Переход к рыночной экономике в стране предъявляет существенно более высокие требования к трудовой активности и профессионализму работников производственного и обслуживающего труда, что значительно затрудняет трудоустройство и самостоятельную трудовую деятельность выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Сложившаяся практика обучения в настоящее время не отвечает в полной мере возросшим требованиям. Это делает в высшей степени актуальной проблему коренного изменения подготовки обучающихся с отклонениями в развитии к самостоятельной жизни и общественно полезному труду по ряду направлений. Данные катамнеза свидетельствуют о том, что большинство выпускников указанных образовательных учреждений Российской Федерации способны к овладению профессиями и могут успешно работать на многих производственных предприятиях. В то же время их возможности в профессиональной подготовке существенно ограничены. Это проявляется: во-первых, в сужении выбора видов доступного профессионального труда; во-вторых, в медленном темпе обучения и больших трудностях при овладении учебным материалом на уровне, достаточном для самостоятельной профессиональной деятельности.
Повышенные требования к качеству, производительности и мобильности труда рабочих в современных промышленных условиях сделали ранее существующую систему трудовой подготовки обучающихся с отклонениями в развитии малоэффективной.
Решением коллегии Минобразования России от 09.02.99 N 3/1 "О психолого-педагогической и социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья средствами образования" рекомендовано на базе учреждений начального профессионального образования продолжать трудовое обучение выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений в разных формах.
Первый вариант: обучение в специализированном учреждении начального профессионального образования, в котором обучение ведется по специальным учебным планам и программам, учитывающим особенности подростков с отклонениями в развитии.
Учебный план таких учреждений должен предполагать минимум часов на общеобразовательные программы и максимум на трудовую подготовку. Причем при обязательном изучении технологии производства следует давать только основные элементарные теоретические сведения. Основное внимание при обучении необходимо уделять отработке практических умений и навыков.
Преимущество таких специальных образовательных учреждений заключается в том, что в них легче решать финансовые проблемы и проблемы штатного расписания. В них легче сформировать учебные группы, приближенные к наполняемости классов специального (коррекционного) образовательного учреждения - 6-12 человек. Тогда как в обычных или смешанных учреждениях начального профессионального образования норма наполняемости группы - 25 человек, а деление на подгруппы для практических занятий предусматривается только по особо сложным профессиям (12-15 человек). Заработная плата всех педагогов при этом повышена на 20%.
В настоящее время в ряде регионов распространен другой вариант начального профессионального обучения подростков с отклонениями в развитии. Это специализированные группы при учреждениях начального профессионального образования для подростков с сохранным интеллектом, получившие распространение практически во всех регионах страны.
В такой организации обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья имеется свое преимущество. Своеобразная интеграция в среду сверстников способствует социальной адаптации воспитанников с отклонениями в развитии.
При обоих вариантах обучения подростков с отклонениями в развитии в учреждениях начального профессионального образования немаловажное значение для их общего развития должно придаваться правильной организации второй половины дня. В это время кроме проведения занятий по самоподготовке должны проводиться занятия воспитателей по культуре поведения и общения, развитию умений и навыков бытового труда (для чего следует адаптировать программу СБО). Подростки должны вовлекаться во все воспитательные мероприятия, организуемые образовательным учреждением (праздники, вечера, спортивные соревнования, работа кружков, секций и т.д.).
Проживание подростков возможно в общежитии учреждения начального профессионального образования, в интернате специального (коррекционного) образовательного учреждения или дома. Если подростки обучаются в специальных группах учреждения начального профессионального образования общего типа и живут в общежитии этого учреждения, желательно комплектовать воспитательские группы только из выпускников специальных (коррекционных) учреждений (во избежание отрицательного влияния на подростков и конфликтов).
Наиболее эффективной является ситуация, когда выпускник специальной школы-интерната, обучаясь в учреждении начального профессионального образования, продолжает проживать в интернате. Такая форма позволяет педагогам обоих образовательных учреждений закрепить у подростка нормы поведения, способствовать его социальной адаптации.
Обращаем внимание на необходимость не только совершенствования профессиональных навыков подростков с отклонениями в развитии, но и подготовки их к самостоятельной жизни в условиях современного общества. Приоритетом в любом из перечисленных вариантов начального профессионального образования подростков должно оставаться качество учебно-воспитательной работы, ее коррекционная направленность.
Заместитель министра |
Е.Е. Чепурных |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Минобразования РФ от 30 ноября 1999 г. N 27/777-6 "Об особенностях организации начального профессионального образования для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии"
Текст письма опубликован в журнале "Официальные документы в образовании", март 2000 г., N 6