Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 24 апреля 2012 г. N 03-03-06/1/204
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу о мерах государственной поддержки сельскохозяйственного товаропроизводителя, поступившее из Аппарата Правительства Российской Федерации, и в рамках своей компетенции сообщает следующее.
1. По предложению о введении антидемпинговых механизмов для поставщиков продовольствия из свободных экономических зон Республики Беларусь в целях защиты российского продовольственного рынка необходимо отметить, что внутри созданного Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией Таможенного союза применение специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер регулируется Соглашением о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам от 25 января 2008 года.
Указанное Соглашение регулирует отношения, возникающие в связи с импортом товаров, происходящих с таможенной территории третьих стран и предназначенных для таможенной территории указанных государств (сторон).
Учитывая изложенное, предложение о введении антидемпинговых механизмов для поставщиков продовольствия из Республики Беларусь должно рассматриваться в Евразийской экономической комиссии.
2. Относительно предложения о продлении срока действия ставки налога на прибыль организаций для сельскохозяйственных товаропроизводителей в размере 0 процентов сообщаем следующее.
Статьей 2.1 Федерального закона от 6 августа 2001 г. N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Закон) налоговая ставка по налогу на прибыль организаций для сельскохозяйственных товаропроизводителей, не перешедших на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной данными организациями собственной сельскохозяйственной продукции, установлена в следующем размере:
в 2004 - 2012 годах - 0 процентов;
в 2013 - 2015 годах - 18 процентов;
начиная с 2016 года - в соответствии с пунктом 1 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Таким образом, действующим законодательством Российской Федерации предусмотрено поэтапное выравнивание условий налогообложения деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей с условиями налогообложения деятельности других хозяйствующих субъектов.
При этом на протяжении десяти лет прибыль, получаемая сельскохозяйственными товаропроизводителями, облагается по ставке налога 0%. Прибылью в целях главы 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 Кодекса и включают любые обоснованные и документально подтвержденные затраты, произведенные для осуществления направленной на получение дохода деятельности.
В соответствии со статьей 284 Кодекса законами субъектов Российской Федерации может быть понижена до 13,5% налоговая ставка налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации, для отдельных категорий налогоплательщиков.
Кроме того, налогоплательщики - сельскохозяйственные организации промышленного типа (птицефабрики, животноводческие комплексы, зверосовхозы, тепличные комбинаты) в целях налогообложения прибыли в отношении собственных амортизируемых основных средств вправе применять к основной норме амортизации специальный коэффициент, не выше 2.
Необходимо отметить, что одной из мер государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей является предусмотренный главой 26.1 "Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)" Кодекса специальный налоговый режим, который предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, налога на добавленную стоимость, налога на имущество организаций уплатой единого сельскохозяйственного налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период (пункт 3 статьи 346.1 Кодекса). В течение 2011-2014 годов применяются пониженные тарифы страховых взносов для сельскохозяйственных товаропроизводителей, применяющих специальный налоговый режим - систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Таким образом, законодательством о налогах и сборах предусмотрены особенности налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей, учитывающие особенности их деятельности.
Отмена, начиная с 2013 года, ставки налога на прибыль организаций для сельскохозяйственных товаропроизводителей в размере 0 процентов создает дополнительные стимулы к переходу данных организаций на специальный налоговый режим "Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)", наиболее учитывающий особенности и специфику сельскохозяйственного производства.
Отмечается, что за период 2008-2012 годов в федеральном бюджете ежегодно увеличиваются объемы ассигнований на обеспечение развития сельского хозяйства в соответствии с Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы. Всего на реализацию мероприятий указанной государственной программы предусматривалось выделить ассигнования только из федерального бюджета в сумме 551, 3 млрд. рублей, фактически выделено 655,1 млрд. рублей.
Основываясь на вышеизложенном и, учитывая, что действие ставки налога на прибыль организаций для сельскохозяйственных товаропроизводителей в размере 0 процентов носило временный характер, Минфин России не поддерживает продление срока действия налоговой ставки по налогу на прибыль организаций для сельскохозяйственных товаропроизводителей в размере 0 процентов.
Директор Департамента |
И.В. Трунин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.