Решение Верховного Суда РФ от 18 сентября 2012 г. N ГКПИ12-1122
Именем Российской Федерации
Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 29 ноября 2012 г. N АПЛ12-677 настоящее решение оставлено без изменения
Верховный Суд Российской Федерации в составе
судьи Верховного Суда Российской Федерации Емышевой В.А.,
при секретаре Карулине И.А.,
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Студеникина В.П. о признании частично недействующим абзаца десятого пункта 1 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации", установил:
пунктом 1 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" (далее - Постановление) (в редакции от 25 августа 2012 г.) установлены периоды, засчитываемые в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы офицерам, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и проходившим военную службу по контракту солдатам, матросам, сержантам и старшинам (далее именуются - военнослужащие), лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы. Постановление опубликовано в Собрании актов Президента и Правительства Российской Федерации 4 октября 1993 г., N 40.
Студеникин В.П. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании пункта 1 Постановления недействующим в части, не предусматривающей включение в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы указанным в этом пункте лицам времени пребывания на военных сборах до 1 марта 1993 г.
Свои требования заявитель мотивирует тем, что при увольнении на пенсию ему в выслугу лет не был включен период нахождения в 1978 году на военных сборах (60 дней), как не предусмотренный пунктом 1 Постановления. Считает, что данный пункт в оспариваемой части противоречит статье 63 Закона Российской Федерации от 11 февраля 1993 г. N 4455-1 "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон Российской Федерации от 11 февраля 1993 г. N 4455-1), в которой указывалось, что в общую продолжительность военной службы военнослужащего Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, органов внешней разведки и федеральных органов государственной безопасности включается продолжительность его действительной военной службы до введения в действие названного Закона, и статье 61 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон о воинской обязанности и военной службе), согласно которой продолжительность действительной военной службы военнослужащего до 1 марта 1993 г. включается в общую продолжительность его военной службы, и нарушает его права на получение пенсии в полном объеме.
Министерство внутренних дел Российской Федерации, уполномоченное поручением от 22 августа 2012 г. N ВС-П4-4935 представлять интересы Правительства Российской Федерации в Верховном Суде Российской Федерации, в письменных возражениях указало на то, что в силу статьи 61 Закона о воинской обязанности и военной службе продолжительность действительной военной службы военнослужащего до 1 марта 1993 г. включается в общую продолжительность его военной службы. Поскольку пребывание на военных сборах до 1 марта 1993 г. не было законодательством отнесено к действительной военной службе, зачет времени прохождения военных сборов в стаж действительной военной службы предусмотрен не был.
Студеникин В.П. в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Обсудив доводы заявителя и возражения представителей заинтересованного лица Курсаева А.В., Тузлуковой Н.С., проверив материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской
Федерации Степановой Л.Е., полагавшей отказать в удовлетворении заявления, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявления.
В соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1) порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 данного Закона, определяется Правительством Российской Федерации (часть третья статьи 18). Во исполнение этого предписания Правительством Российской Федерации 22 сентября 1993 г. принято оспариваемое Постановление.
Частью 1 статьи 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 установлено, что в выслугу лет для назначения пенсии засчитывается военная служба.
Согласно пункту 5 статьи 37 Закона Российской Федерации от 11 февраля 1993 г. N 4455-1 (введенного в действие с 1 марта 1993 г.) время прохождения военных сборов засчитывается в общую продолжительность военной службы гражданина.
Действующим в настоящее время Законом о воинской обязанности и военной службе прохождение военных сборов отнесено к исполнению обязанностей военной службы (подпункт "к" пункта 1 статьи 37).
Пунктом 36 Положения о порядке проведения военных сборов граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе, утвержденного постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 26 июня 1993 г. N 605 (утратило силу в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 29 мая 2006 г. N 333), время прохождения военных сборов (со дня зачисления по день исключения из списка личного состава воинской части) засчитывается в общую продолжительность военной службы гражданина.
Из приведенных нормативных положений следует, что с 1 марта 1993 г. время прохождения военных сборов засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы.
В силу статьи 61 Закона о воинской обязанности и военной службе в общую продолжительность военной службы военнослужащего включается продолжительность действительной военной службы до 1 марта 1993 г.
Понятие действительной военной службы Закон о воинской обязанности и военной службе не содержит.
Согласно Закону СССР от 12 октября 1967 г. N 1950-VII "О всеобщей воинской обязанности" (утратил силу на территории Российской Федерации с 1 марта 1993 г.) воинская служба состоит из действительной военной службы и службы в запасе Вооруженных Сил СССР; граждане, состоящие на действительной военной службе, именуются военнослужащими, а состоящие в запасе - военнообязанными; призываются на сборы военнообязанные, зачисленные в запас (статьи 5, 6, 49-51, 55).
В соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 15 декабря 1990 г. N 1290 "О выслуге лет для назначения пенсий лицам офицерского состава, прапорщикам, мичманам и военнослужащим сверхсрочной службы, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и пособиях этим военнослужащим, лицам начальствующего и рядового состава и их семьям" в выслугу лет на пенсии, назначаемые в соответствии с Законом СССР "О пенсионном обеспечении военнослужащих", засчитываются действительная военная служба в Советской Армии и Военно-Морском Флоте, пограничных, внутренних, железнодорожных войсках и других воинских формированиях (пункт 1).
Таким образом, по действующему до 1 марта 1993 г. законодательству время прохождения военных сборов не было отнесено к действительной военной службе и в выслугу лет для назначения пенсии не засчитывалось.
В связи с изложенным невключение в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы времени пребывания на военных сборах до 1 марта 1993 г. не противоречит действующему законодательству и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Руководствуясь статьями 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации решил:
в удовлетворении заявления Студеникина В.П. о признании частично недействующим абзаца десятого пункта 1 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
В.А. Емышева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Гражданин оспаривает отдельный пункт Постановления Правительства РФ о порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу.
Указанный пункт заявитель просит признать недействующим в части, не предусматривающей включение в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы времени пребывания на военных сборах до 1 марта 1993 г.
Свои требования заявитель мотивирует тем, что при увольнении на пенсию ему в выслугу лет не был включен период нахождения на военных сборах, так как он не предусмотрен оспариваемым пунктом.
ВС РФ не нашел оснований для удовлетворения требований, пояснив следующее.
В соответствии с пенсионным законодательством в выслугу лет для назначения пенсии засчитывается военная служба.
Согласно Закону о воинской обязанности и военной службе время прохождения военных сборов засчитывается в общую продолжительность военной службы гражданина.
Таким образом, с 1 марта 1993 г. время прохождения военных сборов засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы.
В силу Закона о воинской обязанности и военной службе в общую продолжительность военной службы военнослужащего включается продолжительность действительной военной службы до 1 марта 1993 г.
Согласно Закону о всеобщей воинской обязанности (утратил силу с 1 марта 1993 г.) воинская служба состоит из действительной военной службы и службы в запасе Вооруженных Сил СССР. На сборы призываются военнообязанные, зачисленные в запас.
В соответствии с постановлением Совета Министров СССР о выслуге лет для назначения пенсий военнослужащим в выслугу лет засчитывается только действительная военная служба.
Таким образом, по действовавшему до 1 марта 1993 г. законодательству время прохождения военных сборов не было отнесено к действительной военной службе и в выслугу лет для назначения пенсии не засчитывалось.
Решение Верховного Суда РФ от 18 сентября 2012 г. N ГКПИ12-1122
Текст решения официально опубликован не был
Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 29 ноября 2012 г. N АПЛ12-677 настоящее решение оставлено без изменения