Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 12 октября 2012 г. N 03-03-06/1/545
Вопрос: В соответствии с положениями ст. 343.1 НК РФ в учетной политике организации для целей налогообложения зафиксирован порядок учета расходов, связанных с обеспечением безопасных условий и охраны труда при добыче угля в качестве налогового вычета по НДПИ.
Подпунктом 1 п. 5 ст. 343.1 НК РФ установлено, что к данным расходам относятся расходы на приобретение и (или) создание амортизируемого имущества.
В апреле 2011 года было приобретено основное средство, связанное с обеспечением безопасных условий и охраны труда при добыче угля, отвечающее требованиям признания его амортизируемым имуществом, и начал применяться вычет по НДПИ. Учитывая коэффициент Кт, вычет по данному основному средству ориентировочно будет применяться около трех лет.
1. В течение этого времени основное средство планируется передать в аренду на один месяц, а далее снова использовать его по назначению, т.е. для обеспечения безопасных условий и охраны труда при добыче угля. Просим ответить: какой вариант учета остатка указанных расходов имеет право применить организация:
- продолжать применять вычет в прежнем порядке, как если бы основное средство не было передано в аренду;
- в месяце передачи в аренду вычет не применять, а остаток расходов на приобретение основного средства применять к вычету, начиная с налогового периода, когда основное средство будет снова использоваться по назначению;
- начиная с месяца передачи основного средства в аренду остаток расходов применить для уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль организаций;
- убрать расходы на данное основное средство из вычета по НДПИ и учесть при налогообложении налогом на прибыль, начиная с периода, когда расход произведен, с корректировкой налоговых деклараций по налогу на прибыль и НДПИ?
2. Как изменится применение вычета при передаче основного средства в аренду, если срок аренды менее месяца?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и сообщает.
В соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина России от 23.03.2005 N 45н, в Минфине России не рассматриваются по существу обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Одновременно сообщаем, что согласно пункту 1 статьи 343.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики по своему выбору могут уменьшить сумму налога, исчисленную за налоговый период при добыче угля на участке недр, на сумму экономически обоснованных и документально подтвержденных расходов, осуществленных (понесенных) налогоплательщиком в налоговом периоде и связанных с обеспечением безопасных условий и охраны труда при добыче угля на данном участке недр (налоговый вычет), в порядке, установленном статьей 343.1 Кодекса, либо учесть указанные расходы при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии с главой 25 Кодекса.
Порядок признания расходов, указанных в пункте 1 статьи 343.1 Кодекса, должен быть отражен в учетной политике для целей налогообложения. Изменение указанного порядка допускается не чаще одного раза в пять лет.
В соответствии с пунктом 5 статьи 343.1 Кодекса в налоговый вычет включаются следующие виды расходов, осуществленных (понесенных) налогоплательщиком и связанных с обеспечением безопасных условий и охраны труда при добыче угля (по перечню, устанавливаемому Правительством Российской Федерации):
1) материальные расходы налогоплательщика, определяемые в порядке, предусмотренном главой 25 Кодекса;
2) расходы налогоплательщика на приобретение и (или) создание амортизируемого имущества;
3) расходы, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения объектов основных средств.
В силу статьи 343.1 Кодекса при сдаче в аренду объекта основных средств, ранее приобретенного с целью обеспечения условий и охраны труда при добыче угля на конкретном участке недр, перестает выполняться условие для принятия понесенных расходов по данному объекту в качестве налогового вычета по налогу на добычу полезных ископаемых.
Начиная с налогового периода, когда объект основных средств будет снова использоваться налогоплательщиком для обеспечения условий и охраны труда при добыче угля на конкретном участке недр, расходы на приобретение соответствующего объекта основных средств, ранее неучтенные в составе налогового вычета по налогу на добычу полезных ископаемых, продолжают приниматься к налоговому вычету в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 343.1 Кодекса.
При этом следует учитывать, что расходами налогоплательщика при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии с главой 25 Кодекса признаются только суммы расходов, не учтенные в течение 36 налоговых периодов по налогу на добычу полезных ископаемых при исчислении налогового вычета по этому налогу, в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 325.1 Кодекса.
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. Направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.