Письмо Минфина РФ от 4 сентября 2012 г. N 02-06-10/3529
Департамент бюджетной политики и методологии Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент) рассмотрел в части своей компетенции письмо и сообщает.
В силу положений постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329 "О Министерстве финансов Российской Федерации" (далее - Постановление N 329), в Министерстве финансов Российской Федерации, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения организаций по разъяснению (толкованию норм, терминов и понятий) законодательства Российской Федерации и практики его применения, по проведению экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных операций, к которым относятся, в частности, операции по принятию к бухгалтерскому учету имущества в составе соответствующих объектов учета основных средств.
Вместе с тем, согласно статье 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция 157н) к учету в составе объектов основных средств принимаются материальные объекты имущества, независимо от их стоимости, со сроком полезного использования более 12 месяцев, предназначенные для неоднократного или постоянного использования на праве оперативного управления в процессе деятельности учреждения при выполнении им работ, оказании услуг, осуществления государственных полномочий (функций), либо для управленческих нужд учреждения.
При принятии решения о постановке на учет отдельных объектов необходимо учитывать, что согласно Общероссийскому классификатору основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ) коммуникации внутри зданий, необходимые для их эксплуатации, как-то: система отопления, включая котельную установку для отопления (если последняя находится в самом здании); внутренняя сеть водопровода, газопровода и канализации со всеми устройствами входят в состав зданий. Наружные пристройки к зданию, имеющие самостоятельное хозяйственное значение, являются самостоятельными объектами.
Кроме того, обращаем внимание, что в соответствии со статьями 130, 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что сведения об объекте недвижимости указываются в техническом плане или техническом паспорте на такой объект недвижимости.
Учитывая изложенное, если в техническом паспорте здания отражены внешние коммуникации, то указанные объекты подлежат отражению в учете в установленном порядке.
Обращаем внимание, что пункт 13 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167, предусматривает отражение в предмете договора, которым является отпуск (получение) питьевой воды и (или) прием (сброс) сточных вод, в числе существенных условий, границ эксплуатационной ответственности сторон по сетям водоснабжения и канализации.
Согласно СНиП 2.04.01-85 "Внутренний водопровод и канализация-зданий" системы внутреннего водопровода включают: вводы в здания, водомерные узлы, разводящую сеть, стояки, подводки к санитарным приборам и технологическим установкам, водоразборную, смесительную, запорную и регулирующую арматуру.
Таким образом, приборы учета, находящиеся на балансе учреждения в оперативном управлении, установленные на вводах трубопровода холодного и горячего водоснабжения фиксируют расход ресурсов, границы эксплуатационной ответственности сторон по сетям водоснабжения и канализации определяют линии раздела элементов систем водоснабжения и (или) канализации и сооружений на них между владельцами по признаку собственности (оперативного управления).
По вопросу применения классификации операций сектора государственного управления отмечаем следующее.
В соответствии с положениями Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21.12.2011 N 180н, расходы на оплату работ, произведенных в рамках содержания имущества, подлежат отражению:
- на подстатью 223 "Коммунальные услуги" КОСГУ - в случае, если услуги оказываются в рамках договора оказания коммунальных услуг и их стоимость входит в коммунальный тариф;
- на подстатью 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" КОСГУ - в случае, если учреждением заключен договор на оказание работ, услуг.
Заместитель Директора Департамента |
С.В. Сивец |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Государственные (муниципальные) учреждения учитывают в составе основных средств следующие материальные объекты (независимо от их стоимости) со сроком использования более 12 месяцев. Речь идет об имуществе, предназначенном для неоднократного (постоянного) использования на праве оперативного управления в процессе деятельности учреждения при выполнении им работ, оказании услуг, осуществления государственных полномочий, для управленческих нужд.
Согласно ОКОФ коммуникации внутри зданий, необходимые для их эксплуатации, такие как система отопления (включая котельную установку, находящуюся внутри здания), внутренняя сеть водопровода, газопровода и канализации со всеми устройствами, входят в состав зданий. Наружные пристройки к зданию, имеющие самостоятельное хозяйственное значение, являются самостоятельными объектами.
Обращается внимание на то, что все внешние коммуникации отражаются в техническом плане здания.
В договоре энергоснабжения, в частности, фиксируются границы эксплуатационной ответственности сторон по сетям водоснабжения и канализации (это существенное условие).
Системы внутреннего водопровода включают вводы в здания, водомерные узлы, разводящую сеть, стояки, подводки к санитарным приборам и технологическим установкам, водоразборную, смесительную, запорную и регулирующую арматуру.
Разъяснено, что приборы учета, находящиеся на балансе учреждения в оперативном управлении, установленные на вводах водоснабжения, фиксируют расход ресурсов. Границы эксплуатационной ответственности сторон по сетям водоснабжения и канализации определяют линии раздела элементов систем водоснабжения (канализации) и сооружений на них между владельцами по признаку собственности (оперативного управления).
Кроме того, разъяснено следующее.
Если учреждением заключен договор на оказание коммунальных услуг и их стоимость включена в коммунальный тариф, соответствующие расходы отражаются по подстатье 223 "Коммунальные услуги" КОСГУ. Если учреждением заключен договор на оказание работ/услуг, расходы учитываются на подстатье 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" КОСГУ.
Письмо Минфина РФ от 4 сентября 2012 г. N 02-06-10/3529
Текст письма опубликован в журнале "БиНО: Сборник документов с комментариями для бюджетных учреждений" ноябрь 2012., N 11, в журнале "БиНО: Сборник документов с комментариями для бюджетных учреждений" ноябрь 2012 ., N 11