Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя B.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, C.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев по требованию гражданина В.С. Лыхина вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин В.С. Лыхин, получающий ежемесячную доплату к трудовой пенсии по старости, назначенную ему в связи с работой в летном составе гражданской авиации, оспаривает конституционность статьи 2 Федерального закона от 27 ноября 2001 года N 155-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации" в части, предусматривающей, что размер доплаты к пенсии определяется исходя из среднемесячной заработной платы в стране, утверждаемой Правительством Российской Федерации по представлению Федеральной службы государственной статистики, путем умножения размера среднемесячной заработной платы в стране на отношение среднемесячного заработка члена летного экипажа за время летной работы в должности, дающей право на назначение доплаты к пенсии, за 24 последних месяца указанной работы или за любые 60 месяцев подряд такой работы к среднемесячной заработной плате в стране за тот же период, на коэффициент, учитывающий долю среднемесячного заработка члена летного экипажа, полагающуюся в зависимости от продолжительности выслуги, из которой исчисляется пенсия, и на отношение среднемесячной суммы взносов, фактически поступивших в Пенсионный фонд Российской Федерации в предшествующем квартале от плательщиков взносов, к сумме средств, необходимых для финансирования доплаты к пенсии, на начало выплатного периода.
По мнению заявителя, данное законоположение, не предусматривающее возможность определения размера доплаты к пенсии исходя из осовремененного на момент установления такой доплаты в указанном им порядке среднемесячного заработка члена летного экипажа воздушного судна гражданской авиации, нарушает его право на пенсионное обеспечение и противоречит статьям 19, 39 (части 1 и 2) и 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации.
Кроме того, заявитель полагает, что часть вторая статьи 376 ГПК Российской Федерации (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 9 декабря 2010 года N 353-ФЗ "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации") о праве на обращение в суд надзорной инстанции нарушает гарантии судебной защиты и не соответствует статьям 15, 47, 52 и 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные В.С. Лыхиным материалы, не находит оснований для принятия его жалобы к рассмотрению.
2.1. Федеральный законодатель, реализуя предоставленные Конституцией Российской Федерации полномочия по определению условий и порядка осуществления гражданами конституционного права на социальное обеспечение, в Федеральном законе "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации" предусмотрел дополнительное социальное обеспечение членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации в виде ежемесячной доплаты к пенсии, установив в его статье 2 порядок исчисления такой доплаты.
В отличие от трудовой пенсии, которая является ежемесячной денежной выплатой лицам, застрахованным в системе обязательного пенсионного страхования, в целях компенсации заработной платы или иного дохода, на которые начислялись соответствующие страховые взносы, данная доплата, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 5 марта 2009 года N 379-О-О, предоставляется оставившим летную работу членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, которые не приобретают в системе дополнительного социального обеспечения статуса застрахованных; ее введение было обусловлено стремлением повысить уровень материального обеспечения этой категории лиц, способствовать смене поколений на профессиональном рынке труда работников летного состава гражданской авиации. Поэтому закрепленный законодателем особый порядок ее исчисления, учитывающий размер среднемесячного заработка члена летного экипажа за время летной работы в должности, дающей право на назначение доплаты к пенсии, сам по себе не может рассматриваться как нарушающий какие-либо конституционные права граждан, в том числе заявителя.
Разрешение же поставленного В.С. Лыхиным вопроса об установлении иного порядка исчисления указанной доплаты относится к исключительной компетенции законодателя и в полномочия Конституционного Суда Российской Федерации, как они определены в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не входит.
2.2. Опираясь на изложенные ранее правовые позиции, Конституционный Суд Российской Федерации в ряде своих решений пришел к выводу о том, что внесенное в статью 376 ГПК Российской Федерации Федеральным законом от 4 декабря 2007 года N 330-ФЗ изменение относительно необходимости исчерпания до подачи надзорной жалобы иных установленных Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации способов обжалования судебного постановления до дня вступления его в законную силу лишь формализовало в законодательном акте требование, действующее в силу общеобязательности выявленного Конституционным Судом Российской Федерации конституционно-правового смысла положений данной статьи, поэтому применением указанного законоположения в конкретных делах конституционные права участвующих в них лиц нельзя считать нарушенными (определения от 16 декабря 2008 года N 1062-О-О, N 1067-О-О и др.). Таким образом, нет оснований считать, что применением данной нормы в деле заявителя были нарушены его конституционные права.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Лыхина Валентина Сергеевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 24 сентября 2012 г. N 1753-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Лыхина Валентина Сергеевича на нарушение его конституционных прав статьей 2 Федерального закона "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации" и частью второй статьи 376 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации"
Текст Определения официально опубликован не был