Решение Верховного Суда РФ от 2 июля 2008 г. N ВКПИ08-38
Именем Российской Федерации
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 11 ноября 2008 г. N КАС08-603 настоящее решение оставлено без изменения
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего - судьи Верховного Суда Российской Федерации генерал-майора юстиции Королева Л.А.,
при секретаре - лейтенанте юстиции Казаке В.А.
с участием: заявителя Фетюхина С.Т., старшего военного прокурора управления Главной военной прокуратуры полковника юстиции Богателии В.И., представителя заинтересованного липа Правительства Российской Федерации главного эксперта 1 направления 2 управления Главного правового управления Министерства обороны Российской Федерации полковника юстиции Украинцева О.Ю., представителя Министерства юстиции Российской Федерации ведущего консультанта отдела уголовного законодательства и законодательства о безопасности Департамента конституционного законодательства и законодательства о безопасности Министерства юстиции Российской Федерации Голованя В.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Фетюхина С.Т. признании недействующим и не подлежащим применению Перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2000 года N 752-р, в части отнесения к таковым военных городков "Колпашево-3" и "Колпашево-4", установил:
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2000 года N 752-р утвержден Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности. К числу таких закрытых военных городков отнесены и военные городки "Колпашево-3" и "Колпашево-4".
Фетюхин обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением, в котором просит признать указанный выше Перечень незаконным и не подлежащим применению в части отнесения военных городков "Колпашево-3" и "Колпашево-4" к числу имеющих жилищный фонд закрытых военных городков.
По мнению заявителя, отнесение военных городков "Колпашево-3" и "Колпашево-4" к числу имеющих жилищный фонд закрытых военных городков нарушает его как военнослужащего, имеющего выслугу более 20 лет и уволенного с военной службы в запас по состоянию здоровья, право на жилье, выразившееся, в том числе, в отказе в приватизации занимаемого им жилого помещения, а также другие права на свободу и личную неприкосновенность, свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства, на частную собственность, в том числе на землю, закрепленные в части 1 статьи 22, части 1 статьи 27, части 1 статьи 35, статье 36, части 1 статьи 40, статье 72 Конституции Российской Федерации.
Он также считает, что военные городки "Колпашево-3" и "Колпашево-4" не имеют необходимых признаков закрытых военных городков, поскольку их территория не является обособленной, то есть их границы не определены, большое количество квартир в домах этих городков приватизированы, и в них проживают лица, утратившие связь с Вооруженными Силами РФ, на территорию городков имеется свободный доступ не проживающих в них лиц, а Министерство обороны РФ не имеет полного права на землю этих городков.
На основании этих обстоятельств Фетюхин С.Т. делает вывод, что Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2000 года N 752-р, в части отнесения к таковым военных городков "Колпашево-3" и "Колпашево-4". противоречит пункту 6 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и статьям 129, 212 и 239 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании Фетюхин свои требования полностью поддержал.
Представитель Правительства Российской Федерации полковник юстиции Украинцев О.Ю. и представитель Министерства юстиции Российской Федерации Головань В.М. требования Фетюхина не признали и просили отказать ему в удовлетворении предъявленных требований, пояснив при этом, что оспариваемый нормативный правовой акт издан Правительством Российской Федерации в пределах его полномочий и не противоречит действующему законодательству.
Заслушав доводы заявителя Фетюхина С.Т. в обоснование поданного им заявления, а также представителя Правительства Российской Федерации полковника юстиции Украинцева О.Ю. и доводы представителя Министерства юстиции Российской Федерации Голованя В.М., возражавших против требований заявителя, исследовав материалы дела и выслушав заключение прокурора полковника юстиции Богателии В.И., полагавшего необходимым жалобу заявителя оставить без удовлетворения, Верховный Суд Российской Федерации находит заявление Фетюхина С.Т. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 114 и части 1 статьи 115 Конституции Российской Федерации, статьями 22 и 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" Правительство Российской Федерации осуществляет, в том числе, возложенные на него федеральными законами полномочия, на основании и во исполнение которых издает акты в форме постановлений и распоряжений, которые подписываются председателем Правительства Российской Федерации и обязательны для исполнения в Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" к закрытым военным городкам относятся расположенные в населенных пунктах военные городки воинских частей, имеющие систему пропусков, а так же отдельные обособленные военные городки воинских частей, расположенные вне населенных пунктов. Перечни закрытых военных городков утверждаются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации.
Следовательно, в соответствии с указанными положениями вышеназванного Федерального закона именно на Правительство Российской Федерации возложена обязанность по утверждению Перечня закрытых военных городков. При этом, исходя из смысла закона, военный городок, имеющий соответствующие признаки, указанные в пункте 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", может быть признан закрытым лишь в случае включения его в соответствующий Перечень, который утверждается Правительством Российской Федерации.
В рамках указанных конституционных норм, в соответствии с вышеназванными требованиями Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и на основании предоставленных полномочий Правительство Российской Федерации 1 июня 2000 года издало распоряжение N 752-р, утвердившее оспариваемый Фетюхиным Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности, в который были включены и военные городки "Коллашево-3" и "Колпашево-4".
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 1 июня 2000 года N 752-р официально опубликовано в установленном действующим законодательством порядке в "Собрании законодательства Российской Федерации" - 12 июня 2000 года, N 24, статья 2616.
Таким образом, оспариваемое Фетюхиным Распоряжение принято уполномоченным на то органом - Правительством Российской Федерации, в пределах его компетенции и в соответствии с требованиями части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации официально опубликовано для всеобщего сведения.
Вопреки доводам заявителя Фетюхина, оснований утверждать, что оспариваемая им часть Перечня противоречит статьям 129, 212 и 239 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункту 6 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и нарушает его права, предусмотренные частью 1 статьи 22, частью 1 статьи 27, частью 3 статьи 35, статьей 36, части 1 статьи 40, статьей 72 Конституции Российской Федерации, не имеется.
Из анализа статей 129, 212 и 239 Гражданского кодекса Российской Федерации (Федеральный закон от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ) усматривается, что они содержат нормы, регулирующие оборотоспособность объектов гражданских прав, в том числе и земли, перечисляющие формы собственности в Российской Федерации, определяющие перечень субъектов права собственности, отмечающие особенности его приобретения и прекращения на имущество, владение, пользование и распоряжение им применительно к отдельным категориям субъектов права собственности, регулирующие отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием участка, на котором оно находится.
В пункте 6 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" закреплена социальная гарантия при реализации военнослужащими, а также гражданами, уволенными с военной службы, и членами их семей права на жилье - безвозмездное получение в собственность занимаемых ими жилых помещений в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. При этом в этом же пункте указывается, что данная гарантия не распространяется на лиц, занимающих служебные жилые помещения и жилые помещения в закрытых военных городках.
Из анализа вышеназванных норм Федеральных законов видно, что Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности не противоречит им, поскольку в обжалуемой части Перечня только лишь перечислены места дислокации - город Колпашево Томской области и номера военных городков 3 и 4, имеющих жилищный фонд закрытых военных городков.
Доводы заявителя Фетюхина о том, что оспариваемая часть Перечня противоречит и нарушает его права, предусмотренные частью 1 статьи 22, частью 1 статьи 27, частью 3 статьи 35, статьей 36, части 1 статьи 40, статьей 72 Конституции Российской Федерации, в том числе, нарушает его право на жилье, выразившееся в отказе в приватизации занимаемого им жилого помещения, являются несостоятельными, поскольку данным распоряжением Правительства Российской Федерации утвержден только Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков - список с перечислением военных городков. Запрет же на приватизацию жилых помещений, находящихся в домах закрытых военных городков, установлен статьей 4 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями), иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а не оспариваемым распоряжением Правительства Российской Федерации.
По смыслу статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", наделение военных городков особым статусом - закрытых военных городков и установленное статьей 4 вышеназванного закона ограничение права на приватизацию жилых помещений в закрытых военных городках, направлено на закрепление жилой площади этих городков за военным ведомством для обеспечения военнослужащих и других лиц, имеющих связь с военным ведомством, жилыми помещениями в целях поддержания боевой готовности воинских частей и подразделений.
Вопреки мнению заявителя, не может служить препятствием для признания военных городков "Колпашево-3" и "Колпашево-4" закрытыми то обстоятельство, что в настоящее время многие их жители утратили связь с Вооруженными Силами Российской Федерации, что большое количество квартир в домах этих городков приватизированы, поскольку в данном случае эти лица могут быть переселены из этих закрытых военных городков в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Это обстоятельство и отдельные нарушения статуса закрытого военного городка, на которые ссылается в своем заявлении Фетюхин, свидетельствуют о невыполнении своих обязанностей должностными лицами гарнизона и указывают только лишь на то, что воинские должностные лица военного гарнизона не принимают необходимых мер для приведения территорий данных городков в соответствие с предъявляемым к ней требованиям, а не на необоснованность включения военных городков в Перечень.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что, поскольку оспариваемый Фетюхиным Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2000 года N 752-р, в части отнесения к таковым военных городков "Колпашево-3" и "Колпашево-4", соответствует нормативным правовым актам. имеющим большую юридическую силу, и не нарушает его, а также других военнослужащих и граждан, права и охраняемые законом интересы, а распоряжение, утвердившее Перечень, издано в пределах компетенции Правительства Российской Федерации и официально опубликовано для всеобщего сведения, заявление Фетюхина не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-199 и частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации решил:
отказать Фетюхину С.Т. в удовлетворении его заявления о признании Перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2000 года N 752-р, недействующим и не подлежащим применению в части отнесения к таковым военных городков "Колпашево-3" и "Колпашево-4".
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней.
Судья Верховного Суда РФ |
Л.А. Королев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 2 июля 2008 г. N ВКПИ08-38
Текст решения официально опубликован не был