Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 1 октября 2012 г. N 03-03-06/4/100 Об учете для целей налогообложения прибыли организаций операций, связанных с передачей имущества по договору безвозмездного пользования

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 1 октября 2012 г. N 03-03-06/4/100

 

Вопрос: Для учреждений отделения Российской академии наук (далее - СО РАН) актуальным является вопрос определения налоговой базы по налогу на прибыль при получении имущества в безвозмездное пользование.

Согласно подп. 16 п. 2 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются целевые поступления, к которым относятся имущественные права в виде права безвозмездного пользования государственным и муниципальным имуществом, полученные по решениям органов государственной власти и органов местного самоуправления некоммерческими организациями на ведение ими уставной деятельности.

Однако из письма Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 18.05.2012 N 03-03-06/4/38 можно сделать ошибочный вывод, что положения данной статьи не распространяются на операции, связанные с передачей имущества по договорам безвозмездного пользования, заключенными между учреждениями Российской академии наук.

Дело в том, что в данных разъяснениях не учтено, что в Российской Федерации функции по управлению федеральным имуществом возложены не только на государственные органы, но и на иные лица. В частности, в соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" Российская академия наук наделяется правом управления своей деятельностью, правом владения, пользования, распоряжения имуществом, находящимся в федеральной собственности и принадлежащим ей и организациям, входящим в ее состав, на праве оперативного управления, в соответствии с законодательством Российской Федерации и ее уставом.

При этом предоставление имущества одной организацией, входящей в состав СО РАН, иной организации, также входящей в состав СО РАН, по договору безвозмездного пользования возможно только в порядке, предусмотренном указанным выше законом и подзаконными актами при согласовании уполномоченного органа государственной власти.

С 22.05.2012 вступило в силу постановление Правительства РФ от 05.05.2012 N 450 "О порядке осуществления государственными академиями наук полномочий учредителей подведомственных государственных учреждений и собственников закрепленного за ними федерального имущества", в котором установлено, что решение по согласованию сделок по распоряжению подведомственным государственной академии наук бюджетным учреждением недвижимым имуществом принимается соответствующей государственной академией наук по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на управление и распоряжение федеральным имуществом, путем направления ему проекта указанного решения.

Таким образом, договоры безвозмездного пользования между организациями, входящими в состав СО РАН, заключаются в соответствии с действующими нормами по согласованию уполномоченных лиц (Российской академии наук и Росимущества).

Учитывая вышеизложенное, просим подтвердить, что при получении имущества по договорам безвозмездного пользования, заключенным между учреждениями, находящимися в ведении СО РАН, при согласовании таких договоров в установленном порядке Российской академией наук и уполномоченным федеральным органом государственной власти, обязанность по уплате налога на прибыль не возникает.

 

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо об учете для целей налогообложения прибыли организаций операций, связанных с передачей имущества по договору безвозмездного пользования, и сообщает следующее.

Пунктом 2 Устава Российской академии наук (далее - Устав), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2007 г. N 785 "О Российской академии наук", установлено, что Российская академия наук является некоммерческой научной организацией, созданной в форме государственной академии наук.

Российская академия наук обладает имуществом на праве оперативного управления (пункт 9 Устава).

В соответствии с пунктом 1 статьи 689 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.

Пунктом 8 статьи 250 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) предусмотрено, что доходы в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав (включая право пользования имуществом), за исключением случаев, указанных в статье 251 НК РФ, признаются внереализационными доходами налогоплательщика и, следовательно, учитываются при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций согласно положениям статей 247 и 248 НК РФ.

Для целей главы 25 НК РФ имущество (работы, услуги) или имущественные права считаются полученными безвозмездно, если получение этого имущества (работ, услуг) или имущественных прав не связано с возникновением у получателя обязанности передать имущество (имущественные права) передающему лицу (выполнить для передающего лица работы, оказать передающему лицу услуги).

Для целей налогообложения прибыли получение имущества в безвозмездное пользование следует рассматривать как безвозмездное получение имущественного права.

При получении имущества (работ, услуг) безвозмездно оценка доходов осуществляется исходя из рыночных цен, определяемых с учетом положений статьи 105.3 НК РФ, но не ниже определяемой в соответствии с главой 25 НК РФ остаточной стоимости - по амортизируемому имуществу и не ниже затрат на производство (приобретение) - по иному имуществу (выполненным работам, оказанным услугам). Информация о ценах должна быть подтверждена налогоплательщиком - получателем имущества (работ, услуг) документально или путем проведения независимой оценки.

Налогоплательщик, получающий по договору в безвозмездное пользование имущество, включает в состав внереализационных доходов доход в виде безвозмездно полученного права пользования имуществом, определяемый исходя из рыночных цен на аренду идентичного имущества.

Одновременно сообщаем, что в соответствии с пунктом 2 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц, использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.

Согласно подпункту 16 пункта 2 статьи 251 НК РФ к указанным целевым поступлениям относятся имущественные права в виде права безвозмездного пользования государственным и муниципальным имуществом, полученные по решениям органов государственной власти и органов местного самоуправления некоммерческими организациями на ведение ими уставной деятельности. При этом необходимо учитывать, что право безвозмездного пользования государственным и муниципальным имуществом должно быть получено некоммерческими организациями безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Следовательно, указанные положения не распространяются на операции, связанные с передачей по договору безвозмездного пользования имущества, находящегося в оперативном управлении третьего лица.

Российская академия наук не является органом публичной власти.

Учитывая изложенное, при заключении учреждениями, находящимися в ведении Российской академии наук договоров безвозмездного пользования имуществом, находящимся в оперативном управлении Российской академии наук, учет доходов в целях налогообложения прибыли организаций производится в общем порядке.

 

Заместитель директора Департамента

Р.А. Саакян

 

Даны пояснения о налогообложении прибыли при получении учреждениями РАН по договорам безвозмездного пользования имущества, находящегося в оперативном управлении РАН.

Освобождение от уплаты налога на прибыль при целевой передаче имущества РАН происходит не при ее согласовании с уполномоченным органом государственной власти, а исключительно при наличии решения последнего о передаче. Органом публичной власти РАН не является, а решение о безвозмездной целевой передаче имущественных прав по инициативе РАН не позволяет признать полученное таким образом имущество доходом, не учитываемым при определении налоговой базы.

Следовательно, в данной ситуации учет доходов в целях налогообложения прибыли организаций должен производиться в общем порядке; полученное РАН по договору в безвозмездное пользование имущество признается доходом, определяемым исходя из рыночных цен на аренду идентичного имущества, и включается в состав внереализационных доходов.


Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 1 октября 2012 г. N 03-03-06/4/100


Текст письма официально опубликован не был