Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 5 октября 2012 г. N 46-АПГ12-13
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Корчашкиной Т.Е.,
судей Назаровой А.М., Гуляевой Г.А.,
при секретаре Горловой С.В.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску Оноховой С.Е. к Департаменту социальной поддержки и защиты населения администрации городского округа Самара о включении в стаж муниципальной службы периода работы и перерасчете муниципальной пенсии по апелляционной жалобе Оноховой С.Е. на решение Самарского областного суда от 25 июня 2012 года, которым в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаровой А.М., объяснения Оноховой С.Е., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителя Департамента социальной поддержки и защиты населения администрации городского округа Самара Киреева А.Б., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Онохова С.Е. обратилась в суд с иском к Департаменту социальной поддержки и защиты населения администрации городского округа Самара о включении в стаж муниципальной службы периода работы в Штабе гражданской обороны ... области с 12 января 1990 года по 13 января 1994 года (4 года 2 дня) и перерасчете муниципальной пенсии с учетом указанного стажа.
В обоснование своих требований истец ссылалась на то, что в период с 11 января 1985 года по 13 января 1994 года она состояла в должности машинистки 1-ой категории ... курсов Штаба гражданской обороны ... области. С 13 января 1994 года Онохова С.Е. уволена в порядке перевода в администрацию ... района г. ... на должность машинистки 1 категории, с 1 октября 1997 года она переведена на должность специалиста 1 категории. За период работы в администрации ... района г. ... ей ежемесячно начислялась надбавка за выслугу лет, размер которой исчислялся из стажа муниципальной службы. В данный стаж муниципальной службы включался весь период работы истца в Штабе гражданской обороны, также ей предоставлялся дополнительный оплачиваемый отпуск с учетом указанного стажа.
В 2009 году при оформлении пенсии ответчик начислил Оноховой С.Е. муниципальную пенсию, не включив в стаж муниципальной службы период ее работы в Штабе гражданской обороны - 9 лет 2 дня. Впоследствии из указанного периода в специальный стаж включен период ее работы в Штабе гражданской обороны с 11 января 1985 года по 11 января 1990 года - 5 лет.
Онохова С.Е. просила суд признать за ней право на получение муниципальной пенсии с учетом стажа муниципальной службы в должности машинистки 1 категории Штаба гражданской обороны ... области с 12 января 1990 года по 13 января 1994 года (4 года 2 дня) и обязать ответчика произвести перерасчет муниципальной пенсии с февраля 2010 года с учетом включенного стажа муниципальной службы.
Представитель Департамента социальной поддержки и защиты населения администрации городского округа Самара в судебном заседании исковые требования не признал.
Представители администрации Самарского района городского округа Самара и Государственного казенного учреждения Самарской области "Центр по делам гражданской обороны, пожарной безопасности и чрезвычайным ситуациям" не возражали против удовлетворения требований Оноховой С.Е.
Решением Самарского областного суда от 25 июня 2012 года в удовлетворении требований Оноховой С.Е. к Департаменту социальной поддержки и защиты населения администрации городского округа Самара о включении в стаж муниципальной службы периода работы и перерасчете муниципальной пенсии отказано.
В апелляционной жалобе Онохова С.Е. ссылается на то, что судом неправильно применены нормы материального права, в связи с чем просит отменить решение суда первой инстанции и принять новое решение об удовлетворении иска.
Представители администрации Самарского района городского округа Самара и Государственного казенного учреждения Самарской области "Центр по делам гражданской обороны, пожарной безопасности и чрезвычайным ситуациям", извещённые о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в заседание суда апелляционной инстанции не явились. На основании части третьей статьи 167, частей первой и второй статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, поступивший в Судебную коллегию письменный отзыв Государственного казенного учреждения Самарской области "Центр по делам гражданской обороны, пожарной безопасности и чрезвычайным ситуациям", Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.
Из материалов дела усматривается, что в период с 11 января 1985 года по 13 января 1994 года Онохова С.Е. работала в должности машинистки ... курсов Штаба гражданской обороны ... области, откуда была уволена в порядке перевода в администрацию ... района г. ...
В соответствии с распоряжением заместителя Главы городского округа - Главы администрации Самарского района городского округа Самара от 4 июня 2010 года в соответствии со статьей 21 Закона Самарской области "О муниципальной службе в Самарской области", постановлением администрации городского округа Самара от 15 июля 2009 года N 657 и протоколом заседания Комиссии по включению в стаж муниципальной службы периодов работы на иных должностях руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и иных организациях, опыт и знание работы в которых являются необходимыми муниципальному служащему для выполнения обязанностей по замещаемой должности муниципальной службы, от 3 июня 2010 года Оноховой С.Е. включен в стаж муниципальной службы период работы с 11 января 1985 года по 11 января 1990 года в должности машинистки 1 категории Штаба гражданской обороны ... области - 5 лет.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Штаб гражданской обороны не являлся государственным органом. Следовательно, его сотрудники, которые принимались на работу самим Штабом, в силу положений Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и ранее действующих нормативных актов, регулирующих правовое положение государственных служащих, не являлись государственными гражданскими служащими.
Однако Судебная коллегия не может согласиться с таким выводом суда, поскольку он основан на неправильном применении норм материального права.
В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" в стаж (общую продолжительность) муниципальной службы включаются периоды работы на:
1) должностях муниципальной службы (муниципальных должностях муниципальной службы);
2) муниципальных должностях;
3) государственных должностях Российской Федерации и государственных должностях субъектов Российской Федерации;
4) должностях государственной гражданской службы, воинских должностях и должностях правоохранительной службы (государственных должностях государственной службы);
5) иных должностях в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
Порядок исчисления стажа муниципальной службы и зачета в него иных периодов трудовой деятельности помимо указанных в части 1 настоящей статьи устанавливается законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 21 Закона Самарской области от 9 октября 2007 года N 96-ГД "О муниципальной службе в Самарской области" в стаж (общую продолжительность) муниципальной службы в Самарской области включаются периоды работы на:
должностях муниципальной службы (муниципальных должностях муниципальной службы);
муниципальных должностях;
государственных должностях Российской Федерации и государственных должностях субъектов Российской Федерации;
должностях государственной гражданской службы, воинских должностях и должностях правоохранительной службы (государственных должностях государственной службы);
других должностях, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 19 ноября 2007 года N 1532 "Об исчислении стажа государственной гражданской службы Российской Федерации для установления государственным гражданским служащим Российской Федерации ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу Российской Федерации";
иных должностях руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и иных организациях, опыт и знание работы в которых являются необходимыми муниципальному служащему для выполнения обязанностей по замещаемой должности муниципальной службы, при условии, что периоды работы в указанных должностях в совокупности не превышают 5 лет.
Указом Президента Российской Федерации от 19 ноября 2007 года N 1532 утвержден Перечень периодов гражданской службы и иных периодов замещения должностей, включаемых (засчитываемых) в стаж гражданской службы (далее - Перечень), и порядок исчисления стажа гражданской службы.
Согласно подпункту "з" пункта 15 Перечня в стаж гражданской службы засчитываются периоды замещения должностей руководителей, специалистов и служащих, включая замещение на постоянной основе выборных должностей, с 1 января 1992 года до введения в действие сводного перечня государственных должностей Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 января 1995 года N 32 "О государственных, должностях Российской Федерации", Реестра государственных должностей федеральных государственных служащих, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 января 1995 года N 33 "О Реестре государственных должностей федеральных государственных служащих", перечней государственных должностей федеральной государственной службы, которые считались соответствующими разделами Реестра государственных должностей государственной службы Российской Федерации, и реестров (перечней) государственных должностей государственной службы субъектов Российской Федерации, в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и иных государственных органах, образованных в соответствии с конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, в высших государственных органах автономных республик, местных государственных органах (краевых, областных Советах народных депутатов, Советах народных депутатов автономной области, автономных округов, районных, городских, районных в городах, поселковых и сельских Советах народных депутатов и их исполнительных комитетах).
В силу подпункта "б" пункта 18 Перечня в стаж гражданской службы засчитываются периоды замещения должностей, включая замещение на постоянной основе выборных должностей, в органах государственной власти и управления Союза ССР и союзных республик, а также в организациях и учреждениях, осуществлявших в соответствии с законодательством Союза ССР и союзных республик отдельные функции государственного управления, по 31 декабря 1991 года, в том числе в Верховном Совете СССР и его Секретариате, Президиуме Верховного Совета СССР, Верховных Советах и президиумах Верховных Советов союзных и автономных республик и их аппаратах, краевых и областных Советах народных депутатов (Советах депутатов трудящихся), Советах народных депутатов (Советах депутатов трудящихся) автономных областей, автономных округов, районных, городских, районных в городах, поселковых и сельских Советах народных депутатов (Советах депутатов трудящихся) и их исполнительных комитетах.
В соответствии с Положением о гражданской обороне Союза ССР, утвержденным постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 18 марта 1976 года N 201-78, председатель Куйбышевского Облисполкома являлся начальником гражданской обороны Куйбышевской области. Штаб гражданской обороны Куйбышевской области возглавлялся военнослужащим, являлся юридическим лицом и одновременно воинским учреждением Министерства обороны СССР. Штаб гражданской обороны был отделом Облисполкома, начальник штаба подчинялся начальнику гражданской обороны.
В Общесоюзном классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденном постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 27 августа 1986 года, (действовавшем в спорный период работы Оноховой С.Е.) в разделе классификатор должностей служащих предусмотрена должность машинистки.
При таких обстоятельствах правовых оснований для отказа включить спорный период работы Оноховой С.Е. в стаж муниципальной службы у суда не имелось.
Поскольку решение постановлено судом с нарушением норм материального права, оно является незаконным и подлежит отмене в апелляционном порядке на основании пункта 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Самарского областного суда от 25 июня 2012 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым требования Оноховой С.Е. удовлетворить.
Обязать Департамент социальной поддержки и защиты населения администрации городского округа Самара включить в стаж муниципальной службы Оноховой С.Е. период работы в должности машинистки 1 категории Штаба гражданской обороны ... области с 12 января 1990 года по 13 января 1994 года (4 года 2 дня) и произвести Оноховой С.Е. перерасчет муниципальной пенсии с февраля 2010 года с учетом включенного стажа муниципальной службы.
Председательствующий |
Корчашкина Т.Е. |
Судьи |
Назарова А.М. |
|
Гуляева Г.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 5 октября 2012 г. N 46-АПГ12-13
Текст определения официально опубликован не был