Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина Н.В. Петрова к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин Н.В. Петров, обвиняемый в совершении преступления, предусмотренного статьей 159 "Мошенничество" УК Российской Федерации, оспаривает конституционность статей 99 "Обстоятельства, учитываемые при избрании меры пресечения", 100 "Избрание меры пресечения в отношении подозреваемого", частей первой.1, шестой и седьмой статьи 108 "Заключение под стражу" УПК Российской Федерации. По мнению заявителя, данные нормы не соответствуют статьям 15 (части 3 и 4), 17 (часть 1), 18, 19 (часть 1), 22, 24 (часть 2), 45, 46 (часть 1), 48 (часть 1), 49, 50 (часть 2), 51 (часть 2) и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, поскольку допускают заключение под стражу лица, подозреваемого в совершении мошенничества в сфере предпринимательской деятельности, но без регистрации в качестве предпринимателя, вопреки предоставленным стороной защиты гарантиям явки в суд, в том числе в виде залога.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные Н.В. Петровым материалы, не находит оснований для принятия его жалобы к рассмотрению.
Положения Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, определяющие общие для всех мер пресечения основания для их избрания, в том числе в отношении подозреваемого, и обстоятельства, учитываемые при таком избрании, не могут рассматриваться как позволяющие дознавателю, следователю или суду игнорировать условия назначения конкретной меры пресечения, закрепленные специальными нормами этого Кодекса, включая часть первую.1 статьи 108, устанавливающую, что заключение под стражу в качестве меры пресечения не может быть применено в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных статьями 159, 160 и 165 УК Российской Федерации, если эти преступления совершены в сфере предпринимательской деятельности (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 24 февраля 2011 года N 250-О-О).
Преступления, предусмотренные статьями 159, 160 и 165 УК Российской Федерации, считаются совершенными в сфере предпринимательской деятельности, если они совершены лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность или участвующими в предпринимательской деятельности, и эти преступления непосредственно связаны с такой деятельностью. При решении вопроса о том, является ли деятельность предпринимательской, следует руководствоваться пунктом 1 статьи 2 ГК Российской Федерации, в соответствии с которым предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 25 января 2012 года N 28-О-О, пункт 4.1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 октября 2009 года N 22 "О практике применения судами мер пресечения в виде заключения под стражу, залога и домашнего ареста").
Соответственно, статьи 99, 100 и часть первая.1 статьи 108 УПК Российской Федерации, равно как и части шестая и седьмая статьи 108 этого Кодекса, устанавливающие порядок рассмотрения ходатайства об избрании в отношении подозреваемого или обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу и виды принимаемых решений, не содержат неопределенности и не могут расцениваться как нарушающие права заявителя в указанном им аспекте. Определение же того, относится ли преступление, в совершении которого обвиняется заявитель, к сфере предпринимательской деятельности и имеются ли основания для избрания ему иной, более мягкой меры пресечения, требует оценки фактических обстоятельств, которая должна быть дана при решении вопроса об избрании меры пресечения; в полномочия Конституционного Суда Российской Федерации, закрепленные в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", такого рода оценка не входит.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Петрова Николая Васильевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Оспаривались положения, касающиеся применения заключения под стражу при избрании меры пресечения.
Эта мера не применяется в отношении тех лиц, которые подозреваются или обвиняются в определенных преступлениях (растрата, мошенничество и др.), если они совершены в сфере предпринимательской деятельности.
По мнению заявителя, эти положения неконституционны, поскольку они допускают заключать под стражу гражданина, подозреваемого в совершении подобного преступления, если он не зарегистрирован в качестве предпринимателя.
КС РФ отклонил эти доводы и подчеркнул следующее.
Указанные категории преступлений считаются совершенными в сфере предпринимательской деятельности при определенных условиях.
Так, они совершены лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность или участвующими в ней, и эти преступления непосредственно связаны с такой деятельностью.
При решении вопроса о том, является или нет деятельность предпринимательской, следует руководствоваться правилами ГК РФ.
В силу этих правил предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в таком качестве в установленном законом порядке.
Соответственно, оспариваемые нормы не содержат неопределенности и не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права.
Определение Конституционного Суда РФ от 24 сентября 2012 г. N 1521-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Петрова Николая Васильевича на нарушение его конституционных прав статьями 99, 100, частями первой.1, шестой и седьмой статьи 108 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)
Текст Определения официально опубликован не был