Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) в составе:
ведущего заседание Комиссии - начальника отдела рассмотрения жалоб Управления контроля размещения государственного заказа Петрова А.В.,
членов комиссии:
начальника отдела проверок Управления контроля размещения государственного заказа Рахмедова Д.С.,
советника Управления контроля размещения государственного заказа Крыловой М.К.,
ведущего консультанта отдела рассмотрения жалоб Управления контроля размещения государственного заказа Бостанова М.А.,
ведущего консультанта отдела нормотворчества и взаимодействия с территориальными органами Управления контроля размещения государственного заказа Золотых О.А.,
при участии представителей ОАО "МОСИНЖСТРОЙ" Штина К.Н. (доверенность от 25.07.2012 N б/н), Керовой М.С. (доверенность от 17.09.2012 N б/н), Департамента строительства города Москвы Чистовой М.Б. (доверенность от 10.01.2012 N ДС-8/12), Козлова А.А. (доверенность от 10.01.2012 N ДС-11/12), Департамента города Москвы по конкурентной политике Мамедова З.Р. (доверенность от 16.08.2012 N 77-19-14/2-28), представители ЗАО "Сбербанк - ACT" на заседание Комиссии не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ОАО "МОСИНЖСТРОЙ" (далее - Заявитель) на действия Департамента строительства города Москвы (далее - Заказчик), Департамента города Москвы по конкурентной политике (далее - Уполномоченный орган), содержащие признаки нарушения законодательства Российской Федерации о размещении заказов, при проведении ЗАО "Сбербанк - ACT" (далее - Оператор электронной площадки) открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение подрядных работ по строительству объекта капитального строительства: "Дороги по пр.пр. 6191 и инженерные коммуникации для мкр. 7, по адресу: Бескудниковский район, САО города Москвы" (номер извещения 0173200001412001032) (далее - Аукцион) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа, выразившимися в следующем.
1. Заказчиком, Уполномоченным органом на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) дано разъяснение документации об Аукционе по соответствующему запросу Заявителя с нарушением установленных Законом о размещении заказов сроков.
2. Вышеуказанное разъяснение Заказчика, Уполномоченного органа не разъясняет положения технического задания документации об Аукционе, а именно, следующее требование к кабелям монтажным с жилами из медных проволок с поливинилхлоридной изоляцией и оболочкой марка МКШ: "Минимальное постоянное напряжение не менее, чем до 750".
3. Заказчиком, Уполномоченным органом при формировании технического задания документации об Аукционе использованы латинские буквы, что ограничивает возможность участников размещения подать заявку, как следствие ограничивает количество участников размещения заказа.
4. Заказчиком, Уполномоченным органом при формировании документации об Аукционе указаны параметры товаров, предлагаемых к использованию для выполнения работ, в соответствии с ГОСТ 530-95, ГОСТ 7484-78, которые "на сегодняшний день не действуют", что ограничивает возможность участников размещения подать заявку на участие в Аукционе.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при размещении заказа:
1) извещение о проведении Аукциона размещено 01.10.2012 на Официальном сайте;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 1 132 810 000 рублей;
3) на участие в Аукционе подано 12 заявок от участников размещения заказа;
4) дата проведения Аукциона - 26.10.2012.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
1. В соответствии с частью 4 статьи 41.7 Закона о размещении заказов в течение двух дней со дня поступления от оператора электронной площадки указанного запроса заказчик, уполномоченный орган, специализированная организация размещают разъяснение положений документации об открытом аукционе в электронной форме с указанием предмета запроса, но без указания участника размещения заказа, от которого поступил запрос, на официальном сайте при условии, что указанный запрос поступил заказчику, в уполномоченный орган не позднее чем за пять дней до дня окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не позднее чем за три дня до дня окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе.
Представителями Заявителя на заседание Комиссии представлено графическое изображение информации, отображаемой на электронной площадке, подтверждающее, что Заявителем 10.10.2012 посредством электронной площадки направлен запрос о разъяснении положений документации об Аукционе.
Однако, Заказчиком, Уполномоченным органом в нарушение части 4 статьи 41.7 Закона о размещении заказов разъяснение положений документации об Аукционе размещено на Официальном сайте 15.10.2012, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно пункту 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частью 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов сведениями должна содержать следующие сведения о товарах, работах, об услугах, соответственно на поставку, выполнение, оказание которых размещается заказ, в том числе: требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
Пунктом 109 приложения к технической части документации об Аукционе установлены следующие требования к кабелям монтажным с жилами из медных проволок с поливинилхлоридной изоляцией и оболочкой марка МКШ, в том числе: "Минимальное постоянное напряжение не менее, чем до 750".
Запрос Заявителя о разъяснении документации об Аукционе, направленный Заказчику, Уполномоченному органу, содержит следующее: "В таблице "Приложение к технической части (приложение к первой части заявки)" в п. 109 в графе требуемый параметр указано: Минимальное постоянное напряжение не менее, чем, а в графе требуемое значение до 750. Какое значение, исходя из данных условий, необходимо указать в графе "Значение, предлагаемое участником"?".
На вышеуказанный запрос Заказчиком, Уполномоченным органом дан следующий ответ: "В соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться. В соответствии со ст. 41.8 указанного закона заявка участника размещения заказа должна содержать: а) согласие, предусмотренное п. 2 ч. 4 ст. 41.8, в том числе означающее согласие на использование товара, указание на товарный знак которого содержится в документации об открытом аукционе, или согласие, предусмотренное ч. 4 ст. 41.8, указание на товарный знак (его словесное обозначение) предлагаемого для использования товара и конкретные показатели этого товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, если участник размещения заказа предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в документации об открытом аукционе в электронной форме, при условии содержания в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак используемого товара, а также требования о необходимости указания в заявке на участие в открытом аукционе в электронной форме на товарный знак; б) согласие, предусмотренное п. 2 ч. 4 ст. 41.8, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для использования товара при условии отсутствия в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак используемого товара".
При этом, представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснили, что значение "не менее, чем до 750" включает в себя диапазон более 750.
Таким образом, вышеуказанный довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что техническое задание документации об Аукционе содержит общепринятые сокращения на латинском языке, а также, что в документации об Аукционе указаны используемые для определения соответствия потребностям Заказчика, Уполномоченного органа показатели товара, предлагаемого для выполнения работ, значения которых не могут изменяться, например, пункты 132, 141 технического задания документации об Аукционе содержат, в том числе, следующие общепринятые обозначения: "Стойкость пленки к статическому воздействию 3%-ного раствора NaCl при °С", "Водонепроницаемость под р=0,001 МПа в теч".
При этом, в ответе на запрос о разъяснении документации об Аукционе Заказчик, Уполномоченный орган пояснили следующее: "Как сказано выше, имеются отличия в толковании понятий "язык", "буквы", "символы". Рассмотрим ряд примеров. В п. 132 имеется обозначение NaCl. NaCl - химическое соединение, хлорид натрия. Натрий - элемент главной подгруппы первой группы, третьего периода периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева, с атомным номером 11. Обозначается символом Na. Хлор - элемент 17-й группы периодической таблицы химических элементов, третьего периода, с атомным номером 17. Обозначается символом Cl. В п. 141 имеется обозначение °С. Градус Цельсия - широко распространенная единица измерения температуры, назван в честь шведского ученого Андерса Цельсия, предложившего в 1742 году новую шкалу для измерения температуры. За ноль по шкале Цельсия принималась точка плавления льда, а за 100° точка кипения воды при нормальном атмосферном давлении".
Таким образом, довод Заявителя о неправомерном использовании латинских букв в документации об Аукционе не нашел своего подтверждения.
4. Согласно пункту 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частью 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов сведениями должна содержать следующие сведения о товарах, работах, об услугах, соответственно на поставку, выполнение, оказание которых размещается заказ, в том числе: требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
Пунктами технического задания документации об Аукционе, в том числе, пунктами 114, 236, предусмотрены соответственно товары, предлагаемые к использованию для выполнения работ: "кирпич керамический обыкновенный ГОСТ 530-95, ГОСТ 7484-78", "ТРУБЫ АСБЕСТОЦЕМЕНТНЫЕ НАПОРНЫЕ, МАРКА ВТ-6, ГОСТ 539-80" (далее - ГОСТы).
На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что получившая положительное заключение экспертизы проектно-сметная документация содержит указания на ГОСТы, указанные в документации об Аукционе.
Кроме того, на заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что в утвержденной проектно-сметной документации указаны параметры товаров, предлагаемых к использованию для выполнения работ, соответствующие как действующим ГОСТам, так и указанным в техническом задании об Аукционе, прекратившим свое действие ГОСТам.
Таким образом, довод Заявителя об ограничении возможности участников размещения заказа подать заявку на участие в Аукционе не нашел своего подтверждения.
5. Согласно пункту 15.1 проекта контракта документации об Аукционе неурегулированные путем переговоров споры, которые могут возникнуть при исполнении Контракта, подлежат разрешению в АНО "Третейский суд строительных организаций города".
Вместе с тем в соответствии с частью 8 статьи 9 Закона о размещении заказов расторжение контракта допускается исключительно по соглашению сторон или решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
В соответствии со статьей 4 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" третейские суды не входят в судебную систему Российской Федерации, а, следовательно, не имеют полномочий рассматривать дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, которые подведомственны арбитражному суду.
Таким образом, в связи с тем, что разрешение подобных споров третейским судом не предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов, указанное в проекте контракта документации об Аукционе не соответствует положениям Закона о размещении заказов, что является нарушением части 8 статьи 9 Закона о размещении заказов, и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частями 5, 9 статьи 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ОАО "МОСИНЖСТРОЙ" обоснованной в части размещения ответа на запрос о разъяснении документации об Аукционе по соответствующему запросу Заявителя с нарушением установленных Законом о размещении заказов сроков.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения части 8 статьи 9, части 4 статьи 41.7 Закона о размещении заказов.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о размещении заказов в части установления дополнительных требований к участникам размещения заказов.
3.1 В связи с тем, что нарушение срока размещения ответа на запрос о разъяснении документации об Аукционе не повлияло на результаты размещения заказа, предписание об устранении данного нарушения Заказчику, Уполномоченному органу не выдавать.
4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 19.10.2012 N К-1993/12 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Ведущий заседание Комиссии: |
А.В. Петров |
члены Комиссии: |
Д.С. Рахмедов |
|
М.К. Крылова |
|
М.А. Бостанов |
|
О.А. Золотых |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 19 октября 2012 г. N К-1993/12 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о размещении заказов" (доведено письмом Федеральной антимонопольной службы от 23 октября 2012 г. N ГЗ/03348)
Текст решения официально опубликован не был