1. В Федеральную антимонопольную службу (далее - ФАС России) поступили обращения по вопросу установления требования в документации о торгах к участникам размещения заказа на поставку учебных пособий.
ФАС России проведен анализ ситуации по данному вопросу, по результатам которого установлено следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона о размещении заказов участником размещения заказа может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель.
При этом статьей 11 Закона о размещении заказов установлен исчерпывающий перечень требований к участникам размещения заказов, в соответствии с которым не допускается устанавливать квалификационные требования к участникам размещения заказа.
В соответствии со статьей 28 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N3266-1 "Об образовании" приказом Минобрнауки России от 18 марта 2009 г. N 88 утвержден Порядок отбора организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования в образовательных учреждениях.
Перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2009 N 729 (далее - Перечень). В указанный Перечень на данный момент включены сведения о семидесяти юридических лицах, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе.
При этом участником размещения заказа на поставку учебных пособий может выступать лицо, не включенное в Перечень, поскольку предметом торгов является поставка изготовленных ранее учебных изданий. Таким образом, не допускается установление в документации о торгах требований к участникам размещения заказа о наличии сведений о таких участниках в Перечне.
Согласно части 2 статьи 10 Закона о размещении заказов во всех случаях размещение заказа осуществляется путем проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных Законом о размещении заказов.
Статьями 21, 41.6 Закона о размещении заказов установлено, что документация о торгах должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Согласно положениям статей 25, 41.8 Закона о размещении заказов при подаче заявки на участие в торгах такая заявка должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие товаров, работ, услуг требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к таким товарам, работам, услугам и если предоставление указанных документов предусмотрено документацией о торгах. При этом не допускается требовать предоставление указанных документов в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации такие документы передаются вместе с товаром.
Таким образом, при проведении торгов на поставку учебных пособий в образовательные учреждения, имеющие государственную аккредитацию и реализующие образовательные программы общего образования, (далее - Образовательные учреждения) заказчик должен установить в документации о торгах требование об изготовлении учебных пособий лицами, включенными в Перечень, в соответствии со статьями 21, 41.6 Закона о размещении заказов, а также согласно статьям 25, 41.8 Закона о размещении заказов требование, что заявка на участие в торгах должна содержать документ, подтверждающий данный факт.
В случае непредставления в составе заявки на участие в торгах документов и сведений в подтверждение вышеуказанных требований, установленных в документации о торгах, комиссия заказчика при проведении процедуры рассмотрения заявок на участие в торгах обязана отказать в допуске к участию в торгах участнику размещения заказа, представившего такую заявку.
Таким образом, при установлении в документации о торгах требований к поставляемым учебным пособиям заказчику - Образовательному учреждению на основании положений законодательства Российской Федерации об образовании необходимо устанавливать требование об издании таких пособий исключительно лицами, включенными в Перечень.
2. Федеральная антимонопольная служба (далее - ФАС России) рассмотрела обращение физического лица, поступившее из Управления Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций, и сообщает.
В соответствии с положениями Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказания услуг заказчик в документации о торгах устанавливает требования к поставляемому товару, выполняемым работам, оказываемым услугам. В соответствии с установленными в техническом задании требованиями участники размещения заказа подают заявки для участия в торгах. В случае если заявка участника размещения заказа не соответствует требованиям установленным заказчиком в документации, такая заявка участника размещения заказа не допускается для дальнейшего участия в торгах.
Из обращения следует, что требования, которые выставлены администрацией (заказчиком) в техническом задании документации об аукционе участником размещения заказа (победителем открытого аукциона в электронной форме) не соблюдены.
Согласно части 5 статьи 17 Закона о размещении заказов при поступлении информации о нарушении законодательства Российской Федерации и (или) иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации осуществляется внеплановая проверка.
Вместе с тем, в связи с отсутствием в обращении конкретной информации, в том числе реквизитов размещаемого заказа, не представляется возможным принять указанную в обращении информацию для проведения внеплановой проверки.
На основании изложенного, ФАС России обращает внимание физического лица о возможности направления информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о размещении заказов в уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, указав необходимые сведения по размещенному заказу.
3. Федеральная антимонопольная служба (далее - ФАС России) рассмотрела обращение физического лица по вопросу возможности участия в тендерах на выполнение работ по строительству объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов (далее - Обращение) и сообщает следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) установлено, что участником размещения заказа может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель. При этом, согласно пункту 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов при размещении заказа путем проведения торгов устанавливаются обязательное требование к участникам размещения заказа о соответствии участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
При проведении торгов на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов заказчик, уполномоченный орган устанавливает обязательное требование к участникам размещения заказа согласно положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации о наличии у такого участника допуска к выполнению работ по организации работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, выданного саморегулируемой организацией (позиция ФАС России по данному вопросу изложена в письме ФАС России о разъяснении Закона о размещении заказов от 23.05.2011 N ИА/19714).
Кроме того в соответствии со статьей 706 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика. Подрядчик, который привлек к исполнению договора подряда субподрядчика в нарушение положений пункта 1 статьи 706 Гражданского кодекса Российской Федерации или договора, несет перед заказчиком ответственность за убытки, причиненные участием субподрядчика в исполнении договора.
Таким образом, законодательством Российской Федерации установлено, что участником размещения заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства выступает генеральный подрядчик.
На основании изложенного ФАС России сообщает, что законодательством Российской Федерации о размещении заказов установлены ограничения допуска к участию в торгах на выполнение работ по строительству участников размещения заказа, не соответствующих требованиям градостроительного законодательства Российской Федерации. При этом деятельность лиц, осуществляющих выполнение работ по строительству, и требования, предъявляемые к выполняемым работам, регулируется не Законом о размещении заказов, а градостроительным законодательством Российской Федерации.
Кроме того во избежание участия в торгах недобросовестных исполнителей заказчик вправе использовать предусмотренные Законом о размещении заказов меры финансовой ответственности поставщиков, такие как установление обязанности представления участником размещения заказа обеспечение заявки на участие в торгах, а также обязанности представления обеспечения исполнение государственного контракта до момента его заключения в размере до тридцати процентов от начальной (максимальной) цены контракта.
Вместе с тем частью 2.1 статьи 11 Закона о размещении заказов установлено, что в случае, если при размещении заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства путем проведения аукциона начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) составляет пятьдесят миллионов рублей и более, заказчик, уполномоченный орган вправе установить также участникам размещения заказа требование выполнения ими за последние пять лет, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, относящихся к той же группе, подгруппе или одной из нескольких групп, подгрупп работ, на выполнение которых размещается заказ, в соответствии с номенклатурой товаров, работ, услуг для нужд заказчиков, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов, стоимость которых составляет не менее чем двадцать процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится аукцион. При этом учитывается стоимость всех выполненных участником размещения заказа (с учетом правопреемственности) работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту одного из объектов капитального строительства (по выбору участника размещения заказа).
Таким образом, к участию в открытом аукционе в электронной форме допускаются только квалифицированные участники с опытом работ по строительству аналогичного объекта, стоимость которого не менее 20 % от начальной (максимальной) цены контракта, на заключение которого претендует участник, что позволяет допустить к участию в торгах квалифицированных участников размещения заказа, обладающих необходимым опытом выполнения работ в данной области.
Дополнительно ФАС России сообщает, что в случае нарушения законодательства Российской Федерации о размещении заказов заказчиками, уполномоченными органами, специализированными организациями, операторами электронной площадки, конкурсными, аукционными или котировочными комиссиями при проведении торгов или запросов котировок любой участник размещения заказа вправе обжаловать такие действия (бездействия) в соответствии с положениями главы 8 Закона о размещении заказов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Проанализированы отдельные ситуации в области госзакупок.
В частности, по вопросу размещения заказов на поставку учебных пособий разъяснено следующее.
Чтобы издавать учебные пособия, которые допускается использовать в аккредитованных образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы, нужно пройти отбор. Итоговый перечень издательств определяет Минобрнауки России (в настоящее время их 70).
Поскольку речь идет о поставке ранее изготовленных учебных пособий, лица, не включенные в упомянутый список, могут участвовать в размещении заказа. При этом в документации о торгах необходимо предусмотреть требование о том, что поставляемая литература должна быть изготовлена лицами, входящими в соответствующий перечень.
По вопросу возможности участия в тендерах на выполнение работ по строительству разъяснено следующее.
Участвовать в размещении заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капстроительства может только генеральный подрядчик.
К участию в открытом аукционе в электронной форме допускаются только квалифицированные участники с опытом работ по строительству аналогичного объекта, стоимость которого не менее 20% от начальной (максимальной) цены контракта, на заключение которого претендует лицо.
Обзор разъяснений законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, ноябрь 2012)
Материал подготовлен для компании "Гарант" начальником отдела нормотворчества и взаимодействия с территориальными органами Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Кашиной М.Н.