Федеральной службой судебных приставов проведен анализ сведений, представленных территориальными органами ФССП России, о проблемах, возникающих при исполнении требований исполнительных документов, вынесенных во внесудебном порядке (постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, штрафа, расходов по совершению исполнительных действий (далее - постановления судебного пристава-исполнителя), а также постановления уполномоченных органов), исполнение которых требует обращения взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Проведенный анализ показал, что исполнение исполнительных документов указанной категории является неэффективным и в значительной степени зависит от добросовестности должника.
Статьей 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений") введен новый тип государственных (муниципальных) учреждений - казенное учреждение. В соответствии с указанной нормой закона казенное учреждение отвечает по своим обязательствам лишь находящимися в его распоряжении денежными средствами.
Согласно п. 13 ст. 242.3, п. 12 ст. 242.4 и п. 12 ст. 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, если счета должнику (казенному учреждению) открыты в учреждении Центрального банка Российской Федерации или в кредитной организации, исполнение исполнительного документа производится и соответствии с Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон).
В случае отсутствия у должника счетов в Банке России или кредитных организациях, а также при отсутствии (недостаточности) на них денежных средств исполнительный документ подлежит возврату взыскателю по основаниям п. 4 ч. 1 ст. 46 Закона, исполнительное производство - окончанию в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 47 Закона. При этом исполнительный документ (постановление судебного пристава-исполнителя) остается в исполнительном производстве, поскольку в соответствии со ст.ст. 7, 29, 165, 239 БК РФ обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется исключительно на основании судебных актов.
Таким образом, складывается ситуация, при которой судебный пристав-исполнитель может взыскать исполнительский сбор, расходы, штрафы, а также задолженность по постановлениям иных уполномоченных органов только при наличии у должника - казенного учреждения счетов в Банке России или кредитных учреждениях и при наличии на них денежных средств.
Учитывая, что основной проблемой исполнения постановлений судебных приставов-исполнителей и уполномоченных органов является отсутствие законодательной регламентации порядка обращения взыскания на денежные средства бюджетов бюджетной системы по внесудебным решениям, а имеющаяся судебная практика по данному вопросу неоднозначна, предлагаем следующий механизм исполнения.
При неисполнении должником - казенным учреждением требований данных исполнительных документов, вынесенных во внесудебном порядке, при отсутствии у такого должника счетов, открытых ему в учреждении Банка России или в кредитной организации, а также при отсутствии (недостаточности) на указанных счетах денежных средств, судебный пристав-исполнитель выносит требование об обязании руководителя казенного учреждения представить в органы Федерального казначейства постановление судебного пристава-исполнителя (уполномоченного органа), подтверждающее возникновение денежных обязательств, вместе с заявкой на кассовый расход.*
При исполнении исполнительных документов указанной категории необходимо учитывать позицию Министерства финансов Российской Федерации (письмо Минфина России от 23.04.2009 N 08-04-05/654), согласно которой, в случае вынесения постановления по делу об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, получатель средств федерального бюджета вправе при исполнении в добровольном порядке постановления о наложении административного штрафа, вынесенного уполномоченным органом в отношении данного получателя средств, вместе с заявкой на кассовый расход представлять в орган Федерального казначейства, в подтверждение возникновения у него денежного обязательства указанное постановление.
В случае невыполнения должником законных требований судебного пристава-исполнителя без уважительных причин в установленный срок, судебный пристав-исполнитель применяет к руководителю казенного учреждения меру наказания в виде штрафа, предусмотренного статьей 17.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и устанавливает новый срок для исполнения.
Дополнительно сообщаем, что в соответствии с Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" с 1 января 2011 года до 1 июля 2012 года устанавливается переходный период.
В этой связи в указанный период положения данного письма применяются также при организации исполнения исполнительных документов, вынесенных во внесудебном порядке, в отношении бюджетных учреждений, являющихся получателями бюджетных средств.
С учетом изложенного, прошу довести содержание данного письма до судебных приставов-исполнителей на занятиях по профессиональной подготовке и обеспечить выполнение указанных рекомендаций в практической деятельности.
О результатах практики применения положений указанного письма сообщить в Управление организации исполнительного производства в срок до 01.10.2011.
И.о. директора Федеральной |
Т.П. Игнатьева |
_____________________________
* Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.09.2008 N 87н предусмотрен порядок санкционирования оплаты денежных средств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Федеральной службы судебных приставов от 1 июля 2011 г. N 12/01-15834-ТИ "О механизме действий при исполнении требований исполнительных документов, вынесенных во внесудебном порядке, исполнение которых требует обращения взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации"
Текст письма официально опубликован не был