Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Часть II
Оперативная информационная система сообщества "RAPEX", учрежденная статьей 12 директивы об общей безопасности продукции
1. Введение
1.1. Цели RAPEX
Статьей 12 GPSD учреждается оперативная информационная система Сообщества ("RAPEX").
RAPEX учреждается в целях:
- создания механизма оперативного обмена информацией между Государствами-членами ЕС и Европейской Комиссией о превентивных и ограничительных мерах, принятых в отношении потребительских продуктов, которые представляют серьезную угрозу для здоровья и безопасности потребителей;
- информирования Государств-членов ЕС и Европейской Комиссии о результатах последующих мероприятий, проведенных национальными органами в связи с информацией, поступившей к ним по системе RAPEX.
RAPEX играет важную роль в сфере безопасности продукции; эта система дополняет иные меры, принимаемые на национальном и европейском уровнях в целях обеспечения высокой степени безопасности потребителей в Европейском Союзе.
Данные системы RAPEX помогают:
- предотвратить и ограничить поставку потребителям опасной продукции;
- осуществлять мониторинг эффективности и последовательности осуществляемой органами Государств-членов ЕС деятельности по надзору за рынком и по реализации мероприятий;
- выявлять потребности и предоставлять базу для действий на уровне Европейского Союза;
- обеспечивать последовательную реализацию требований Европейского Союза к безопасности продукции, гарантируя таким образом бесперебойное функционирование внутреннего рынка.
1.2. Компоненты RAPEX
RAPEX состоит из ряда дополняющих друг друга компонентов, которые необходимы для ее эффективного и продуктивного функционирования. Наиболее важными являются:
- нормативная база, которая регулирует функционирование системы (например, GPSD и Руководящие принципы);
- интернет-приложение ("приложение системы RAPEX"), которое позволяет Государствам-членам ЕС и Европейской Комиссии оперативно обмениваться информацией посредством интернет-платформы;
- сеть контактных пунктов RAPEX, которая состоит из отдельных контактных пунктов RAPEX, отвечающих за функционирование RAPEX во всех Государствах-членах ЕС;
- национальные сети RAPEX, установленные во всех Государствах-членах ЕС, куда входят контактные пункты RAPEX и все органы, участвующие в обеспечении безопасности потребительской продукции;
- группа Европейской Комиссии по RAPEX, созданная отделом, ответственным за GPSD, который рассматривает и утверждает документы, поданные через систему RAPEX, а также поддерживает и обеспечивает надлежащее функционирование системы RAPEX;
- сайт RAPEX*(9), где представлена краткая информация об уведомлениях системы RAPEX в порядке применения Статьи 16(1) GPSD;
- публикации RAPEX, такие как статистика RAPEX, ежегодные отчеты RAPEX и другие рекламные материалы.
2. Критерии уведомления RAPEX
Система RAPEX, учрежденная в соответствии со Статьей 12 GPSD, применяется к мерам, направленным на предотвращение, ограничение или введение особых условий для выпуска на рынок и использования потребительских продуктов, которые представляют серьезную угрозу для здоровья и безопасности потребителей.
В соответствии с GPSD участие Государств-членов ЕС в системе RAPEX является обязательным. Таким образом, Государства-члены ЕС имеют установленную законодательством обязанность уведомлять Европейскую Комиссию о наличии следующих четырех критериев уведомления:
- продукт является потребительским продуктом,
- на продукт распространяются меры по предотвращению, ограничению или введению особых условий для его возможного выпуска на рынок и использования ("превентивные и ограничительные меры"),
- продукт представляет серьезную угрозу для здоровья и безопасности потребителей,
- серьезная угроза имеет трансграничные последствия.
2.1. Потребительская продукция
2.1.1. Продукция, подпадающая под действие RAPEX
В соответствии со Статьей 2(а) GPSD потребительской продукцией в целях системы RAPEX являются:
- "продукты, предназначенные для потребителя" - продукты, которые предназначены и изготовлены для потребителей и предоставлены им в распоряжение;
- "перемещающиеся продукты" - продукты, которые предназначены и изготовлены для специалистов, однако способны в разумно предсказуемых условиях использоваться потребителями. К таковым относятся изготовленные для специалистов продукты, предоставленные в распоряжение потребителям, которые могут приобрести и эксплуатировать их без специальных знаний или подготовки, например механический перфоратор, угловая шлифовальная машина и циркулярный станок, предназначенные и изготовленные для специалистов, но поставляемые также на потребительский рынок (например, потребители могут легко приобрести их в магазинах и эксплуатировать их самостоятельно без специальной подготовки).
Продукты, предназначенные для потребителя, и перемещающиеся продукты могут быть предоставлены потребителям безвозмездно, могут быть приобретены потребителями, а также могут быть предоставлены потребителям в рамках оказания услуги. Все указанные ситуации охватываются системой RAPEX.
К продуктам, предоставляемым потребителям в рамках оказания услуги, относятся:
- предоставленные потребителям продукты, которые используются за пределами помещения поставщика услуг, например машины и газонокосилки, взятые напрокат или в аренду в салонах проката, а также красители татуировок и имплантаты (не классифицируемые как медицинские изделия), имплантированные под кожу потребителя поставщиком услуг;
- продукты, используемые в помещении поставщика услуг при условии, что потребители сами активно эксплуатируют продукт (включают зажигание автомобиля, могут его остановить, влияют на его функционирование путем изменения его положения или интенсивности в ходе использования). Примерами таких продуктов являются солнечные ванны, принимаемые в соляриях и в фитнес-центрах. Использование продуктов потребителем должно быть активным и предусматривать значительную степень контроля. Пассивное использование, например использование шампуня при мытье головы парикмахером или использование автобуса пассажирами не считается использованием потребителями.
Напротив, оборудование, используемое или эксплуатируемое поставщиком услуг для оказания услуги, не подпадает под действие системы RAPEX. Следовательно, о таких продуктах нельзя уведомить через систему. К таковым относится, например, оборудование, на котором потребители катаются или путешествуют и которое эксплуатируется поставщиком услуг.
2.1.2. Продукция, не подпадающая под действие RAPEX
Под действие RAPEX не подпадают:
1. Продукция, не подпадающая под определение "продукции", как установлено Статьей 2(а) GPSD:
- продукты, которые предназначены и изготовлены для специалистов, предоставлены в распоряжение только им и не способны в разумно предсказуемых условиях использоваться потребителями ("профессиональная продукция");
- подержанные продукты, поставляемые как антиквариат или как продукты, подлежащие ремонту или переоборудованию до их использования, при условии, что поставщик четко информирует об этом лиц, которым он поставляет такой продукт.
2. Продукция, подпадающая под действие специальных и эквивалентных механизмов уведомления, установленных иным законодательством Европейского Союза:
- пищевые продукты и корма, на которые распространяется действие Регламента (ЕС) 178/2002 Европейского парламента и Совета ЕС от 28 января 2002 г. об установлении общих принципов и требований пищевого законодательства, учреждении Европейского органа по безопасности пищевых продуктов и установлении процедур по вопросам безопасности пищевых продуктов*(10);
- медицинская продукция, на которую распространяется действие Директивы 2001/83/EC Европейского парламента и Совета ЕС от 6 ноября 2001 г. о Кодексе Сообщества в отношении лекарственных препаратов, предназначенных для использования в медицине*(11), а также Директивы 2001/82/EC Европейского парламента и Совета ЕС от 6 ноября 2001 г. о Кодексе Сообщества в отношении лекарственных препаратов, предназначенных для использования в ветеринарии*(12);
- медицинские аппараты, на которые распространяется действие Директивы 93/42/ЕЭС от 14 июня 1993 г. о медицинских аппаратах*(13);
- медицинские аппараты для диагностики в лабораторных условиях, на которые распространяется действие Директивы 98/79/EC Европейского парламента и Совета ЕС от 27 октября 1998 г. о медицинских аппаратах для диагностики в лабораторных условиях (in vitro)*(14);
- активные имплантируемые медицинские аппараты, на которые распространяется действие Директивы 90/385/ЕЭС Совета ЕС от 20 июня 1990 г. о сближении законодательства Государств-членов ЕС в отношении активных имплантируемых медицинских аппаратов*(15).
2.2. Меры
2.2.1. Категории мер
На все категории превентивных и ограничительных мер, принятых в отношении выпуска на рынок и использования потребительских продуктов, представляющих серьезную угрозу для здоровья и безопасности потребителей, распространяется обязательство по уведомлению в соответствии с системой RAPEX. Статья 8(1)(b)-(f) GPSD предусматривает перечень различных категорий мер, подлежащих уведомлению в соответствии с системой RAPEX, в том числе:
- маркировка продукта адекватными предупреждениями о рисках, которые он может представлять;
- подчинение выпуска продукции на рынок предварительным условиям;
- предупреждение потребителей о рисках для определенных лиц, которые может представлять продукт;
- временный запрет поставки, предложения к поставке и демонстрации продукта;
- запрет выпуска продукта на рынок и сопутствующие меры;
- изъятие продукции с рынка;
- отзыв продукта у потребителей;
- уничтожение изъятой или отозванной продукции.
В целях системы RAPEX термин "изъятие" используется исключительно в отношении мер, направленных на предотвращение распространения, демонстрации и предложения опасных продуктов потребителям, а термин "отзыв" используется только в отношении мер, направленных на возврат опасных продуктов, которые уже были предоставлены в распоряжение потребителям производителем или дистрибьютором.
2.2.2. Типы мер
Превентивные и ограничительные меры могут быть приняты в отношении опасных продуктов по инициативе производителя или дистрибьютора, которые выпускают и/или распространяют продукт на рынке ("добровольные меры") либо по распоряжению органа Государства-члена ЕС, осуществляющего мониторинг соответствия продуктов требованиям безопасности ("обязательные меры").
В целях системы RAPEX обязательные меры и добровольные меры определяются следующим образом:
- Обязательные меры:
Меры, которые приняты или должны быть приняты по решению органа Государства-члена ЕС в форме административного распоряжения, обязывающие производителя или дистрибьютора предпринять превентивные и ограничительные действия в отношении определенного продукта, который они выпустили на рынок.
- Добровольные меры:
- Превентивные и ограничительные меры, принятые производителем или дистрибьютором добровольно, т.е. без вмешательства органа Государства-члена ЕС. О представляющих серьезную угрозу продуктах, а также о соответствующих превентивных или ограничительных мерах, инициированных производителем или дистрибьютором, следует незамедлительно уведомить компетентные органы Государства-члена ЕС в соответствии с механизмом уведомления, предусмотренным Статьей 5(3) GPSD.
- Рекомендации и соглашения, заключенные органами Государства-члена ЕС с производителями и дистрибьюторами. К таковым относятся соглашения, заключенные не в письменной форме, в результате которых производители или дистрибьюторы принимают превентивные или ограничительные меры в отношении представляющих серьезную угрозу продуктов, которые они выпустили на рынок.
В соответствии со Статьей 12(1) GPSD о принятии добровольных и обязательных мер необходимо уведомить посредством RAPEX.
2.2.3. Обязательные меры, инициированные органами, ответственными за контроль на внешних границах
О мерах, принятых органами, ответственными за контроль на внешних границах по предотвращению выпуска на рынок Европейского Союза потребительских продуктов, представляющих серьезную угрозу для здоровья и безопасности потребителей (например, решение о прекращении импорта на границе Европейского Союза), необходимо уведомить Европейскую Комиссию посредством RAPEX таким же образом, как о мерах, принятых органами по надзору за рынком, которые ограничивают выпуск на рынок или использование продукта.
2.2.4. Исключения из общеприменимых обязательных мер
Об общеприменимых актах, принятых на национальном уровне и направленных на предотвращение или ограничение выпуска на рынок или использования (а) описанной(-ых) в общем виде категории (категорий) потребительских продуктов вследствие серьезной угрозы, которую они представляют для здоровья и безопасности потребителей, не следует уведомлять Европейскую Комиссию посредством RAPEX. Обо всех национальных мерах, которые применяются только к определенным в общем виде категориям продуктов, таким как все продукты в целом или все продукты, предназначенные для одной и той же цели, и не применяются к (категориям) продуктов, которые можно точно идентифицировать по бренду, особому виду, производителю, продавцу, наименованию или номеру модели и т.д., следует уведомлять Европейскую Комиссию в соответствии с Директивой 98/34/EC Европейского парламента и Совета ЕС от 22 июня 1998 г. о процедуре предоставления информации в области технических стандартов и регламентов, а также правилах оказания услуг в информационном обществе*(16).
2.2.5. Срок уведомлений
Статья 12(1) GPSD требует, чтобы Государства-члены ЕС незамедлительно информировали Европейскую Комиссию посредством RAPEX о превентивных и ограничительных мерах. Это положение применяется к обязательным и добровольным мерам, хотя срок уведомления различен.
- Обязательные меры
О таких мерах следует уведомлять посредством RAPEX незамедлительно после их принятия или вынесения решения об их принятии, даже если существует вероятность их обжалования на национальном уровне, жалоба против них уже подана, или на них распространяется требование об опубликовании.
Такой подход соответствует цели RAPEX, а именно обеспечению оперативного обмена информацией между Государствами-членами ЕС и Европейской Комиссией для предотвращения поставки и использования продуктов, представляющих серьезную угрозу для здоровья или безопасности потребителей.
- Добровольные меры
В соответствии со Статьей 5(3) GPSD производители и дистрибьюторы обязаны уведомить компетентные органы Государства-члена ЕС о добровольных действиях и мерах, принятых ими в целях предотвращения риска для потребителей, вызываемого продуктами, которые они выпустили на рынок ("профессиональное уведомление"). Органы Государства-члена ЕС, получив такие профессиональные уведомления, используют эту информацию в качестве основы для уведомлений системы RAPEX (при соблюдении всех критериев уведомлений RAPEX, предусмотренных в Статье 12(1)) и направляют ее незамедлительно после получения профессиональных уведомлений.
В случае если добровольные меры приняты в форме соглашения между производителем или дистрибьютором и органом Государства-члена ЕС или на основе рекомендаций органа для производителя или дистрибьютора, уведомление RAPEX подается незамедлительно после заключения такого соглашения или принятия таких рекомендаций.
В целях обеспечения единообразного применения обязательств по направлению уведомлений RAPEX Дополнение 3 к Руководящим принципам устанавливает специальные сроки для подачи уведомлений в Европейскую Комиссию посредством RAPEX*(17).
2.2.6. Органы, осуществляющие уведомление
Уведомление об обязательных и добровольных мерах подается посредством RAPEX национальными Контактными пунктами RAPEX, которые отвечают за всю информацию, поданную через систему соответствующей страны*(18).
2.2.7. Уведомления системы RAPEX относительно профессиональных уведомлений
Статья 5(3) GPSD предусматривает обязанность производителей и дистрибьюторов направлять информацию об опасных продуктах (одновременно) компетентным органам всех Государств-членов ЕС, где опасные продукты были выпущены на рынок. Условия и специальные требования к таким уведомлениям закреплены в Приложении I к GPSD.
В таких ситуациях обязанность по уведомлению посредством RAPEX относится ко всем Государствам-членам ЕС, которые получили профессиональные уведомления. Однако в целях упрощения практического применения Статьи 12(1) GPSD и во избежание ненужного дублирования уведомлений RAPEX с Государствами-членами ЕС согласовано, что уведомление RAPEX подается только тем Государством-членом ЕС, где учрежден производитель/дистрибьютор, направляющий профессиональное уведомление ("Основное Государство-член ЕС). После утверждения Европейской Комиссией уведомлений RAPEX и распространения их посредством системы другие Государства-члены ЕС (особенно те, которые получили такие же профессиональные уведомления) должны направить отклики на уведомление RAPEX.
В случае если основное Государство-член ЕС не направляет уведомление RAPEX в срок, установленный Дополнением 3 к Руководящим принципам, и не информирует Европейскую Комиссию и другие Государства-члены ЕС о причинах задержки, любое другое Государство-член ЕС, которое получило такое же профессиональное уведомление, может подать уведомление через систему RAPEX.
2.3. Серьезная угроза
2.3.1. Серьезная угроза
До принятия решения о подаче уведомления через систему RAPEX орган Государства-члена ЕС проводит надлежащую оценку риска в целях оценки того, представляет ли продукт серьезную угрозу для здоровья или безопасности потребителей и соблюдается ли вследствие этого один из критериев уведомления RAPEX.
Поскольку система RAPEX не предназначена для обмена информацией о продуктах, представляющих несерьезную угрозу, уведомления о мерах, принятых в отношении таких продуктов, не могут быть направлены через систему RAPEX в соответствии со Статьей 12 GPSD.
2.3.2. Метод оценки рисков
Дополнение 5 к Руководящим принципам закрепляет метод оценки рисков, который должны применять органы Государства-члена ЕС для оценки уровня риска, который потребительский продукт представляет для здоровья и безопасности потребителей, и принятия решения о необходимости направления уведомления через систему RAPEX.
2.3.3. Орган, осуществляющий оценку
Оценка риска всегда осуществляется органом Государства-члена ЕС, который провел расследование и принял надлежащие меры или провел мониторинг добровольных мер, принятых производителем или дистрибьютором в отношении опасных продуктов.
До направления уведомления RAPEX Европейской Комиссии оценка риска, проведенная органом Государства-члена ЕС (которая включается в уведомление), всегда проверяется Контактным пунктом RAPEX. Любые неясные вопросы разрешаются Контактным пунктом с ответственным органом до подачи уведомления через систему RAPEX.
2.3.4. Оценка рисков в профессиональных уведомлениях
Уведомления об опасных потребительских продуктах, поданные производителями и дистрибьюторами в соответствии со Статьей 5(3) GPSD компетентным органам Государства-члена ЕС, должны содержать детальное описание угрозы. Национальные органы, получающие такие уведомления, рассматривают их содержание и анализируют произведенную оценку риска. Если на основе представленной информации и независимой оценки риска орган Государства-члена ЕС решает, что продукт представляет серьезную угрозу для здоровья или безопасности потребителей, уведомление RAPEX по данному продукту незамедлительно направляется Европейской Комиссии (четвертый подпараграф Статьи 12(1) GPSD).
Оценка риска, проведенная производителями и дистрибьюторами, не является обязательной для органов Государства-члена ЕС. Таким образом, орган Государства-члена ЕС может прийти к иному заключению относительно оценки риска, которое будет отличаться от заключения, представленного в профессиональном уведомлении.
2.4. Трансграничные последствия
2.4.1. Событие на международном уровне
В соответствии со Статьей 12 GPSD Государство-член ЕС подает уведомление RAPEX только в том случае, если оно сочтет, что последствия угроз, которые представляет опасный продукт, переходят или могут перейти за пределы его территории ("трансграничные последствия" или "событие на международном уровне").
С учетом свободного перемещения продуктов на внутреннем рынке, а также того факта, что продукты импортируются в Европейский Союз по различным каналам распределения, и потребители покупают продукты во время пребывания за границей и через интернет, приветствуется достаточно широкое толкование национальными органами критериев наличия трансграничных последствий. Таким образом, уведомление RAPEX подается в случаях, когда:
- нельзя исключать, что опасный продукт был продан потребителям в нескольких Государствах-членах ЕС, или
- нельзя исключать, что опасный продукт был продан потребителям через интернет, или
- продукт происходит из третьей страны и, по всей вероятности, был импортирован в Европейский Союз по многочисленным каналам распределения.
2.4.2. Событие на местном уровне
О мерах, принятых в отношении продукта, представляющего серьезную угрозу, которая может иметь последствия только на местном уровне ("Событие на местном уровне"), не следует уведомлять через систему RAPEX. Это положение относится к ситуациям, когда орган Государства-члена ЕС имеет основания полагать, что продукт не был и не будет (никакими средствами) предоставлен в распоряжение потребителей в другом Государстве-члене ЕС, например меры, принятые в отношении местного продукта, изготовленного и распространенного только в одном Государстве-члене ЕС.
Уведомление о событии на местном уровне должно быть направлено в Европейскую Комиссию в соответствии со Статьей 11 GPSD и только в тех случаях, когда оно содержит информацию о безопасности продукта, которая, по всей вероятности, представляет интерес для других Государств-членов ЕС, в частности, информацию о мерах, принятых в порядке реагирования на новый тип угрозы, о котором не было известно, на новый тип угрозы, возникший из сочетания продуктов, или информацию о новом типе либо категории опасных продуктов (второй подпараграф Статьи 12(1) GPSD).
3. Уведомления
3.1. Типы уведомлений
3.1.1. Уведомления системы RAPEX
Выделяют два типа уведомлений системы RAPEX, а именно "уведомления по Статье 12" и "уведомления по Статье 12, требующие принятия неотложных мер".
- При соблюдении всех критериев уведомления RAPEX, предусмотренных Статьей 12 GPSD (см. Пункт 2 Части II Руководящих принципов), Государство-член ЕС готовит и подает Европейской Комиссии уведомление, которое классифицируется в приложении системы RAPEX как "уведомление по Статье 12".
- При соблюдении всех критериев уведомления RAPEX и, кроме того, если продукт является опасным для жизни, и/или зафиксированы случаи со смертельным исходом, а также в иных ситуациях, когда уведомление RAPEX требует принятия всеми Государствами-членами ЕС неотложных мер, уведомляющее Государство-член ЕС готовит и подает Европейской Комиссии уведомление, которое классифицируется в приложении системы RAPEX как "уведомление по Статье 12, требующее принятия неотложных мер".
До направления уведомления RAPEX Европейской Комиссии Контактный пункт RAPEX уведомляющего Государства-члена ЕС проверяет соблюдение всех критериев уведомления RAPEX, а также того, должно ли оно быть направлено через приложение системы RAPEX как "уведомление по Статье 12" или как "уведомление по Статье 12, требующее принятия неотложных мер".
3.1.2. Уведомления в целях информирования
Если уведомление не может быть направлено через систему как уведомление RAPEX, контактный пункт вправе использовать приложение системы RAPEX для подачи соответствующего уведомления в целях информирования. Такие уведомления классифицируются в приложении системы RAPEX как "уведомления в целях информирования" и могут быть направлены в следующих ситуациях:
(а) Если все критерии уведомления RAPEX, предусмотренные Статьей 12 GPSD, соблюдены, но уведомление не содержит всей информации (главным образом, об идентификации продукта и каналах распределения), необходимой для других Государств-членов ЕС для проведения последующих мероприятий*(19). Примером уведомления, которое может быть передано через приложение системы RAPEX как "уведомление в целях информирования", является уведомление, где отсутствует наименование, бренд или изображение продукта, вследствие чего продукт нельзя точно идентифицировать и отличить от других выпущенных на рынок продуктов той же категории или того же типа. Оценка того, содержит ли уведомление информацию, достаточную Государствам-членам ЕС для проведения последующих мероприятий, всегда осуществляется на индивидуальной основе.
(b) Если Государство-член ЕС осознает, что потребительский продукт, выпущенный на рынок Европейского Союза, представляет серьезную угрозу для здоровья и безопасности потребителей, но превентивные и ограничительные меры еще не были приняты производителем или дистрибьютором или органом Государства-члена ЕС, либо отсутствует решение об их принятии (четвертый подпараграф Статьи 12(1) GPSD). Если информация о таком продукте распространена через приложение системы RAPEX до принятия мер, уведомляющее Государство-член ЕС далее информирует Европейскую Комиссию (в возможно короткий срок и не позднее сроков, установленных Дополнением 3 к Руководящим принципам) об окончательном решении, принятом в отношении соответствующего продукта (главным образом, какие превентивные и ограничительные меры приняты или почему эти меры не были приняты).
(с) Если Государство-член ЕС принимает решение об уведомлении о превентивных и ограничительных мерах, принятых в отношении потребительского продукта, представляющего серьезную угрозу для здоровья и безопасности потребителей, которая имеет последствия только на местном уровне ("Событие на местном уровне"). Однако, как установлено Пунктом 2.4.2, если уведомление о событии на местном уровне содержит информацию о безопасности продукта, которая, по всей вероятности, представляет интерес для других Государств-членов ЕС, оно должно быть направлено в соответствии со Статьей 11 GPSD.
(d) Если уведомление касается потребительских продуктов, вопросы безопасности которых (особенно уровень угрозы для здоровья и безопасности потребителей) подлежат обсуждению на уровне Европейского Союза в целях обеспечения единообразного подхода Государств-членов ЕС к оценке риска и/или принудительным мерам*(20).
(е) Если решение не может быть принято с уверенностью в том, что один или несколько критериев уведомления RAPEX соблюдены, но уведомление содержит информацию о безопасности продукта, которая, по всей вероятности, представляет интерес для других Государств-членов ЕС. Примером уведомления, которое может быть передано через приложение системы RAPEX как "уведомление в целях информирования", является уведомление, о продукте, который нельзя бесспорно отнести к потребительским продуктам, содержащее информацию о новом типе угроз для здоровья и безопасности потребителей.
Направляя "уведомление в целях информирования", контактный пункт RAPEX четко указывает причины этого.
3.2. Содержание уведомлений
3.2.1. Полнота данных
Уведомления должны быть настолько полными, насколько это возможно. Стандартная форма уведомления представлена в Дополнении 1 к Руководящим принципам. Во все поля формы уведомления необходимо вносить требуемые сведения. Если требуемая информация недоступна на момент подачи уведомления, это должно быть четко указано и объяснено в форме уведомляющим Государством-членом ЕС. Когда недостающая информация становится доступной, уведомляющее Государство-член ЕС вносит изменения в уведомление. Европейская Комиссия проверяет внесенную информацию до ее утверждения и распространения через систему.
Контактные пункты RAPEX инструктируют национальные органы, участвующие в сети RAPEX, по вопросам объема данных, необходимых для заполнения стандартной формы уведомления. Это позволяет гарантировать, что представленная органами информация является точной и полной.
Государства-члены ЕС должны соблюдать установленные сроки и не допускать задержки подачи уведомления RAPEX о продукте, который представляет серьезную угрозу для здоровья и безопасности потребителей или является опасным для жизни, поскольку часть информации, предусмотренной Руководящими принципами, оказывается недоступной.
До направления уведомления Контактный пункт RAPEX проверяет (во избежание ненужного дублирования), не поступало ли от другого Государства-члена ЕС через приложение уведомления о соответствующем продукте. Если такое уведомление уже поступило, вместо создания нового уведомления Контактный пункт направляет отклик на существующее уведомление и предоставляет любую дополнительную информацию, которая может быть значимой для органов других Государств-членов ЕС, например дополнительный номерной знак транспортного средства, подробный перечень импортеров и дистрибьюторов, дополнительные отчеты об исследованиях и т.д.
3.2.2. Состав данных
Уведомления, направленные Европейской Комиссии через систему RAPEX, содержат следующие типы данных:
- информация, позволяющая идентифицировать продукт, например, категория продукта, наименование продукта, бренд, номер модели и/или типа, штрих код, номер партии или серии, таможенный код, описание продукта и его упаковки с сопровождением изображений продукта, его упаковки и маркировки. Подробное и точное описание продукта является ключевым элементом надзора за рынком и применения мер воздействия, поскольку позволяет национальным органам идентифицировать продукт, отличить его от других выпущенных на рынок продуктов того же или аналогичного типа или категории, обнаружить его на рынке и принять надлежащие меры либо прийти к соглашению об их принятии;
- информация о происхождении продукта, например, страна происхождения, наименование, адрес и контактная информация изготовителя и экспортеров, такая как номер телефона и электронный адрес. В частности, Государства-члены ЕС предоставляют все необходимые сведения об изготовителях и экспортерах, находящихся в третьих странах, которые тесно сотрудничают с Европейским Союзом по вопросам безопасности продуктов. В этой связи Европейская Комиссия регулярно информирует Контактные пункты RAPEX о последних изменениях в этой сфере. Следующие документы необходимо приложить к форме при их наличии: копии заказов, договоры купли-продажи, счета-фактуры, транспортные документы, таможенные декларации и т.д. Подробная информация о поставщиках из третьих стран позволяет Европейской Комиссии обеспечить более эффективное наблюдение за исполнением в указанных странах и сократить количество опасных потребительских продуктов, экспортируемых в Европейский Союз;
- информация о требованиях безопасности, применимых к соответствующему продукту, в том числе идентификационный номер и наименование применимых законодательных актов и стандартов;
- описание угрозы, которую представляет соответствующий продукт, в том числе описание результатов лабораторных или визуальных исследований, отчеты об исследованиях и сертификаты, подтверждающие несоответствие продукта требованиям безопасности, полную оценку риска с выводами и информацией об известных несчастных случаях или происшествиях;
- информация о каналах поставки соответствующего продукта в Государства-члены ЕС и, в частности, информация о странах места назначения и информация об импортерах, а также, при их наличии, о дистрибьюторах соответствующего продукта;
- информация о принятых мерах, в частности, об их типе (обязательные или добровольные), категории (например, изъятие с рынка, отзыв у потребителей), сфере применения (например, в масштабах страны, на местном уровне), дате вступления в силу и продолжительности (например, бессрочные, временные);
- информация о том, является ли уведомление, его часть и/или приложение (приложения) к нему конфиденциальными. Заявления о конфиденциальности всегда сопровождаются обоснованием с четким указанием причин для такого заявления.
Следует стимулировать Государства-члены ЕС к получению и предоставлению информации о каналах поставки соответствующего продукта в Государства, не являющиеся членами ЕС, которые тесно сотрудничают с Европейским Союзом по вопросам безопасности продуктов.
3.2.3. Обновление данных
Уведомляющее Государство-член ЕС информирует Европейскую Комиссию (в возможно короткий срок и не позднее сроков, установленных Дополнением 3 к Руководящим принципам) о любых событиях, которые требуют внесения изменений в уведомления, поданные через приложение системы RAPEX. В частности, Государства-члены ЕС информирует Европейскую Комиссию о любых изменениях (например, вследствие решения суда, принятого в ходе апелляционного производства) статуса мер, оценки риска и новых решений относительно конфиденциальности.
Европейская Комиссия рассматривает информацию, предоставленную уведомляющим Государством-членом ЕС, и вносит соответствующие обновления в приложение системы RAPEX, а также на веб-сайте RAPEX по необходимости.
3.2.4. Ответственность за предоставленную информацию
Согласно пункту 10 Приложения II к GPSD, "ответственность за предоставленную информацию возлагается на уведомляющее Государство-член ЕС".
Контактный пункт RAPEX уведомляющего Государства-члена ЕС и ответственный национальный орган гарантируют, что направленные через систему RAPEX сведения, особенно описание продукта и угрозы, являются точными и не допускают смешения с выпущенными на рынок Европейского Союза аналогичными продуктами того же типа или категории.
Контактный пункт RAPEX и орган, участвующий в процедуре уведомления (например, посредством проведения оценки риска соответствующего продукта или путем предоставления информации о каналах распределения), несут ответственность за информацию, направленную через систему RAPEX. До передачи сведений Европейской Комиссии контактный пункт RAPEX проверяет и утверждает все уведомления, полученные от ответственных органов.
Любые совершенные Европейской Комиссией действия, такие как рассмотрение уведомлений, утверждение и распространение их через приложение системы RAPEX, а также опубликование их на веб-сайте RAPEX, не означают принятие ответственности за предоставленную информацию, которая возлагается на уведомляющее Государство-член ЕС.
3.3. Конфиденциальность
3.3.1. Раскрытие информации как общее правило
В соответствии со Статьей 16(1) GPSD общественность имеет право на получение информации об опасных продуктах, представляющих угрозу ее здоровью и безопасности. Для выполнения этого обязательства Европейская Комиссия на веб-сайте RAPEX публикует обзоры новых уведомлений RAPEX (например, "уведомления по Статье 12" и "уведомления по Статье 12, требующие принятия неотложных мер"). Государства-члены ЕС осуществляют такие же действия и предоставляют общественности информацию на национальных языках о продуктах, представляющих угрозу для потребителей, и о мерах, принятых в целях устранения этих угроз. Такая информация может быть распространена через интернет, на бумажных носителях, посредством электронных средств массовой информации и т.д.
Информация, предоставленная в распоряжение общественности, представляет собой краткое содержание уведомлений RAPEX и содержит только те сведения, которые указаны в Статье 16 GPSD, а именно идентификацию продукта и информацию об угрозах и о мерах, принятых в целях предотвращения или снижения этих угроз. Европейская Комиссия и Государства-члены ЕС не разглашают общественности всю информацию, содержащуюся в уведомлениях, в частности не раскрывают подробное описание угроз с отчетами об исследованиях и сертификатами или подробные перечни каналов распространения, поскольку такая информация по своему характеру является конфиденциальной (профессиональная тайна) и нуждается в защите.
3.3.2. Исключения из общего правила
Параграф 1 Статьи 16(1) GPSD предусматривает, что информация предоставляется в распоряжение общественности "без ущерба ограничениям, необходимым в целях осуществления деятельности по мониторингу или расследованию", а в параграфе 2 указано, что Европейская Комиссия и Государства-члены ЕС не "разглашают информацию, [_] которая по своему характеру охватывается профессиональной тайной в должным образом оправданных случаях, за исключением информации в отношении характеристик безопасности продукции, которая подлежит разглашению в обязательном порядке, если этого требуют обстоятельства в целях защиты здоровья и безопасности потребителей".
С учетом указанных положений Европейская Комиссия и Государства-члены ЕС не должны предоставлять в распоряжение общественности информацию об опасных продуктах, уведомление о которых поступило через приложение системы RAPEX, если такое раскрытие ослабляет защиту судебного производства, деятельности по проведению мониторинга или расследования или профессиональной тайны, за исключением информации в отношении характеристик безопасности продукции, которая подлежит разглашению в обязательном порядке, если этого требуют обстоятельства в целях защиты здоровья и безопасности потребителей.
3.3.3. Запрос о предоставлении режима конфиденциальности
Уведомляющее Государство-член ЕС может запросить предоставления режима конфиденциальности в уведомлении. В таком запросе нужно четко указать часть (части) уведомления, которая должна оставаться конфиденциальной.
Кроме того, каждый запрос о предоставлении режима конфиденциальности должен сопровождаться четким изложением причин, как указано в Статье 16(1) и (2) GPSD.
Запросы о предоставлении режима конфиденциальности рассматриваются Европейской Комиссией. Европейская Комиссия проверяет полноту запроса (например, указано ли в нем, на какие разделы формы распространяется конфиденциальный режим, и содержит ли он обоснование) и его обоснованность (например, соответствует ли он положениям GPSD и Руководящих принципов). Решение о допустимости запроса принимается Европейской Комиссией после консультаций с соответствующим Контактным пунктом RAPEX.
3.3.4. Обработка уведомлений, на которые распространяется режим конфиденциальности
В Статье 16(2) GPSD указано, что "охрана профессиональной тайны не препятствует сообщению компетентным органам информации, необходимой для обеспечения эффективности деятельности по мониторингу и надзору за рынком". Уведомления, на которые полностью или частично распространяется режим конфиденциальности, рассматриваются Европейской Комиссией, и после их утверждения и распространения через приложение системы RAPEX Государства-члены ЕС проводят в отношении них последующие мероприятия в обычном порядке. Конфиденциальность уведомления или его части не препятствует его обработке и распространению среди компетентных национальных органов через приложение системы RAPEX.
Единственное значительное отличие в обработке и проведении последующих мероприятий состоит в том, что Европейская Комиссия и Государства-члены ЕС не должны предоставлять в распоряжение общественности конфиденциальные разделы уведомления. Эти разделы остаются конфиденциальными и не подлежат опубликованию в какой-либо форме. Органы Государств-членов ЕС, которые получают конфиденциальную информацию через систему RAPEX, гарантируют ее защиту при осуществлении своей деятельности.
3.3.5. Отзыв запроса о предоставлении режима конфиденциальности
Уведомляющее Государство-член ЕС отзывает свой запрос о предоставлении режима конфиденциальности незамедлительно после того, как орган такого Государства-члена ЕС получит сведения о том, что обоснование для запроса более не является действительным. Европейская Комиссия информирует все Государства-члены ЕС об отзыве режима конфиденциальности по получении соответствующего сообщения от уведомляющего Государства-члена ЕС.
Уведомление системы RAPEX, которое больше не подпадает под режим полной или частичной конфиденциальности, должно быть предоставлено в распоряжение общественности в соответствии с "общими правилами", применимыми к уведомлениям RAPEX.
3.4. Рассмотрение уведомлений Европейской Комиссией
Европейская Комиссия проверяет все уведомления, полученные через приложение системы RAPEX, до передачи их Государствам-членам ЕС в целях обеспечения их правильности и полноты.
3.4.1. Правильность
Оценивая правильность уведомлений, Европейская Комиссия проверяет, в частности, что:
- уведомление соответствует всем требованиям, установленным GPSD и Руководящими принципами,
- уведомление о соответствующем продукте еще не было подано (во избежание ненужного дублирования),
- уведомление, направленное Контактным пунктом RAPEX уведомляющего Государства-члена ЕС, классифицировано в соответствии с критериями, установленными в Пункте 3.1 Руководящих принципов,
- предоставленная информация (в частности, описание угрозы) соответствует применимому законодательству о безопасности продуктов и соответствующим стандартам,
- использован надлежащий порядок уведомления.
3.4.2. Полнота
Как только подтверждена правильность уведомления, Европейская Комиссия проверяет его полноту. Ориентиром служат Пункты 3.2.1 и 3.2.2 Руководящих принципов. Особое внимание следует уделять разделам уведомления относительно идентификации продукта, описания угрозы, мер, отслеживаемости и каналов распространения.
Поскольку Европейская Комиссия не уполномочена проводить оценку риска соответствующего продукта и проверяет только факт включения результатов оценки в направляемое уведомление, уведомляющее Государство-член ЕС всегда предоставляет исчерпывающее описание угрозы, содержащее все элементы, перечисленные в Пункте 3.2.2 Руководящих принципов.
3.4.3. Запросы о предоставлении дополнительной информации
В случае если в ходе проверки у Европейской Комиссии появляются вопросы относительно информации, она может приостановить процесс утверждения уведомления и направить уведомляющему Государству-члену ЕС запрос о предоставлении дополнительной информации или разъяснений. Такая дополнительная информация должна быть предоставлена уведомляющим Государством-членом ЕС в срок, указанный в запросе Европейской Комиссии.
3.4.4. Расследование
По необходимости Европейская Комиссия может проводить расследование в целях оценки безопасности продукта. Такое расследование может проводиться, в частности, при наличии серьезных сомнений в отношении представляемых продуктом угроз, уведомление о которых направлено через приложение системы RAPEX. Эти сомнения могут возникнуть в ходе рассмотрения уведомления Европейской Комиссией, или могут быть доведены до сведения Европейской Комиссии Государством-членом ЕС (например, посредством отклика) либо третьей стороной (например, поставщиком).
В рамках такого расследования Европейская Комиссия, в частности, может:
- запрашивать у любого Государства-члена ЕС предоставления информации или разъяснений;
- запрашивать проведения независимой оценки риска или независимого исследования (лабораторного или визуального) в отношении рассматриваемого продукта;
- проводить консультации с научными комитетами, центрами совместных исследований или иными учреждениями, специализирующимися на безопасности потребительских продуктов;
- созывать собрания Комитета GPSD, Сети защиты потребителей и/или Контактных пунктов RAPEX, а также проводить консультации с соответствующими Рабочими группами для обсуждения обстоятельств расследования.
В случае если расследование касается продукта, уведомление о котором подано через приложение системы RAPEX, Европейская Комиссия может приостановить процесс утверждения уведомления или, если уведомление уже утверждено и распространено посредством приложения RAPEX, временно удалить сообщение, опубликованное на веб-сайте RAPEX. После проведения расследования и в зависимости от его результатов Европейская Комиссия (после консультаций с уведомляющим Государством-членом ЕС, по необходимости) может, в частности, утвердить и распространить через систему RAPEX ранее отложенное уведомление, оставить утвержденное уведомление в системе RAPEX (с любыми изменениями) либо отозвать уведомление из приложения системы RAPEX на постоянной основе.
Европейская Комиссия информирует Государства-члены ЕС:
- о своем решении начать расследование с четким указанием причин принятия такого решения;
- о своем решении прекратить расследование с представлением выводов и изменений (если таковые имеются) рассматриваемого (-ых) уведомления (уведомлений); и
- о значимых обстоятельствах, возникших в ходе расследования.
3.5. Утверждение уведомлений и их распространение
3.5.1. Утверждение уведомлений и их распространение
Европейская Комиссия в сроки, установленные в Дополнении 4 к Руководящим принципам, утверждает и распространяет ("утверждение") через приложение системы RAPEX все уведомления, признанные правильными и полными в ходе их проверки.
В случае если в ходе проверки уведомляющему Государству-члену ЕС был направлен запрос о предоставлении дополнительной информации или разъяснений (с последующим напоминанием, по необходимости), Европейская Комиссия может принять следующие решения:
- если запрашиваемые дополнительная информация или разъяснения были предоставлены, Европейская Комиссия повторно рассматривает уведомление и утверждает его с измененной классификацией, по необходимости (например, из "Уведомления в целях информирования" в "Уведомление по Статье 12");
- если запрашиваемые дополнительная информация или разъяснения не были предоставлены в установленный срок, либо их недостаточно, Европейская Комиссия принимает решение на основе имеющейся информации и, в зависимости от обстоятельств, может утвердить уведомление, изменив его классификацию (например, из "Уведомления по Статье 12" в "Уведомление в целях информирования"), либо не утвердить его.
3.5.2. Утверждение уведомлений по вопросам безопасности, которые подлежат обсуждению на уровне Европейского Союза
После согласования с Государствами-членами ЕС единообразного подхода к оценке риска и/или принудительным мерам, в зависимости от обстоятельств и от позиций Государств-членов ЕС Европейская Комиссия, в частности, может:
- оставить рассматриваемое уведомление в приложении системы RAPEX, или
- изменить классификацию уведомлений, хранящихся в приложении системы RAPEX, или
- отозвать уведомление из приложения системы RAPEX*(21).
3.6. Направляемая Европейской Комиссией информация об опасных продуктах
Согласно пункту 9 Приложения II к GPSD, "Европейская Комиссия может информировать национальные контактные пункты относительно продуктов, представляющих серьезную угрозу, которые импортируются в Сообщество или в Европейское экономическое пространство либо экспортируются из них".
Европейская Комиссия может передавать Государствам-членам ЕС информацию об опасных непищевых потребительских продуктах европейского или неевропейского происхождения, которые по имеющейся информации могут попасть на рынок Европейского Союза. Преимущественно, речь идет об информации, которую Европейская Комиссия получает от третьих стран, международных организаций, предприятий или посредством иных систем быстрого предупреждения.
Европейская Комиссия по возможности оценивает правильность и полноту данных до направления их Государствам-членам ЕС. Однако Европейская Комиссия может проводить только предварительные проверки и не может нести юридическую ответственность за достоверность передаваемой информации, поскольку она не может юридически или технически провести полную оценку риска или принять принудительные меры.
3.7. Последующие мероприятия после получения уведомлений
3.7.1. Последующие мероприятия после получения уведомлений различного типа
Государства-члены ЕС гарантируют проведение надлежащих последующих мероприятий после получения уведомлений RAPEX (например, "уведомлений по Статье 12" или "уведомлений по Статье 12, требующих принятия неотложных мер"), а также после получения информации об опасных продуктах, направленной Европейской Комиссией (Пункт 3.6), в возможно короткий срок и не позднее сроков, установленных в Дополнении 3 к Руководящим принципам.
Уведомления в целях информирования не требуют проведения каких-либо специальных мероприятий. Такие уведомления зачастую не содержат данных, необходимых для принятия действенных и эффективных принудительных мер в отношении заявленного продукта (например, заявленный продукт и/или меры недостаточно четко идентифицированы). Однако поощряется проведение Государствами-членами ЕС последующих мероприятий после получения таких уведомлений, если существует вероятность того, что заявленный продукт может быть предоставлен в распоряжение потребителей на их рынке, и идентификация продукта позволяет провести соответствующие мероприятия.
3.7.2. Цели последующих мероприятий
По получении уведомления Государство-член ЕС рассматривает содержащуюся в нем информацию и принимает надлежащие меры в целях:
- установления факта выпуска продукта на рынок на его территории;
- оценки превентивных и ограничительных мер, которые следует принять в отношении выпущенного на рынок заявленного продукта с учетом мер, принятых уведомляющим Государством-членом ЕС, и любых особых обстоятельств, которые могут оправдать принятие иных мер или непринятие мер;
- проведения дополнительной оценки риска и исследования заявленного продукта, по необходимости;
- сбора любой дополнительной информации, которая может оказаться важной для иных Государств-членов ЕС (например, информации о каналах распространения рассматриваемого продукта в иные Государства-члены ЕС).
3.7.3. Методы последующих мероприятий
В целях обеспечения проведения действенных и эффективных последующих мероприятий национальные органы должны применять передовые методы, включая:
- Проведение проверок рынка
Национальные органы организуют проведение регулярных (плановых и внеплановых) проверок рынка в целях установления того, предоставлены ли в распоряжение потребителей продукты, уведомление о которых содержится в приложении системы RAPEX.
- Сотрудничество с коммерческими ассоциациями
Национальные органы регулярно предоставляют коммерческим ассоциациям обзор последних уведомлений и запрашивают информацию о том, были ли заявленные продукты произведены или распространены членами этих ассоциаций. Национальные органы предоставляют предпринимателям только краткое содержание уведомлений, например еженедельные обзоры, опубликованные на сайте RAPEX. Уведомления в полном объеме не должны быть переданы третьим лицам, так как некоторая информация (например, подробности описания угрозы или информация о каналах распространения) зачастую является конфиденциальной и подлежит охране.
- Публикация сведений системы RAPEX через интернет или с помощью электронных или бумажных средств массовой информации
Национальные органы регулярно оповещают потребителей и предпринимателей о потребительских продуктах, уведомление о которых поступило по системе RAPEX, посредством своих веб-сайтов и/или иных средств массовой информации. Информация, опубликованная таким образом, позволяет потребителям проверять, используют ли они опасные продукты, и зачастую обеспечивает взаимодействие, полезное для национальных органов.
Национальные органы должны одновременно применять различные методы проведения последующих мероприятий и не ограничивать свою деятельность каким-либо одним из них.
В особенности Государство-член ЕС, где учрежден изготовитель, представитель или импортер рассматриваемого продукта ("Основное Государство-член ЕС"), обеспечивает проведение надлежащих последующих мероприятий по получении уведомлений, распространенных через приложение системы RAPEX. "Основное Государство-член ЕС" зачастую имеет лучшие юридические и технические средства получения информации об уведомлении, что может помочь другим Государствам-членам ЕС провести эффективные последующие мероприятия.
3.8. Постоянный отзыв уведомления из приложения системы RAPEX
Уведомления, распространенные через приложение системы RAPEX, хранятся в системе в течение неограниченного срока. Однако Европейская Комиссия в ситуациях, указанных в настоящем Пункте, отзывает уведомление из приложения на постоянной основе.
3.8.1. Ситуации, в которых отзыв возможен
- Имеется доказательство несоблюдения одного или нескольких критериев уведомления RAPEX*(22), и в этой связи уведомление RAPEX не обосновано. В частности, речь идет о случаях, когда установлено, что первоначальная оценка риска была проведена неправильно, и рассматриваемый продукт не представляет серьезную угрозу для здоровья и безопасности потребителей. Речь также идет о случаях, когда указанные в уведомлении меры были успешно оспорены в судебном или ином разбирательстве и более не являются действительными.
- Никакие меры не были приняты в отношении продукта, уведомление о котором получено через приложение системы RAPEX (в целях информирования) до того, как было решено принять меры или провести мероприятия*(23).
- После обсуждения на уровне Европейского Союза Государства-члены ЕС согласовали, что не является целесообразным обмен информацией по определенным вопросам безопасности, уведомление о которых получено через приложение системы RAPEX*(24).
- Имеется доказательство того, что указанные в уведомлении продукты больше не находятся на рынке, и что все единицы продуктов, предоставленные в распоряжение потребителям, отозваны с рынка и изъяты у потребителей во всех Государствах-членах ЕС.
Нельзя требовать отзыва уведомлений на том основании, что рассматриваемый продукт был изменен в целях приведения его в соответствие с применимыми требованиями к безопасности, кроме случаев, когда имеются доказательства того, что все опасные продукты (единицы продуктов), предоставленные в распоряжение потребителям, отозваны с рынка и изъяты у потребителей во всех Государствах-членах ЕС и больше не находятся на рынке.
3.8.2. Запрос Государства-члена ЕС
Европейская Комиссия может отозвать уведомления из приложения системы RAPEX только по запросу уведомляющего Государства-члена ЕС, поскольку оно несет полную ответственность за направленную через систему информацию. Однако другие Государства-члены ЕС могут информировать Европейскую Комиссию о любых фактах, которые могут обосновать отзыв.
3.8.3. Содержание запроса
Каждый запрос об отзыве должен сопровождаться обоснованием с указанием причин и всеми имеющимися документами в подтверждение указанных причин. Европейская Комиссия рассматривает каждый запрос и проверяет обоснование и в особенности сопутствующую документацию. Европейская Комиссия до принятия решения может запросить предоставления дополнительной информации, разъяснений или заключения уведомляющего Государства-члена ЕС и/или иных Государств-членов ЕС.
3.8.4. Решение об отзыве
В случае если, на основе предоставленного обоснования, Европейская Комиссия принимает решение об отзыве уведомления из приложения системы RAPEX, она удаляет уведомление:
- из приложения системы RAPEX (или иным образом делает его невидимым для пользователей системы),
- с веб-сайта RAPEX (по необходимости).
Европейская Комиссия информирует все Государства-члены ЕС об отзыве уведомления посредством электронного письма или иными в равной степени эффективными средствами и, по необходимости, информирует общественность путем опубликования изменений на веб-сайте RAPEX.
3.9. Временное удаление уведомления системы RAPEX с веб-сайта RAPEX
3.9.1. Ситуации, в которых временное удаление возможно
Если это оправдано, Европейская Комиссия вправе временно удалить уведомление
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.