Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 26 сентября 2012 г. N 35-АПГ12-3
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Анишиной В.И. и Ксенофонтовой О.А.,
при секретаре Завражнове М.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе правительства Тверской области на решение Тверского областного суда от 15 июня 2012 года, которым удовлетворено заявление Ивановой Р.М.: признан противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения в законную силу пункт 25 раздела V Порядка предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, за счет средств федерального бюджета в Тверской области, утвержденного постановлением администрации Тверской области от 14 ноября 2006 года N 275-па (в редакции постановления администрации Тверской области от 16 марта 2010 года N 100-па), в части слов "и расположенным на территории Тверской области".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Ксенофонтовой О.А., объяснения представителя правительства Тверской области Вуйминой И.М., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей, что решение суда отмене не подлежит, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением администрации Тверской области от 14 ноября 2006 года N 275-па утвержден Порядок предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, за счет средств федерального бюджета в Тверской области.
Пунктом 25 раздела V Порядка предусмотрено, что приобретенное гражданином жилое помещение должно соответствовать санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, выбранного для постоянного проживания, и расположенным на территории Тверской области.
Иванова Р.М. обратилась в Тверской областной суд с заявлением о признании приведенного выше пункта 25 раздела V Порядка недействующим в части слов "и расположенным на территории Тверской области".
В обоснование требования заявитель указала, что является вдовой участника Великой Отечественной войны, в соответствии со статьей 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" ей выдано свидетельство N 701 от 25 ноября 2011 года о предоставлении субсидии на строительство или приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета. Находясь в преклонном возрасте, она желает приобрести жилое помещение ближе к месту жительства дочери в г. Рыбинске Ярославской области, но территориальным отделом защиты населения ей отказано в разрешении использовать субсидию для приобретения жилого помещения в г. Рыбинске со ссылкой на пункт 25 Порядка предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, за счет средств федерального бюджета в Тверской области, утвержденного постановлением администрации Тверской области от 14 ноября 2006 года N 275-па.
По мнению Ивановой Р.М., оспариваемый пункт 25 Порядка в части слов "и расположенным на территории Тверской области" противоречит Федеральному закону от 25 июня 1993 года N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и статье 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", не устанавливающей ограничений для использования субсидии на приобретение жилого помещения за пределами субъекта Российской Федерации, в котором проживают граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий.
Решением Тверского областного суда от 15 июня 2012 года заявление Ивановой Р.М. удовлетворено.
В апелляционной жалобе правительства Тверской области ставится вопрос об отмене указанного решения суда как незаконного и необоснованного.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не усматривает оснований к отмене решения суда.
Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частями 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, последние не могут противоречить федеральным законам.
Федеральными законами от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" полномочия по обеспечению граждан жильем передаются Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации с перечислением средств на их реализацию в виде субвенций; форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (пункты 1, 2, 6 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах", части 1, 2, 6 статьи 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Из преамбулы и содержания постановления администрации Тверской области от 14 ноября 2006 года N 275-па "О порядке предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, за счет средств федерального бюджета в Тверской области" следует, что оно принято во исполнение приведенных положений федерального законодательства в целях реализации меры социальной поддержки по обеспечению жильем названных категорий граждан, устанавливает правила предоставления указанной меры социальной поддержки за счет средств федерального бюджета.
Разрешая заявление Ивановой Р.М., суд исходил из того, что ни Федеральный закон "О ветеранах", ни Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не содержат каких-либо ограничений для названных категорий граждан в реализации права на социальную поддержку в форме получения субсидии на приобретение жилья, предусматривают критерии расчета объема средств Федерального фонда компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, исходя из размера общей площади приобретаемого жилья и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (подпункты 2, 3 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах", часть 3 статьи 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"). Кроме того, не содержат каких-либо ограничений или дополнительных условий предоставления субвенций, кроме их целевого использования (приобретение жилья) и предоставления ежеквартальных отчетов в соответствующие федеральные органы исполнительной власти о расходовании федеральных средств, и принятые в соответствии со статьей 23.2 Федерального закона "О ветеранах" и статьей 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Правила предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 15 октября 2005 года N 614 (пункт 6).
Проанализировав федеральное законодательство, суд пришел к обоснованному выводу о том, что субъектам Российской Федерации предоставлено лишь право определять форму предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов (предоставление жилого помещения либо субсидии на приобретение жилья) и порядок предоставления жилых помещений (по договору социального найма или в собственность) и субсидий, что не предполагает установления дополнительных условий реализации права. Суд правильно указал в решении, что субъектом Российской Федерации (Тверской областью) в оспариваемой норме установлено дополнительное условие реализации права на приобретение жилья в виде требования о расположении жилья на территории Тверской области, это дополнительное условие не охватывается понятием "порядок".
Таким образом, Судебная коллегия соглашается с выводом суда о противоречии оспариваемой нормы Порядка предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, за счет средств федерального бюджета в Тверской области федеральному законодательству, не представляющему субъектам Российской Федерации полномочий по установлению дополнительных условий реализации права названных выше категорий граждан на приобретение жилья.
Указание представителя правительства Тверской области на то, что размер предоставляемой субсидии определяется исходя из рыночной стоимости квадратного метра жилья в Тверской области, обоснованно не признано судом свидетельствующим о наличии у Тверской области как субъекта Российской Федерации права устанавливать в качестве условия предоставления субсидии расположение жилого помещения на территории Тверской области.
В пользу позиции суда свидетельствует то обстоятельство, что Порядок предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей- инвалидов, за счет средств федерального бюджета в Тверской области предусматривает использование субсидии гражданами на приобретение готового жилья по их выбору, в том числе на условиях ипотеки; на финансирование строительства квартиры в порядке долевого участия в строящемся многоквартирном доме; на финансирование строительства индивидуального жилого дома; на приобретение права требования по договору долевого участия в строительстве многоквартирного жилого дома (пункт 24 Порядка); изложенное предполагает самостоятельное заключение гражданами гражданско-правовых договоров.
Суд правильно указал в решении, что граждане вправе выбрать любой из предусмотренных способов реализации права, в связи с чем наличие условия о расположении приобретаемого жилого помещения на территории Тверской области ограничивает право граждан на свободу заключения договора, предусмотренное статьей 421 Гражданского кодекса РФ.
Полагая, что выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам дела и основаны на законе, Судебная коллегия не усматривает оснований к отмене решения суда.
Доводы апелляционной жалобы правительства Тверской области аналогичны заявлявшимся правительством в процессе рассмотрения дела и получившим оценку суда. Эти доводы выводов суда не опровергают, поэтому основаниями к отмене решения суда явиться не могут.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Тверского областного суда от 15 июня 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу правительства Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Анишина В.И. |
|
Ксенофонтова О.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 26 сентября 2012 г. N 35-АПГ12-3
Текст определения официально опубликован не был