Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение по вопросу о порядке применения налоговых вычетов, предусмотренных пунктом 1 статьи 201 Налогового кодекса Российской Федерации, сообщает следующее.
Согласно положениям пунктов 1 и 2 статьи 200 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс), налогоплательщик акцизов имеет право уменьшить сумму акциза, исчисленную по реализованным подакцизным товарам, на сумму акциза, предъявленную ему продавцом и уплаченную налогоплательщиком при приобретении подакцизных товаров, в дальнейшем использованных в качестве сырья для производства подакцизных товаров.
Порядок применения налоговых вычетов установлен статьей 201 Налогового кодекса.
В соответствии с абзацем 1 пункта 1 статьи 201 Налогового кодекса указанные налоговые вычеты производятся на основании расчетных документов и счетов-фактур, выставленных продавцами подакцизных товаров, в дальнейшем использованных покупателями в качестве сырья. Одновременно абзацем 2 статьи 201 Налогового кодекса установлено, что вычетам подлежат только суммы акциза, фактически уплаченные продавцам при приобретении подакцизных товаров.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "абзацем 2 статьи 201" следует читать "абзацем 2 пункта 1 статьи 201"
В статье 198 Налогового кодекса содержатся требования к оформлению расчетных документов и счетов-фактур.
На основании пунктов 1 и 2 статьи 198 Налогового кодекса налогоплательщик-продавец подакцизных товаров обязан предъявить к оплате покупателю подакцизных товаров соответствующую сумму акциза и выделить ее отдельной строкой в расчетных документах, в том числе в реестрах чеков, и реестрах на получение средств с аккредитива, первичных учетных документов и счетах-фактурах.
Таким образом, право на указанные налоговые вычеты возникает у налогоплательщика (покупателя) только при условии фактической уплаты поставщику суммы акциза, исчисленной по приобретаемому подакцизному товару, используемому в качестве сырья для производства другого подакцизного товара и при соблюдении требований, содержащихся в статье 198 Налогового кодекса к оформлению расчетных документов и счетов-фактур.
В силу положений абзацев 1 и 2 пункта 1 статьи 201 Налогового кодекса расчетные документы являются одним из оснований для последующего получения налогоплательщиком (покупателем подакцизных товаров) налогового вычета акциза.
Следовательно, налогоплательщик вправе получить вычет сумм акциза, уплаченных продавцу за поставленный товар, при наличии указанных в статье 201 Налогового кодекса документов, а именно расчетных документов и счетов-фактур, выставленных продавцами.
Данная позиция подтверждается практикой Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее - ВАС России), сформированной в постановлениях Президиума от 23.01.2007 N 11251/06, от 23.01.2007 N 10670/06 и от 11.09.2007 N 4594/07).
В частности, как указано в постановлении Президиума ВАС России от 11.09.2007 N4594/07, налогоплательщик вправе получить вычет сумм акциза, уплаченных продавцу за поставленный товар, только при одновременном наличии двух документов, предусмотренных в статье 201 Налогового кодекса, а именно: расчетных документов и счетов-фактур, выставленных продавцами. При этом ВАС России обратил внимание на недопустимость подтверждения права на налоговые вычеты представлением иных документов.
Факт оплаты использованного подакцизного товара векселями Сбербанка России, либо поставкой товара, не может расцениваться как подтверждение уплаты акциза за поставленное сырье.
Кроме того, согласно постановлениям Президиума ВАС России от 23.01.2007 N 11251/06 и от 23.01.2007 N 10670/06 признано неправомерным предъявление налогоплательщиком к вычету сумм акциза, оплаченных путем поставки товара при проведении взаимозачетов, без оформления расчетных документов, предусмотренных Положением о безналичных расчетах в Российской Федерации, утвержденным Банком России 03.10.2002 N 2-П.
Согласно пункту 2.2 Положения о безналичных расчетах в Российской Федерации, утвержденного Банком России 03.10.2002 N 2-П (далее - Положение), расчетный документ представляет собой:
- распоряжение плательщика о списании денежных средств со своего счета и их перечислении на счет получателя средств;
- распоряжение получателя средств (взыскателя) на списание денежных средств со счета плательщика и перечисление на счет, указанный получателем средств (взыскателем).
Перечень расчетных документов при осуществлении безналичных расчетов определен статьей 862 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктом 2.3 Положения. Так согласно пункту 2.3. Положения к таким документам относятся платежные поручения, аккредитивы, чеки, платежные требования и инкассовые поручения.
Соответственно, допускается при осуществлении безналичных расчетов расчеты платежным поручением.
Согласно пункту 3.1 Положения платежным поручением, является распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку, оформленное расчетным документом, перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке, при этом в пункте 3.2. определено, что платежными поручениями могут производиться, в частности, перечисления денежных средств за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги.
Следовательно, сумма предъявляемая продавцом подакцизного товара, уплачивается его покупателем на основании платежного поручения или иных предусмотренных законодательством расчетных документов, подтверждающих перечисление денежных средств налогоплательщиком, в том числе при осуществлении товарообменных операций, зачетов взаимных требований.
Поскольку нормами пункта 1 статьи 201 Налогового кодекса четко определено, что вычетам, предусмотренным пунктом 1 статьи 200 Налогового кодекса, подлежат суммы акциза, фактически уплаченные продавцам при приобретении подакцизных товаров, соответственно данный факт уплаты по приобретенному товару должен быть документально подтвержден.
Таким документом подтверждающим факт оплаты может служить платежное поручение, являющееся платежным документом по которому производятся платежи, в том числе за поставленные товары или иной расчетный документ.
Отсутствие расчетных документов не позволяет подтвердить и проконтролировать уплату акциза в бюджет продавцом подакцизного товара и является препятствием для получения налогового вычета покупателем такого товара.
Одновременно, обращаем внимание, что вопрос о конституционности положений абзаца первого и второго статьи 201 Налогового кодекса был предметом рассмотрения в Конституционном суде Российской Федерации (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 07.06.2011 N 805-О-О), в котором указывается, что в положениях этих статей Налогового кодекса, законодатель ясно и недвусмысленно установил, что документы, именуемые расчетными, служат основанием как для уплаты суммы акциза в составе цены подакцизного товара покупателем продавцу и перечисления этой суммы акциза в бюджет, так и для дальнейшего получения налогового вычета по акцизу.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "абзаца первого и второго статьи 201" следует читать "абзаца первого и второго пункта 1 статьи 201"
Советник государственной гражданской |
Д.В. Егоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.