В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:
Одобрить представленный Министерством обороны Российской Федерации согласованный с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и предварительно проработанный с Казахстанской Стороной проект Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о создании Единой региональной системы противовоздушной обороны Российской Федерации и Республики Казахстан (прилагается).
Представить Президенту Российской Федерации предложение о подписании указанного Соглашения.
Председатель Правительства |
Д. Медведев |
Москва
24 октября 2012 г. N 1091
Проект
Соглашение
между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о создании Единой региональной системы противовоздушной обороны Российской Федерации и Республики Казахстан
Российская Федерация и Республика Казахстан, именуемые в дальнейшем Сторонами,
руководствуясь Соглашением о создании объединенной системы противовоздушной обороны государств - участников Содружества Независимых Государств от 10 февраля 1995 г., решением Совета коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности о развитии и совершенствовании противовоздушной обороны государств - членов Организации Договора о коллективной безопасности от 23 июня 2005 г.,
в соответствии с Концепцией дальнейшего развития Содружества Независимых Государств, утвержденной решением Совета глав государств Содружества Независимых Государств от 5 октября 2007 г.,
согласились о нижеследующем:
Статья 1
Понятия, используемые в настоящем Соглашении, означают следующее:
"внешняя граница региона" - границы Сторон с другими государствами в пределах региона;
"войска (силы) Единой региональной системы противовоздушной обороны Российской Федерации и Республики Казахстан" - органы военного управления, пункты управления (командные пункты), а также объединения, соединения и воинские части вооруженных сил Сторон, привлекаемые к решению задач противовоздушной обороны в регионе;
"период нарастания военной угрозы" - промежуток времени, в течение которого возникла и сохраняется угроза вооруженного нападения на одну из Сторон в регионе;
"регион" - территория и воздушное пространство Сторон в рамках Центрально-Азиатского региона коллективной безопасности, в пределах которых войска (силы) Единой региональной системы противовоздушной обороны Российской Федерации и Республики Казахстан выполняют поставленные задачи.
Статья 2
Уполномоченными органами Сторон по реализации настоящего Соглашения являются:
от Российской Стороны - Министерство обороны Российской Федерации;
от Казахстанской Стороны - Министерство обороны Республики Казахстан.
В случае изменения своих уполномоченных органов Стороны незамедлительно информируют об этом друг друга по дипломатическим каналам.
Статья 3
В целях решения задач противовоздушной обороны в регионе Стороны создают Единую региональную систему противовоздушной обороны Российской Федерации и Республики Казахстан, которая является составной частью объединенной системы противовоздушной обороны государств - участников Содружества Независимых Государств.
Основные задачи, принципы построения и применения войск (сил) Единой региональной системы противовоздушной обороны Российской Федерации и Республики Казахстан определяются Положением о Единой региональной системе противовоздушной обороны Российской Федерации и Республики Казахстан, прилагаемым к настоящему Соглашению и являющимся его неотъемлемой частью.
Статья 4
Перечень органов военного управления, пунктов управления (командных пунктов), объединений, соединений и воинских частей, выделяемых в состав Единой региональной системы противовоздушной обороны Российской Федерации и Республики Казахстан, утверждается совместно министрами обороны Сторон в 3-месячный срок со дня вступления в силу настоящего Соглашения. По мере необходимости в этот перечень могут вноситься изменения.
Статья 5
Войска (силы) Единой региональной системы противовоздушной обороны Российской Федерации и Республики Казахстан возглавляет командующий, который после вступления в силу настоящего Соглашения назначается на должность Президентом Российской Федерации и Президентом Республики Казахстан по представлению министров обороны Сторон.
Статья 6
Уполномоченные органы Сторон в мирное время совместно с командующим войсками (силами) Единой региональной системы противовоздушной обороны Российской Федерации и Республики Казахстан осуществляют планирование применения войск (сил) Единой региональной системы противовоздушной обороны Российской Федерации и Республики Казахстан, организовывают их боевое дежурство по противовоздушной обороне и взаимодействие.
Статья 7
Стороны в период нарастания военной угрозы и в военное время оставляют за собой право принимать решение о применении своих войск (сил) и средств в порядке, предусмотренном их законодательством.
Часть войск (сил) из состава Единой региональной системы противовоздушной обороны Российской Федерации и Республики Казахстан по согласованию Сторон может выделяться в состав коалиционной группировки войск (сил) вооруженных сил Российской Федерации и Республики Казахстан.
Статья 8
Координация совместных действий войск (сил) Единой региональной системы противовоздушной обороны Российской Федерации и Республики Казахстан и других войск (сил), входящих в состав объединенной системы противовоздушной обороны государств - участников Содружества Независимых Государств, в мирное время осуществляется с командного пункта главнокомандующего Войсками воздушно-космической обороны Вооруженных Сил Российской Федерации.
Статья 9
Создание и функционирование Единой региональной системы противовоздушной обороны Российской Федерации и Республики Казахстан не изменяет существующего порядка финансирования вооруженных сил Сторон в рамках объединенной системы противовоздушной обороны государств - участников Содружества Независимых Государств.
Статья 10
Использование и развитие объектов военной инфраструктуры, создание запасов материальных средств для Единой региональной системы противовоздушной обороны Российской Федерации и Республики Казахстан, а также поддержание их в готовности к использованию в интересах обеспечения безопасности Сторон осуществляется на основании соответствующих соглашений между уполномоченными органами в соответствии с законодательством Сторон.
Статья 11
Стороны обеспечивают защиту полученной ими в ходе реализации настоящего Соглашения секретной информации в соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о взаимной защите секретной информации от 7 июля 2004 г.
Каждая из Сторон в соответствии со своим законодательством также обеспечивает сохранность и защиту информации, созданной в процессе данного сотрудничества. Стороны максимально ограничивают круг лиц, имеющих доступ к такой информации.
Стороны в случае прекращения действия настоящего Соглашения не разглашают полученные ими в ходе его реализации секретную информацию и другую информацию, не подлежащую распространению.
Статья 12
Разногласия и споры между Сторонами, которые могут возникнуть при толковании и применении настоящего Соглашения, решаются путем консультаций и переговоров.
Статья 13
В настоящее Соглашение по взаимному согласию Сторон могут вноситься изменения, которые оформляются отдельными протоколами.
Статья 14
Настоящее Соглашение вступает в силу с даты получения последнего письменного уведомления о выполнении Сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу.
Настоящее Соглашение заключается сроком на 5 лет. В дальнейшем его действие автоматически продлевается на последующие 5-летние периоды, если ни одна из Сторон не менее чем за 6 месяцев до истечения очередного периода не уведомит по дипломатическим каналам в письменной форме другую Сторону о своем намерении прекратить его действие.
Совершено в г. __________ "___" 20__ г. в двух подлинных экземплярах, каждый на русском и казахском языках, причем все тексты имеют одинаковую силу.
В случае возникновения расхождений в толковании положений настоящего Соглашения Стороны будут обращаться к тексту на русском языке.
За Российскую Федерацию
За Республику Казахстан
Приложение
к Соглашению между Российской
Федерацией и Республикой Казахстан о
создании Единой региональной системы
противовоздушной обороны Российской
Федерации и Республики Казахстан
Положение
о Единой региональной системе противовоздушной обороны Российской Федерации и Республики Казахстан
Настоящее Положение определяет основные задачи, принципы построения и применения Единой региональной системы противовоздушной обороны Российской Федерации и Республики Казахстан.
I. Задачи, решаемые Единой региональной системой противовоздушной обороны Российской Федерации и Республики Казахстан
1. На Единую региональную систему противовоздушной обороны Российской Федерации и Республики Казахстан в мирное время возлагается решение следующих задач:
а) непрерывное ведение радиотехнической, радиолокационной разведки и радиоразведки, своевременное вскрытие подготовки и начала воздушного нападения противника;
б) охрана и защита воздушного пространства на стыках прилегающих участков государственных границ Сторон;
в) контроль за соблюдением порядка использования воздушного пространства Сторон в регионе;
г) принуждение воздушных судов, выполняющих полеты с нарушением установленных правил, к прекращению нарушений или пресечению таких полетов;
д) оповещение войск (сил) вооруженных сил Сторон о пролетах разведывательных космических средств и выдача в сетях оповещения информации о воздушной обстановке;
е) осуществление радиолокационного контроля воздушного пространства и передача органам организации воздушного движения Сторон в Центрально-Азиатском регионе коллективной безопасности данных о движении воздушных судов и других воздушных объектов в случаях, предусмотренных правилами использования воздушного пространства Сторон, а также оказание помощи воздушным судам в случае возникновения в полете форс-мажорных обстоятельств.
2. Для организации взаимодействия в штабы Войск воздушно-космической обороны Вооруженных Сил Российской Федерации и Сил воздушной обороны Вооруженных Сил Республики Казахстан по согласованию с соответствующим министром обороны могут направляться представители председателя координационного комитета по вопросам противовоздушной обороны при Совете министров обороны государств - участников Содружества Независимых Государств, а также начальника Объединенного штаба Организации Договора о коллективной безопасности.
3. Командующий войсками (силами) Единой региональной системы противовоздушной обороны в своей деятельности руководствуется решениями Совета глав государств Содружества Независимых Государств и Совета министров обороны государств - участников Содружества Независимых Государств, а также Соглашением между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о создании Единой региональной системы противовоздушной обороны Российской Федерации и Республики Казахстан.
4. В период нарастания военной угрозы и в военное время войска (силы) Единой региональной системы противовоздушной обороны Российской Федерации и Республики Казахстан выполняют задачи по единому замыслу и плану в соответствии с планами применения вооруженных сил Российской Федерации и Республики Казахстан.
II. Принципы построения и применения Единой региональной системы противовоздушной обороны Российской Федерации и Республики Казахстан
5. Построение и применение Единой региональной системы противовоздушной обороны Российской Федерации и Республики Казахстан осуществляется на основе следующих принципов:
а) координация совместных действий войск (сил) Единой региональной системы противовоздушной обороны Российской Федерации и Республики Казахстан в мирное время;
б) сохранение непосредственного подчинения войск (сил) Единой региональной системы противовоздушной обороны Российской Федерации и Республики Казахстан национальным командованиям;
в) применение войск (сил) Единой региональной системы противовоздушной обороны Российской Федерации и Республики Казахстан по единому замыслу и плану в военное время;
г) единство подходов к определению требований к боевой готовности и выучке войск (сил) Единой региональной системы противовоздушной обороны Российской Федерации и Республики Казахстан, организации их оперативной и боевой подготовки;
д) развитие нормативно-правовой базы, обеспечивающей функционирование Единой региональной системы противовоздушной обороны Российской Федерации и Республики Казахстан.
III. Основы применения Единой региональной системы противовоздушной обороны Российской Федерации и Республики Казахстан
6. В мирное время задачи, возлагаемые на Единую региональную систему противовоздушной обороны Российской Федерации и Республики Казахстан, решаются войсками (силами) Единой региональной системы противовоздушной обороны Российской Федерации и Республики Казахстан в соответствии с планом действий дежурных по противовоздушной обороне войск (сил) Единой региональной системы противовоздушной обороны Российской Федерации и Республики Казахстан, который утверждается министрами обороны Сторон.
7. При вскрытии средствами разведки массового полета средств воздушного нападения противника в направлении внешней границы региона дежурные по противовоздушной обороне силы и средства переводятся в готовность N 1, уполномоченные органы Сторон оповещают друг друга об обстановке и поставленных задачах, действуя в соответствии с указаниями вышестоящих должностных лиц, которым они подчиняются, со складывающейся обстановкой, а также с планом действий дежурных по противовоздушной обороне войск (сил) Единой региональной системы противовоздушной обороны Российской Федерации и Республики Казахстан.
8. Порядок действий при возникновении угрозы нарушения воздушными судами внешней границы региона состоит в следующем:
а) при обнаружении неопознанного воздушного судна, приближающегося к внешней границе региона, уполномоченные органы Сторон принимают меры к установлению с ним связи, а также ставят задачу подчиненным соединениям, воинским частям и подразделениям радиотехнических войск, разведки и радиоэлектронной борьбы установить его классификацию.
При установлении связи уполномоченные органы Сторон предупреждают экипаж воздушного судна о возможном вхождении или факте вхождения в воздушное пространство Сторон путем передачи установленных международных команд (фраз) и подают команды, направленные на предотвращение нарушения внешней границы региона или прекращение полета в их воздушном пространстве.
При необходимости оказания помощи указанному воздушному судну в прекращении нарушения внешней границы региона (по причине непреднамеренных действий экипажа воздушного судна или в результате возникновения в полете чрезвычайных обстоятельств) оперативные дежурные дают команду, направленную на подъем необходимого количества дежурных экипажей самолетов (вертолетов) в воздух для вывода этого воздушного судна за пределы воздушного пространства Сторон или посадки на ближайший (выделенный) аэродром на территории Российской Федерации или Республики Казахстан;
б) при получении информации о факте пересечения воздушным судном внешней границы региона, не зафиксированном радиолокационными средствами, в готовность N 1 приводится необходимое количество радиотехнических подразделений для усиления радиолокационной разведки. В дальнейшем дежурные по противовоздушной обороне силы действуют в соответствии с требованиями подпункта "а" настоящего пункта;
в) при обнаружении дежурными по противовоздушной обороне силами и средствами Российской Федерации или Республики Казахстан неопознанного воздушного судна - нарушителя внешней границы региона, нарушителя порядка использования воздушного пространства Российской Федерации или Республики Казахстан или воздушного судна, выполняющего полет в направлении внешней границы региона, уполномоченные органы Сторон информируют об этом друг друга и организуют передачу радиолокационной информации по каналам взаимодействия.
9. Порядок применения дежурными по противовоздушной обороне силами оружия и боевой техники по воздушному судну - нарушителю внешней границы региона определяется законодательством Стороны, над территорией которой находится данное воздушное судно.
10. Подъем в воздух дежурных по противовоздушной обороне экипажей самолетов вооруженных сил одной Стороны для решения задач боевого дежурства в воздушном пространстве другой Стороны осуществляется по согласованному решению командира дежурных сил командного пункта Войск воздушно-космической обороны Вооруженных Сил Российской Федерации и оперативного дежурного главного командного пункта Сил воздушной обороны Вооруженных Сил Республики Казахстан.
Обо всех случаях подъема дежурных экипажей самолетов (вертолетов) осуществляется взаимное информирование Сторон.
11. Уполномоченные органы Сторон осуществляют в мирное время руководство повседневной деятельностью войск (сил) Единой региональной системы противовоздушной обороны Российской Федерации и Республики Казахстан, их подготовку и всестороннее обеспечение.
IV. Обязанности командующего войсками (силами) Единой региональной системы противовоздушной обороны Российской Федерации и Республики Казахстан
12. В обязанности командующего войсками (силами) Единой региональной системы противовоздушной обороны Российской Федерации и Республики Казахстан входит:
а) разработка плана действий дежурных по противовоздушной обороне сил Единой региональной системы противовоздушной обороны Российской Федерации и Республики Казахстан;
б) руководство войсками (силами) Единой региональной системы противовоздушной обороны Российской Федерации и Республики Казахстан, включенными в состав региональной группировки войск (сил) Российской Федерации и Республики Казахстан, осуществляемое в соответствии с единым оперативным планом применения войск (сил) Единой региональной системы противовоздушной обороны Российской Федерации и Республики Казахстан;
в) организация совместно с уполномоченными органами Сторон взаимодействия войск (сил) Единой региональной системы противовоздушной обороны Российской Федерации и Республики Казахстан с другими войсками (силами) вооруженных сил Сторон в регионе;
г) участие в организации боевого дежурства по противовоздушной обороне войск (сил) вооруженных сил Сторон в регионе и разработке графика несения боевого дежурства по противовоздушной обороне с включенными радиолокационными средствами и комплексами средств автоматизации частей и подразделений радиотехнических войск, входящих в состав Единой региональной системы противовоздушной обороны Российской Федерации и Республики Казахстан;
д) координация совместных действий войск (сил) Единой региональной системы противовоздушной обороны Российской Федерации и Республики Казахстан;
е) подготовка предложений по дальнейшему развитию войск (сил) Единой региональной системы противовоздушной обороны Российской Федерации и Республики Казахстан и повышению их боевой готовности совместно с уполномоченными органами Сторон;
ж) подготовка предложений по организации и проведению мероприятий подготовки войск (сил) Единой региональной системы противовоздушной обороны Российской Федерации и Республики Казахстан.
13. Уполномоченные органы Сторон определяют организационно-штатную структуру командования Единой региональной системы противовоздушной обороны Российской Федерации и Республики Казахстан, которое является органом оперативного управления войсками (силами) Единой региональной системы противовоздушной обороны Российской Федерации и Республики Казахстан, с предоставлением ему функций по разработке документов планирования применения сил и средств Единой региональной системы противовоздушной обороны Российской Федерации и Республики Казахстан, а также подготовке и выполнению задач по противовоздушной обороне. Создание указанной структуры будет осуществляться в пределах установленной штатной численности уполномоченных органов Сторон.
14. Обязанности должностных лиц командования Единой региональной системы противовоздушной обороны Российской Федерации и Республики Казахстан согласовываются с главнокомандующим Войсками воздушно-космической обороны Вооруженных Сил Российской Федерации, главнокомандующим Силами воздушной обороны Вооруженных Сил Республики Казахстан и утверждаются командующим Единой региональной системы противовоздушной обороны Российской Федерации и Республики Казахстан.
15. Местонахождение командования Единой региональной системы противовоздушной обороны Российской Федерации и Республики Казахстан - Республика Казахстан, г. Алматы.
Постановление Правительства РФ от 24 октября 2012 г. N 1091 "О представлении Президенту Российской Федерации предложения о подписании Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о создании Единой региональной системы противовоздушной обороны Российской Федерации и Республики Казахстан"
Настоящее постановление вступает в силу по истечении 7 дней после дня его официального опубликования
Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 29 октября 2012 г. N 44 ст. 6045 (без текста проекта Соглашения)