или уполномоченным органом в соответствии с их компетенцией.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 28.1 Закона к компетенции уполномоченных органов относятся полномочия по государственной аккредитации образовательных учреждений, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (за исключением образовательных учреждений, указанных в подпункте 24 статьи 28 Закона).
Исходя из приведенных норм, уполномоченные органы не имеют правовых оснований для применения приказа Рособрнадзора от 25 октября 2011 г. N 2267 при проведении государственной аккредитации образовательных учреждений СПО.
Решения уполномоченного органа о государственной аккредитации образовательных учреждений СПО, принятые на основании указанного приказа Рособрнадзора, могут быть признаны необоснованными и подлежащими отмене.
Уполномоченному органу надлежит самостоятельно установить критерии показателей, необходимых для определения типа и вида образовательного учреждения, на основании приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 сентября 2011 г. N 2253 "Об утверждении перечней показателей деятельности образовательных учреждений высшего профессионального, среднего профессионального и начального профессионального образования, необходимых для установления их государственного статуса" (зарегистрирован Минюстом России 11 октября 2011 г., рег. N 22010).
Вместе с тем при их разработке могут учитываться критерии показателей, утвержденные приказом Рособрнадзора от 25 октября 2011 г. N 2267.
2. В соответствии с абзацем 2 пункта 6 статьи 33.2 Закона при проведении государственной аккредитации основных профессиональных образовательных программ аккредитационный орган принимает решение о государственной аккредитации или об отказе в государственной аккредитации в отношении каждой укрупненной группы направлений подготовки и специальностей, к которой относятся заявленные для государственной аккредитации основные профессиональные образовательные программы (с учетом уровня образования и присваиваемой квалификации (степени). Все основные профессиональные образовательные программы, реализуемые в аккредитованном образовательном учреждении и (или) его аккредитованном филиале в соответствии с лицензией и относящиеся к аккредитованным укрупненным группам направлений подготовки и специальностей (с учетом уровня образования, установленного подпунктами 3, 4 пункта 5 статьи 27 Закона, и присваиваемой квалификации (степени), являются аккредитованными.
Из этого следует, что образовательные учреждения, у которых приложение к свидетельству оформлено с указанием укрупненных групп направлений подготовки и специальностей, соответствующих аккредитованным основным профессиональным образовательным программам, не должны представлять в уполномоченный орган заявление о переоформлении свидетельства с целью государственной аккредитации образовательных программ, не заявленных ранее к государственной аккредитации, относящихся к аккредитованным укрупнённым группам направлений подготовки и специальностей (с учетом уровня образования и присваиваемой квалификации (степени).
Необходимо отметить, что решения уполномоченного органа о переоформлении свидетельства образовательного учреждения с целью государственной аккредитации таких образовательных программ, принятые в нарушение законодательства Российской Федерации в области образования, могут быть признаны необоснованными и подлежащими отмене.
3. Переоформление свидетельства, выданного образовательному учреждению в течение срока действия свидетельства с целью установления иного государственного статуса образовательного учреждения, осуществляется уполномоченным органом согласно подпункту 3 пункта 26 статьи 33.2 Закона.
Каких-либо ограничений, связанных со сроками предоставления образовательным учреждением в уполномоченный орган заявления о переоформлении свидетельства по данному основанию, законодательством Российской Федерации в области образования не предусмотрено.
В этой связи образовательное учреждение вправе представить в уполномоченный орган заявление о переоформлении свидетельства с целью установления иного государственного статуса на любом этапе срока действия свидетельства.
|
Н.Г. Ярошенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
По вопросам аккредитации образовательных учреждений разъяснено следующее.
Критерии показателей, необходимых для определения типа и вида учебного заведения, устанавливаются Рособрнадзором или уполномоченным органом.
Последний имеет полномочия в области аккредитации образовательных учреждений (кроме некоторых), расположенных на территории соответствующего субъекта Федерации.
В 2011 г. Рособрнадзором были установлены критерии показателей, необходимых для определения типа и вида учебного заведения высшего и среднего профобразования.
Разъяснено, что при аккредитации ссузов уполномоченные органы не должны пользоваться этими критериями. Они должны разработать свои (при этом можно учитывать критерии, принятые Рособрнадзором).
Кроме того, разъяснено следующее.
Аккредитация основных профессиональных образовательных программ проводится в отношении каждой укрупненной группы направлений подготовки и специальностей. Все основные профессиональные образовательные программы, реализуемые в аккредитованном учреждении и относящиеся к аккредитованным укрупненным группам направлений подготовки и специальностей, являются аккредитованными.
Таким образом, учебные заведения, у которых приложение к свидетельству оформлено с указанием укрупненных групп направлений подготовки и специальностей, соответствующих аккредитованным основным профессиональным образовательным программам, не должны переоформлять свидетельство.
Также разъяснено, что подать заявление о переоформлении свидетельства с целью установления иного госстатуса учреждения можно на любом этапе срока действия свидетельства.
Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 4 октября 2012 г. N 05-3903
Текст письма опубликован в Бюллетене "Официальные документы в образовании", ноябрь 2012 г., N 31, в журнале "Вестник образования", ноябрь 2012 г., N 21, в журнале "Вестник образования России", ноябрь 2012 г., N 22