Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина М.А. Максимова к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин М.А. Максимов оспаривает конституционность подпункта "а" пункта 3.2 статьи 4 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 2 мая 2012 года N 40-ФЗ, согласно которому не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, осужденные к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления.
В редакции Федерального закона от 2 мая 2012 года N 40-ФЗ, действующей в настоящее время, данное законоположение предусматривает, что не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, осужденные когда-либо к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений, за исключением случаев, когда в соответствии с новым уголовным законом эти деяния не признаются тяжкими или особо тяжкими преступлениями.
Как следует из представленных материалов, решением окружной избирательной комиссии по Приладожскому одномандатному избирательному округу N 25 от 27 октября 2011 года М.А. Максимову, приговором Лахденпохского районного суда Республики Карелия от 1 июля 2009 года осужденному за совершение преступлений, предусмотренных частью второй статьи 286 УК Российской Федерации, было отказано в регистрации кандидатом на назначенных на 4 декабря 2011 года выборах в депутаты Законодательного Собрания Республики Карелия пятого созыва.
Решением Верховного Суда Республики Карелия от 1 ноября 2011 года М.А. Максимову отказано в удовлетворении заявления об оспаривании названного решения окружной избирательной комиссии. Определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 14 ноября 2011 года данное судебное решение оставлено без изменения. Определением судьи Верховного Суда от 5 июля 2012 года отказано в передаче надзорной жалобы заявителя для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации.
По мнению заявителя, оспариваемое законоположение противоречит Конституции Российской Федерации, ее статьям 32 (части 1 и 2) и 55 (часть 3), поскольку ограничивает пассивное избирательное право лиц, которые имеют на день голосования непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого преступления, однако реально наказание в виде лишения свободы не отбывают в силу его условного характера.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные М.А. Максимовым материалы, не находит оснований для принятия его жалобы к рассмотрению.
В силу статей 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" гражданин вправе обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение своих конституционных прав и свобод законом и такая жалоба признается допустимой, если этим законом затрагиваются его конституционные права и свободы и если оспариваемый закон применен в конкретном деле, рассмотрение которого завершено в суде.
Как следует из приложенных к жалобе определения Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 14 ноября 2011 года и определения судьи Верховного Суда Российской Федерации от 5 июля 2012 года, основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя послужил не только подпункт "а" пункта 3.2 статьи 4 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", но и пункт 7 статьи 4 данного Федерального закона, который устанавливает самостоятельное основание для отказа в регистрации гражданина в качестве кандидата на выборах в органы государственной власти. Соответственно, заявитель не подлежал регистрации в качестве кандидата Законодательного Собрания Республики Карелия независимо от того, являлось ли назначенное ему наказание в виде лишения свободы условным или же он реально отбывал данное наказание.
Следовательно, оспариваемое законоположение не может рассматриваться как непосредственно нарушающее конституционные права заявителя в его конкретном деле в аспекте, указанном в жалобе.
Проверка же законности и обоснованности судебных постановлений, принятых по делу заявителя, не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Максимова Михаила Александровича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 24 сентября 2012 г. N 1545-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Максимова Михаила Александровича на нарушение его конституционных прав подпунктом "а" пункта 3.2 статьи 4 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"
Текст Определения официально опубликован не был