Ассоциация российских банков повторно обращается в Банк России с целью получения разъяснений понятий "резидент" и "нерезидент", определенных в подпункте "а" пункта 6 части 1 статьи 1 Федерального закона 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон о валютном регулировании) (в редакции Федерального закона от 6 декабря 2011 года N 406-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" в части процедур валютного контроля" (далее - Закон N 406-ФЗ)).
5 июня 2012 года АРБ уже обращалась в Банк России с подобным вопросом (исх. N А-02/5-344), в ответ на который Департаментом финансового мониторинга и валютного контроля Банка России (исх. N 12-1-5/1264 от 18.07.2012 г.) было рекомендовано обратиться в Министерство иностранных дел Российской Федерации.
С целью получения ответа на вопрос об определении перечня документов, подтверждающих постоянное проживание граждан Российской Федерации на территории иностранных государств, отметок в заграничных паспортах граждан Российской Федерации, свидетельствующих о пребывании этих граждан на территории иностранных государств (пересечении ими границы Российской Федерации), 31 июля 2012 года Ассоциация направила в МИД РФ соответствующий запрос (исх. N А-01/5-452).
В ответе Первого заместителя Министра иностранных дел Российской Федерации А. Денисова (исх. N 7695/дэс от 11.09.2012 г.) (копия прилагается) содержится рекомендация обратиться в Банк России за разъяснениями по вопросам о необходимости контроля фактического срока проживания (пребывания) российского гражданина в иностранном государстве, а также о непрерывности этого срока.
В соответствии со статьями 5 и 22 Закона о валютном регулировании Банк России является органом валютного регулирования и органом валютного контроля за осуществлением валютных операций кредитными организациями.
Учитывая указанные полномочия и, прежде всего, компетенцию Банка России по применению к кредитным организациям мер воздействия за нарушение валютного законодательства и актов органов валютного регулирования, повторно просим Вас высказать официальную позицию Банка России относительно содержания понятий "резидент" "нерезидент" для целей применения Закона о валютном регулировании.
Из подпункта "а" пункта 6 части 1 статьи 1 Закона о валютном регулировании (в редакции Закона N 406-ФЗ) следует, что резидентами считаются физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, за исключением граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в иностранном государстве не менее одного года, в том числе имеющих выданный уполномоченным государственным органом соответствующего иностранного государства вид на жительство, либо временно пребывающих в иностранном государстве не менее одного года на основании рабочей визы или учебной визы со сроком действия не менее одного года или на основании совокупности таких виз с общим сроком действия не менее одного года.
Ответы на ряд поставленных Ассоциацией вопросов содержатся в вышеупомянутом письме МИД России. В частности, согласно разъяснению МИД России документы, которые должен предъявить гражданин Российской Федерации для доказательства своего постоянного проживания в иностранном государстве перечислить невозможно, поскольку такие документы, а также требования к их оформлению, устанавливаются законодательством каждого конкретного иностранного государства.
Однако не до конца ясно, каким образом следует считать фактический срок постоянного (временного) пребывания "не менее года" и по каким документам его контролировать. Из ответа МИД России следует, что банк может определить срок отсутствия гражданина РФ на территории Российской Федерации по отметкам, проставляемым пограничными органами в его паспорте при пересечении Государственной границы Российской Федерации.
Учитывая, что граждане Российской Федерации могут иметь несколько заграничных паспортов, просим Вас разъяснить, будут ли Банком России применяться меры административного воздействия к уполномоченному банку за то, что он не смог установить факт постоянного пребывания гражданина РФ за границей, поскольку в банк для обозрения был представлен один заграничный паспорт, а информация о пересечении Государственной границы РФ находилась в другом паспорте?
Наряду с изложенным просим Вас высказать официальную позицию Банка России определения общего срока пребывания гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.
Так, из подпункта "а" пункта 6 части 1 статьи 1 Закона о валютном регулировании следует, что при решении вопроса об общем сроке пребывания на территории иностранного государства должна учитываться "совокупность виз с общим сроком действия не менее одного года". Из указанной нормы неясно, какой период времени должен рассматриваться для применения правила о совокупности виз. Например, общий годичный срок нахождения гражданина на территории иностранного государства может быть получен путем сложения сроков пребывания за границей, допустим, за всю жизнь физического лица, либо, предположим, за двадцать лет. Однако вряд ли обоснованно значительную часть российских туристов признавать нерезидентами.
В связи с изложенным полагаем, что рассматриваемая норма Закона о валютном регулировании нуждается в корректировке. До разработки соответствующего Законопроекта, полагаем, что общий срок, в пределах которого может быть применено правило о "совокупности виз" не должен превышать срока действия заграничного паспорта гражданина.
Президент |
Г.А. Тосунян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Ассоциации российских банков от 3 октября 2012 г. N А-02/5-573 "Об отнесении физических лиц - граждан Российской Федерации к категории "резидентов" и "нерезидентов"
Текст письма официально опубликован не был