Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) в составе:
ведущего заседание Комиссии - начальника правового отдела Управления контроля размещения государственного заказа Башировой Д.М.,
членов комиссии:
заместителя начальника Управления контроля размещения государственного заказа Абрамова Г.А.,
начальника отдела нормотворчества и взаимодействия с территориальными органами Управления контроля размещения государственного заказа Кашиной М.Н.,
заместителя начальника отдела проверок Управления контроля размещения государственного заказа Марковой Н.В.,
ведущего консультанта отдела правоприменительной практики и методологии Управления контроля размещения государственного заказа Мариновой Ю.П.,
при участии представителей Государственного казенного учреждения Дирекция по эксплуатации, движению и учету основных фондов Департамента образования города Москвы Пронина Д.С. (доверенность от 05.04.2012 N 126), Павловой О.А. (доверенность от 11.07.2012 N 153), Труфанова Ю.В. (доверенность от 16.10.2012 N 191), Департамента города Москвы по конкурентной политике Мамедова З.Р. (доверенность от 16.08.2012 N 77-13-14/2-28), Паппо А.Ю. (доверенность от 13.08.2012 N 77-13-14/2-26), ООО "Частная охранная организация "Анакс" Халезиной И.И. (доверенность от 19.10.2012 б/н),
рассмотрев жалобу ООО "Частная охранная организация "Анакс" (далее - Заявитель) на действия Государственного казенного учреждения Дирекция по эксплуатации, движению и учету основных фондов Департамента образования города Москвы, Государственного казенного учреждения города Москвы Дирекция по эксплуатации, движению и учету основных фондов Юго-Западного окружного управления образования Департамента образования города Москвы (далее - Заказчики), содержащие признаки нарушения законодательства Российской Федерации о размещении заказов, при проведении Департаментом города Москвы по конкурентной политике (далее - Уполномоченный орган) совместных торгов в форме открытого конкурса на право заключения контракта на осуществление комплекса мер, направленных на защиту материального имущества объектов, обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов для государственных образовательных учреждений, подведомственных Юго-Западному окружному управлению образования и городского подчинения Департамента образования города Москвы в 2013-2015 годах (номер извещения 0173200001412001126) (далее - Конкурс) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о размещении заказов), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчиков при проведении Уполномоченным органом Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены Заказчиками, утвердившими Конкурсную документацию, не соответствующую Закону о размещении заказов, а именно:
1. Выбор способа размещения заказа не соответствует Закону о размещении заказов. Заявитель считает, что размещение заказа не может осуществляться путем проведения открытого конкурса и заказ должен быть размещен путем проведения открытого аукциона в электронной форме.
2. В Конкурсной документации не установлены Требования к объему выполняемых работ. Положение Конкурсной документации о том, что нужно оборудовать "не менее" четырех помещений и установить "не менее" четырех видеокамер, не позволяет Заявителю "просчитать экономическую обоснованность участия в Конкурсе".
3. В Конкурсной документации установлено излишние требования к участникам размещения заказа о наличии и предоставлении в составе заявки на участие в Конкурсе лицензии на осуществление частной охранной деятельности с указанием разрешенных видов охранных услуг, а также разрешения на хранение и использование оружия и патронов к нему.
4. Порядок оценки не соответствует требования законодательства Российской Федерации о размещении заказов, поскольку в Конкурсной документации неправомерно установлен критерий оценки заявок на участие в Конкурсе - "Сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг".
Представители Заказчиков, Уполномоченного органа не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчики, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о размещении заказов.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, Конкурсной документацией:
1) начальная (максимальная) цена контракта - 2 152 800 000 рублей;
2) 18.10.2012 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг размещено извещение о проведении Конкурса www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт);
3) дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсе (время местное) 07.11.2012 в 09:30;
4) дата подведения итогов Конкурса 15.11.2012.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
1. В соответствии с частью 3 статьи 10 Закона о размещении заказов решение о способе размещения заказа принимается заказчиком, уполномоченным органом в соответствии с положениями Закона о размещении заказов.
В соответствии с частью 4 статьи 10 Закона о размещении заказов перечни товаров, работ, услуг, размещение заказов соответственно на поставки, выполнение, оказание которых осуществляются путем проведения аукциона, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.02.2008 N 236-р утвержден Перечень товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона.
В ходе рассмотрения жалобы представителями Заказчика даны объяснения и представлены доказательства, из которых следует, что предметом размещаемого заказа является оказание услуг по осуществлению комплекса мер, направленных на защиту материального имущества объектов, обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов для государственных образовательных учреждений, отнесенных к коду 7523090 ОКДП - "Услуги, связанные с обеспечением общественного порядка и безопасности, прочие". При этом "Услуги, связанные с обеспечением общественного порядка и безопасности, прочие" кода 7523090 ОКДП не отнесены к перечню товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона. В этой связи Заказчиком принято решение о размещении заказа путем проведения открытого конкурса.
Таким образом, довод Заявителя о том, что способ размещения заказа не соответствует Закону о размещении заказов, не нашел своего подтверждения.
Кроме того, представители Заказчиков, Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснили, что в рамках проведения Конкурса не осуществляется поставка технических средств охраны и камер видеонаблюдения, поскольку согласно требованиям Конкурсной документации указанные технические средства не передаются Заказчику в собственность - согласно подпункту 1.12 пункта 1 "Общие требования к оказанию услуг" Приложения N 3 к Контракту Конкурсной документации "Исполнитель должен за свой счет и своими техническими средствами охраны (охранной сигнализацией) оборудовать помещения на период осуществления охранных услуг по Контракту".
2. В соответствии с подпунктом 1.12 пункта 1 "Общие требования к оказанию услуг" Приложения N 3 к Контракту Конкурсной документации от 18.10.2012 указано следующее: "Для исключения несанкционированного доступа в помещения, требующие дополнительной защиты, Исполнитель должен за свой счет и своими техническими средствами охраны (охранной сигнализацией) оборудовать помещения на период осуществления охранных услуг по Контракту. Перечень таких помещений и их количество (не более четырех) согласовывается с Заказчиком (Получателем услуг) в ходе обследования принимаемого под охрану объекта". При этом согласно подпункту 1.14 указанного приложения к контракту Конкурсной документации от 18.10.2012 установлено: "Исполнитель с целью расширения объема услуг видеонаблюдения должен на период осуществления охранных услуг по Контракту в интересах Получателя услуг охраны и за свой счет установить видеокамеры (не более четырех) и проложить кабельную сеть до автоматизированного рабочего места (АРМ) в учреждении".
Представители Заказчиков, Уполномоченного органа на заседании Комиссии сообщили, что 18.10.2012 в Конкурсную документацию были внесены соответствующие изменения в части количества оборудуемых исполнителем помещений и устанавливаемых видеокамер - а именно слова "не менее" заменены словами "не более". Кроме того, Приложение N 1 к типовому решению по оснащению образовательных учреждений техническими средствами охраны Конкурсной документации содержит типовой перечень технических систем и средств, применяемых для оснащения объектов образовательных учреждений и порядок их размещения, устанавливающий количество и состав используемых технических средств охраны.
Таким образом, довод Заявителя о том, что Заказчиком не установлены требования к объему выполняемых работ, не нашел своего подтверждения.
3. В соответствии с пунктом 8.10 раздела III "Информационная карта Конкурса" Конкурсной документации установлено требование к участникам размещения заказа:
1) о наличии лицензии на осуществление частной охранной деятельности (далее - Лицензия) с указанием следующих разрешенных видов охранных услуг:
- охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных пунктом 7 части 3 статьи 3 Закона "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации";
- охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию;
- консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;
- обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий;
- обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, за исключением объектов, предусмотренных пунктом 7 части 3 статьи 3 Закона "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации".
2) о наличии разрешения на хранение и использование оружия и патронов к нему, выданное охранной организации (далее - Разрешение).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов при размещении заказа путем проведения торгов устанавливаются обязательные требования к участникам размещения заказа, в том числе о соответствии участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон о частной детективной и охранной деятельности) в целях охраны разрешается предоставление следующих видов услуг, в том числе охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию.
При этом в соответствии со статьей 11 Закона о частной охранной и детективной деятельности оказание услуг, перечисленных в части 3 статьи 3 Закона о частной охранной и детективной деятельности, разрешается только организациям, специально учреждаемым для их выполнения и имеющим лицензию, выданную органами внутренних дел.
Представителя Заказчиков, Уполномоченного органа на заседании Комиссии представлены пояснения и сведения, согласно которым в предмет размещаемого заказа включены виды охранных услуг, оказание которых согласно статьи 11 Закона о частной охранной и детективной деятельности допускается организациями, имеющими Лицензию.
Кроме того, представители Заказчиков, Уполномоченного органа на заседании Комиссии сообщили, что требование о наличии разрешения на хранение и использование оружия и патронов к нему обусловлено требованием, установленным в части 2.6 Технического задания Конкурсной документации об обязательном наличии у Исполнителя при оказании услуг собственной мобильной группы с круглосуточным режимом работы на автомобиле в составе не менее двух сотрудников охраны имеющих квалификацию охранника 5-го и 6-го разряда, вооруженных служебным оружием, в количестве не менее одной единицы, а также положением статьи 16 Закона о частной охранной и детективной деятельности о том, что в ходе осуществления частной охранной деятельности разрешается применять огнестрельное оружие и специальные средства. При этом согласно пункту 54 "Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 N 814 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации", части 1 статьи 22 Федерального закона Российской Федерации "Об оружии" от 13.12.1996 N 150-ФЗ "хранение оружия и патронов разрешается юридическим и физическим лицам, получившим в органах внутренних дел разрешения на хранение, или хранение и использование, или хранение и ношение оружия".
Таким образом, довод Заявителя о том, что требования Конкурсной документации о наличии у участников размещения заказа Лицензии и Разрешения являются неправомерными, не нашел своего подтверждения.
4. В соответствии с пунктом 14 части 4 статьи 22 Закона о размещении заказов конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в конкурсе, устанавливаемые в соответствии с частью 4 статьи 28 Закона о размещении заказов.
В соответствии с частью 2 статьи 28 Закона о размещении заказов оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе осуществляются конкурсной комиссией в целях выявления лучших условий исполнения контракта в соответствии с критериями и в порядке, которые установлены конкурсной документацией. Совокупная значимость таких критериев должна составлять сто процентов.
В соответствии с частью 7 статьи 28 Закона о размещении заказов порядок оценки заявок на участие в конкурсе устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 53 Постановления Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 N 722 "Об утверждении Правил оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд" (далее - Правила оценки) оценка заявок осуществляется по одному сроку (периоду) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг либо по нескольким срокам (периодам) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг (далее - срок (период) поставки, сроки (периоды) поставки).
Приложением N 1 к Информационной части Конкурса Конкурсной документации установлен, в том числе критерий оценки заявок на участие в Конкурсе - "Сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг" со значимостью 35%. При этом при оценке заявок по данному критерию учитывается срок I этапа оказания услуг.
Согласно Технической части Конкурсной документации I этап оказания услуг включает обследование объектов охраны, подготовку исполнительной документации, разработку и согласование схемы размещения ТСО - охранной сигнализации и системы видеонаблюдения. При этом минимальный срок составляет 15 (пятнадцать) дней с даты заключения Контракта, максимальный - 25 (двадцать пять).
Представители Заказчика на заседании Комиссии сообщили, что порядок оценки заявок на участие в Конкурсе соответствует требованиям законодательства Российской Федерации о размещении заказов и оценка по указанному критерию осуществляется по одному сроку - выполнение I этапа оказания услуг.
Таким образом, довод Заявителя о том, что порядок оценки заявок на участие в Конкурсе не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации о размещении заказов, не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 5 статьи 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, Комиссия решила:
Признать жалобу ООО "Частная охранная организация "Анакс" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в суд, арбитражный суд в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Ведущий заседания комиссии: |
Д.М. Баширова |
Члены комиссии: |
Г.А. Абрамов |
|
М.Н. Кашина |
|
Н.В. Маркова |
|
Ю.П. Маринова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 22 октября 2012 г. N К-2001/12 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о размещении заказов" (доведено письмом Федеральной антимонопольной службы от 25 октября 2012 г. N ГЗ/03365)
Текст решения официально опубликован не был