Решение Верховного Суда РФ от 5 сентября 2012 г. N АКПИ12-1104
Именем Российской Федерации
Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 29 ноября 2012 г. N АПЛ12-684 настоящее решение оставлено без изменения
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Петровой Т.А.,
при секретаре Ивашовой О.В.,
с участием прокурора Коробкова Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Есенова Р.К. о признании частично недействующим пункта 27 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 г. N 549, установил:
абзац первый пункта 27 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 г. N 549 (далее - Правила), предусматривает, что определение объема потребленного газа по показаниям прибора учета газа осуществляется со дня установки поставщиком газа пломбы на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу.
Есенов Р.К. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании указанного нормативного положения недействующим, как противоречащего части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункту 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации. Заявитель указал, что самостоятельно осуществил демонтаж прибора учета газа, срок эксплуатации которого истек, и установил новый прибор. Заявка на установку пломбы на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу, поставщиком газа была своевременно не выполнена, объем потребленного газа до дня установки пломбы определен по нормативам потребления при исправности прибора учета, имеющего пломбы завода изготовителя и Государственной метрологический службы средств измерений. Полагает, что оспариваемая норма ограничивает его право на оплату объема потребленного газа по показаниям прибора учета со дня установки этого прибора.
Министерство регионального развития Российской Федерации (далее - Минрегион России), действуя на основании поручения Правительства Российской Федерации - заинтересованного лица по делу, в письменных возражениях на заявление указало, что обязанность опломбирования мест присоединения приборов учета газа к сетям инженерно-технического обеспечения предусмотрена в целях достоверного учета фактического объема потребленного абонентом газа. Установка пломбы является условием введения данного прибора в эксплуатацию и применения его показаний при расчетах абонента с поставщиком газа за потребление коммунального ресурса.
Представитель заинтересованного лица по делу Павлова Е.В., надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, в письменном заявлении просила о рассмотрении дела в отсутствие представителя Правительства Российской Федерации.
Выслушав объяснения Есенова Р.К., обсудив доводы возражения на заявление представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, оценив нормативный правовой акт на его соответствие федеральному закону и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коробкова Е.И., полагавшего в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Федеральный закон от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", определяя правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения в Российской Федерации, относит к полномочиям Правительства Российской Федерации в области газоснабжения утверждение правил поставок газа, правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению (абзац третий части второй статьи 8).
Правительство Российской Федерации, реализуя указанные полномочия, утвердило оспариваемые заявителем в части Правила. Данный нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации, 2008 г., N 30, в "Российской газете", 2008 г., 1 августа.
Правила регламентируют отношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан в соответствии с договором о поставке газа, в том числе устанавливают особенности заключения, исполнения, изменения и прекращения договора, его существенные условия, а также порядок определения объема потребленного газа и размера платежа за него.
Статья 426 Гражданского кодекса Российской Федерации относит договор энергоснабжения к публичным договорам и устанавливает, что в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.) (пункты 1 и 4).
К отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539-547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства (пункт 2 статьи 548 названного Кодекса).
Федеральный закон "О газоснабжении в Российской Федерации" определяет газоснабжение как одну из форм энергоснабжения, представляющую собой деятельность по обеспечению потребителей газом (абзац третий статьи 2).
Таким образом, Правила являются обязательными как при заключении, так и при исполнении договоров поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан.
В соответствии с пунктом 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Правила закрепляют требования к содержанию договора поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан и предусматривают указание в договоре типа установленного прибора учета газа (при наличии), место присоединения его к газопроводу, а также в качестве его существенного условия периодичность и порядок проведения поставщиком газа проверок технического состояния и показаний прибора учета газа, технического состояния и сохранности пломб на приборе учета газа и на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу (подпункт "к" пункта 15, подпункт "д" пункта 16).
Следовательно, установка пломбы на месте присоединения прибора учета газа к газопроводу удостоверяет соответствие места фактического присоединения прибора учета месту, определенному в договоре в качестве его существенного условия.
Прибор учета газа согласно пункту 3 Правил является газовым оборудованием, в силу этого процесс монтажа этого прибора и ввода его в эксплуатацию подлежит техническому регулированию.
Статья 2 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" определяет форму подтверждения соответствия как определенный порядок документального удостоверения соответствия продукции или иных объектов, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.
Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" ввод в эксплуатацию средства измерений - это документально оформленная в установленном порядке готовность средства измерений к использованию по назначению.
Таким образом, установка пломбы на месте, где прибор учета присоединен к газопроводу, является формой подтверждения соответствия места размещения этого прибора проектному положению, предусмотренному договором и обеспечивающему его готовность к надлежащей эксплуатации в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за потребленный газ.
Оспариваемая норма, предусматривающая такую оценку соответствия прибора учета требованиям, установленным договором, как установка пломбы, в результате соблюдения которой обеспечивается ввод этого прибора в эксплуатацию в качестве прибора учета, полностью согласуется с приведенными выше нормами федерального законодательства.
Согласно статье 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию; до установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации; указанные расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов (пункт 2).
Из содержания приведенной нормы следует, что расчеты за энергетические ресурсы осуществляются на основании данных приборов учета только после их ввода в эксплуатацию.
Часть 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункт 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации предписывают определять объем потребленных ресурсов по показаниям приборов учета при их наличии.
При этом Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 в целях реализации части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, также предусматривают наряду с оснащением жилого или нежилого помещения приборами учета их ввод в эксплуатацию как документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги (абзац второй пункта 81).
Следовательно, прибор учета потребленного газа определяется в качестве прибора учета, который может использоваться по назначению, только после ввода его в эксплуатацию, в том числе путем совершения действий по установке пломбы, что исключает основания для вывода о противоречии оспариваемого в части пункта 27 Правил приведенным законоположениям.
Доводы заявителя о том, что поставщик газа несвоевременно произвел опломбирование прибора и за период до установки пломбы определил объем потребленного газа исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, не могут являться основанием для удовлетворения заявленных требований. Нарушение установленных сроков опломбирования не отменяет требования приведенных выше норм федерального законодательства о вводе прибора учета в эксплуатацию, однако может являться основанием для обращения в суд с заявлением о возмещении убытков, причиненных неправомерными действиями поставщика газа.
Утверждение заявителя о противоречии оспариваемой нормы пункту 1 статьи 16 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей", закрепляющему положение о недействительности условий договора, ущемляющих права потребителя, по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, нельзя признать обоснованным, поскольку ввод прибора учета в эксплуатацию и связанное с ним пломбирование места установки прибора учета предусмотрены приведенными выше нормами федеральных законов.
Ссылка заявителя на пункты 7 и 13 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307, ошибочна. Нормативные правовые акты одного уровня не подлежат проверке на соответствие друг другу. Кроме того, указанные пункты утратили силу в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354.
В силу статьи 125 (пункт "а" части 2) Конституции Российской Федерации проверка конституционности нормативных актов Правительства Российской Федерации возложена на Конституционный Суд Российской Федерации и осуществляется в процедуре конституционного судопроизводства.
С учетом изложенного оспариваемый в части пункт 27 Правил соответствует действующим федеральным законам, прав и свобод заявителя не нарушает.
Руководствуясь статьями 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации решил:
в удовлетворении заявления Есенова Р.Х. о признании частично недействующим пункта 27 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 г. N 549, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Т.А. Петрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Оспаривалась норма, в силу которой объем потребленного газа определяется по счетчику со дня, как установлена пломба.
Эту пломбу устанавливает поставщик газа на месте, где прибор учета присоединен к газопроводу.
По мнению заявителя, такое положение незаконно ограничивает право оплачивать объем потребленного газа по показаниям прибора учета со дня его установки (а не пломбы).
ВС РФ отклонил эти доводы и разъяснил следующее.
Правила, норма которых оспаривается, являются обязательными как при заключении, так и при исполнении договоров поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан.
В силу ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой форме достигнуто соглашение по всем его существенным условиям.
Правила закрепляют требования к содержанию договора поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан.
Так, правила предусматривают, что в договоре указывается тип установленного прибора учета газа (при наличии), место присоединения его к газопроводу, а также (в качестве его существенного условия) периодичность и порядок проведения поставщиком газа проверок технического состояния и показаний счетчика, сохранности пломб и т. д.
Следовательно, установка пломбы на месте присоединения счетчика газа к газопроводу удостоверяет определенное обстоятельство.
Такая пломба подтверждает, что фактическое присоединение прибора учета соответствует тому месту, которое определено в договоре (как существенное условие сделки).
Прибор учета - газовое оборудование. Поэтому процесс его монтажа и ввода в эксплуатацию подлежит техническому регулированию.
Установка пломбы там, где прибор учета присоединен к газопроводу, является формой подтверждения соответствия места его размещения проектному положению, предусмотренному договором.
Также этим подтверждается готовность счетчика к надлежащей эксплуатации в качестве прибора учета, по показаниям которого рассчитывается размер платы за потребленный газ.
Решение Верховного Суда РФ от 5 сентября 2012 г. N АКПИ12-1104
Текст решения официально опубликован не был
Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 29 ноября 2012 г. N АПЛ12-684 настоящее решение оставлено без изменения