Директива Европейского Парламента и Совета Европейского Союза
2009/128/ЕС от 21 октября 2009 г.
устанавливающая правовые основы для деятельности Сообщества в целях достижения экологически устойчивого применения пестицидов*(1)
(Действие Регламента распространяется на Европейское экономическое пространство)
Скорректировано:
Поправка, ОЖ N L 161, 29.6.2010, стр. 11 (2009/128/ЕС)
(Действие Регламента распространяется на Европейское экономическое пространство)
Европейский Парламент и Совет Европейского Союза,
Руководствуясь Договором об учреждении Европейского Сообщества и, в частности, Статьей 175(1) Договора,
На основании предложения Европейской Комиссии,
Руководствуясь Заключением Европейского комитета по экономическим и социальным вопросам*(2),
После консультации с Комитетом по регионам*(3),
Действуя в соответствии с процедурой, установленной в Статье 251 Договора*(4)
Принимая во внимание, что:
(1) В соответствии со Статьями 2 и 7 Решения 1600/2002/EC Европейского парламента и Совета ЕС от 22 июля 2002 г., утвердившего Шестую программу действий Сообщества по охране окружающей среды*(5), должны быть установлены общие правовые основы для достижения экологически устойчивого применения пестицидов. При этом также должны быть приняты во внимание подходы, учитывающие меры предосторожности и меры по предотвращению причинения вреда.
(2) В настоящее время указанная Директива должна применяться к пестицидам, которые являются средствами для защиты растений. Однако предполагается, что действие настоящей Директивы будет распространено и на биоцидные продукты.
(3) Меры, предусмотренные в настоящей Директиве, должны рассматриваться в качестве дополнительных мер, и никаким образом не препятствовать принятию мер, предусмотренных иным соответствующим законодательством Сообщества. В частности, имеются в виду: Директива Совета ЕС 79/409/ЕЭС от 2 апреля 1979 г. о сохранении диких птиц*(6); Директива Совета ЕС 92/43/EЭC от 21 мая 1992 г. об охране природных мест обитания дикой фауны и флоры*(7); Директива 2000/60/EC Европейского парламента и Совета ЕС от 23 октября 2000 г., устанавливающая рамочные положения о деятельности Сообщества в области водной политики*(8); Регламент (EC) 396/2005 Европейского парламента и Совета ЕС от 23 февраля 2005 г. о максимальных уровнях остатков пестицидов в/на пищевых продуктах и кормах растительного или животного происхождения*(9) и Регламент (ЕС) 1107/2009 Европейского парламента и Совета ЕС от 21 октября 2009 г. о размещении на рынке продукции для защиты растений*(10). Указанные меры должны применяться без ущерба добровольным мерам, принимаемым в рамках Регламента о структурных фондах или Регламента (ЕС) Совета ЕС 1698/2005 от 20 сентября 2005 г. о поддержке развития сельских районов Европейским сельскохозяйственным фондом развития сельских районов (EAFRD).*(11)
(4) Экономические инструменты могут играть решающую роль в достижении целей, связанных с экологически устойчивым использованием пестицидов. Необходимо поощрять применение таких инструментов на соответствующем уровне, подчеркивая при этом, что отдельные Государства-члены ЕС вправе принять решение об их применении без ущерба для осуществления правил государственной помощи.
(5) В целях содействия реализации настоящей Директивы, Государства-члены ЕС должны использовать разработанные ими Национальные планы действий, направленные на установление количественных целей, задач, мероприятий, сроков и показателей по снижению рисков и вредного воздействия пестицидов на здоровье человека и окружающую среду. Указанные планы также направлены на стимулирование разработок и внедрение комплексных мер по борьбе с вредителями и альтернативных подходов или методов для уменьшения зависимости от применения пестицидов. Государства-члены ЕС должны осуществлять контроль над использованием средств защиты растений, содержащих активные субстанции, применение которых вызывают особую озабоченность, и разрабатывать графики и целевые показатели по сокращению их использования, в частности, когда это способствует достижению цели по снижению рисков. Национальные планы действий должны быть скоординированы с реализацией планов, предусмотренных соответствующим законодательством Сообщества. Для достижения общих целей Национальные планы действий могут применяться в комплексе с иным законодательством Сообщества по вопросам применения пестицидов.
(6) Положения об обмене информации о целях и действиях, предпринимаемых Государствами-членами ЕС, заложенные в основу их Национальных планов действий, являются очень важным элементом для достижения целей настоящей Директивы. В частности, целесообразно предусмотреть регулярное представление Государствами-членами ЕС в Европейскую Комиссию и другим Государствам-членам ЕС информации о результатах, достигнутых ими при осуществлении их Национальных планов действий, а также о накопленном ими опыте. На основе информации, передаваемой Государствами-членами ЕС, Европейская Комиссия представляет соответствующие доклады в Европейский парламент и Совет ЕС, включая, при необходимости, соответствующие предложения по совершенствованию законодательства.
(7) Для подготовки и внесения изменений в Национальные планы действий, целесообразно предусмотреть применение Директивы 2003/35/ЕС Европейского парламента и Совета ЕС от 26 мая 2003 г., предусматривающей участие общественности в разработке определенных планов и программ, связанных с охраной окружающей среды.*(12)
(8) Представляется необходимым создание Государствами-членами ЕС системы базового и дополнительного обучения дистрибьюторов, консультантов и специалистов, работающих с пестицидами, а также системы сертификации и регистрации такого обучения. Указанные меры необходимы для того, чтобы лица, непосредственно работающие с пестицидами, были в полной мере осведомлены о потенциальных рисках для здоровья человека и окружающей среды, которые связаны с применением пестицидов. Учебные мероприятия для специалистов, непосредственно работающих с пестицидами, могут быть скоординированы с мероприятиями, организуемыми в рамках Регламента (ЕС) 1698/2005.
(9) Реализация пестицидов, в том числе посредством интернета, является важным элементом в системе их распространения. При реализации пестицидов должно быть предусмотрено обеспечение конечных потребителей и лиц, непосредственно работающих с пестицидами, инструкциями по их безопасному применению для здоровья человека и окружающей среды. Непрофессиональные пользователи, не обладающие таким же уровнем образования и профессионального обучения, должны быть обеспечены инструкциями по безопасному обращению с пестицидами и их хранению, а также по уничтожению упаковки.
(10) Учитывая возможные риски, необходимо предоставить населению как можно больше информации о последствиях общего характера, связанных с применением пестицидов с посредством проведения информационно-просветительских кампаний, распространения информации через сеть розничной торговли и принятия иных мер соответствующего характера.
(11) Необходимо оказывать содействие проведению научно-исследовательских программ на европейском и национальном уровнях с целью выявления последствий применения пестицидов для здоровья человека и окружающей среды, включая исследования по группам пестицидов, применение которых связано с высокой степенью риска.
(12) Директива Совета ЕС 98/24/ЕС от 7 апреля 1998 г. о защите здоровья и безопасности работников от рисков, связанных с химическими веществами*(13) и Директива 2004/37/EC и Европейского парламента и Совета ЕС от 29 апреля 2004 г. по защите работников от рисков, связанных с воздействием во время работы канцерогенных веществ или факторов, вызывающих мутацию*(14) устанавливают минимум требований к безопасности рабочих мест для работников, которые подвергаются воздействию указанных веществ. Указанные Директивы также предусматривают перечень предупредительных мер общего и специфического характера, направленных на снижение уровня такого рода рисков.
(13) Директива 2006/42/ЕС Европейского парламента и Совета ЕС от 17 мая 2006 г. о машинах и механизмах*(15) устанавливает правила по размещению на рынке оборудования для применения пестицидов, предусматривающие соблюдение требований по охране окружающей среды. В связи с указанными правилами, в целях минимизации негативных последствий применения указанного оборудования для здоровья человека и окружающей среды, необходимо создание системы регулярного технического мониторинга ныне используемого оборудования для применения пестицидов. Государства-члены ЕС должны указать в своих Национальных планах действий, каким образом они намерены обеспечивать выполнение указанных требований.
(14) Распыление пестицидов в окружающей атмосфере может привести к причинению серьезных негативных последствий для здоровья человека и окружающей среды. В особенности, это касается применения для указанных целей аэрозольных распрыскивателей. По указанной причине, в принципе, применение аэрозольных распрыскивателей должно быть запрещено. Исключения допустимы лишь в тех случаях, когда применение указанных распрыскивателей предоставляет явные преимущества. Имеется в виду незначительность последствий их применения для здоровья человека и окружающей среды в сравнении с иными методами, применяемыми для распыления пестицидов, либо в том случае, когда не существует альтернативных методов их распыления, при условии, что при этом применяются наилучшие из известных методов их распыления.
(15) Водная окружающая среда особенно чувствительна к пестицидам. Поэтому необходимо уделять особое внимание недопустимости загрязнения поверхностных и подземных вод посредством принятия соответствующих мер, таких как создание буферных и охранных зон или посадка живых заградительных полос вдоль водных поверхностей для снижения воздействия на водные объекты, просачивания в них и стока жидкостей из аэрозольных распылителей. Размеры буферных зон должны определяться в зависимости от характеристик почвы и свойств пестицидов, а также от сельскохозяйственных характеристик районов. Применение пестицидов в районах, предназначенных для забора питьевой воды, или вдоль транспортных маршрутов, таких как железные дороги, или в районах с ограниченной или очень проницаемой поверхностью, может привести к более высоким рискам загрязнения окружающей водной среды. Следовательно, в таких областях применение пестицидов должно быть сокращено до минимума либо полностью запрещено, если это вызвано необходимостью.
(16) Применение пестицидов может представлять особую опасность для очень уязвимых областей, каковыми являются объекты Natura 2000, охраняемые в соответствии с Директивами 79/409/EЭC и 92/43/EЭC. Весьма существенными являются риски, связанные с воздействием пестицидов в непосредственной близости от медицинских учреждений, а также в других местах, таких как общественные парки и сады, места, предназначенные для отдыха и занятий спортом, школьные и детские площадки. В указанных областях использование пестицидов должно быть минимизировано или совсем запрещено. При необходимости применения в указанных областях пестицидов, в первую очередь, должны быть разработаны надлежащие меры по управлению рисками, применению в данных областях исключительно пестицидов с низким уровнем риска, а также осуществлению биологических мер контроля их применения.
(17) Непосредственное обращение с пестицидами, включая их хранение, разбавление и смешивание, очистку оборудования для внесения пестицидов после его использования, а также восстановление и утилизация смесей, содержащихся в емкостях, порожних упаковок и остатков пестицидов особенно сопряжены с нежелательным воздействием на людей и окружающую среду. В связи с этим, при проведении указанных работ, в качестве дополнения к мерам, предусмотренным Директивой 2006/12/ЕС Европейского парламента и Совета ЕС от 5 апреля 2006 г. об отходах*(16) и Директивой Совета ЕС 91/689/EЭC от 12 декабря 1991 г. об опасных отходах*(17), целесообразно предусмотреть конкретные меры. Эти меры должны также распространяться и на лиц, применяющих пестициды на непрофессиональном уровне, так как неправильное обращение с пестицидами может произойти в указанной группе пользователей вследствие их недостаточной информированности.
(18) В результате надлежащего применения общих принципов растениеводства и отраслевых руководящих документов по вопросам комплексной борьбы с вредителями всеми фермерами, следует ожидать улучшения целевого использования всех доступных мер борьбы с вредителями, включая применение пестицидов. Таким образом, это будет способствовать дальнейшему снижению рисков для здоровья человека и окружающей среды и уменьшению зависимости от применения пестицидов. Государства-члены ЕС должны способствовать снижению уровня применения пестицидов для борьбы с вредителями, в особенности выполнению комплексной борьбы с вредителями, а также создавать необходимые условия и принимать меры по их реализации.
(19) На основании Регламента (ЕС) N 1107/2009 и настоящей Директивы осуществление принципов комплексной борьбы с вредителями является обязательным, а применение дополнительных принципов допустимо в той степени, в которой осуществлены меры по комплексной борьбе с вредителями. Государства-члены ЕС указывают в своих Национальных планах действий, каким образом они обеспечивают осуществление комплексной программы по борьбе с вредителями. Приоритетными признаются нехимические средства защиты растений и борьбы с вредителями.
(20) Необходимо использовать достижения в области сокращения рисков и негативных последствий от использования пестицидов для здоровья человека и окружающей среды. На уровне Сообщества будут приняты единые показатели риска. Государствам-членам ЕС следует использовать данные показатели для оценки степени рисков на национальном уровне и составления отчетов, а Европейской Комиссии следует анализировать данные показатели для оценки достигнутых результатов на уровне Сообщества. При этом следует пользоваться статистическими данными о состоянии защиты растений, собранными в соответствии с законодательством Сообщества. Помимо единых показателей риска, Государствам-членам ЕС следует предоставить возможность использовать свои национальные показатели.
(21) Государства-члены ЕС определяют наказания за нарушения положений национального законодательства, принятых во исполнение настоящей Директивы, и обеспечивают их исполнение. Наказания должны быть эффективными, пропорциональными и оказывать сдерживающее воздействие.
(22) Государства-члены ЕС сами по себе не могут достигнуть целей настоящей Директивы по защите здоровья человека и окружающей среды от возможных рисков, связанных с применением пестицидов. Гораздо легче их достигнуть на уровне Сообщества, и именно по этой причине оно вправе принять необходимые меры в соответствии с принципом субсидиарности, закрепленным в статье 5 Договора. В данной статье закреплен также принцип пропорциональности. Настоящая Директива действует, не выходя за пределы поставленных целей, с учетом указанных принципов.
(23) Настоящая Директива основана на уважении основных прав и соблюдении принципов, признанных, прежде всего, Хартией Европейского Союза об основных правах. В частности, настоящая Директива ставит перед собой задачу оказания содействия проведению Сообществом политики высокого уровня защиты окружающей среды в соответствии с принципом устойчивого развития, закрепленным в статье 37 указанной Хартии.
(24) Меры, необходимые для выполнения настоящей Директивы, должны быть приняты в соответствии с Решением Совета ЕС 1999/468/EC от 28 июня 1999 г., которым установлен порядок осуществления полномочий, возложенных на Европейскую Комиссию*(18).
(25) В частности, Европейской Комиссии следует предоставить право устанавливать и обновлять Приложения к настоящей Директиве. Поскольку эти меры носят общий характер и предназначены для внесения в положения настоящей Директивы поправок, не являющихся особо значимыми, либо внесения в них несущественных дополнений, они принимаются в соответствии с процедурой регулятивного характера, предусмотренной в статье 5а Решения Совета ЕС 1999/468/EC.
(26) В соответствии с пунктом 34 Межведомственного соглашения об улучшении правотворчества*(19)), Государствам-членам ЕС предлагается составить для себя и в интересах Сообщества свои собственные таблицы, отражающие, насколько это возможно, соотношение между настоящей Директивой и мерами по преобразованию ее норм в национальное законодательство, и сделать их достоянием общественности,
Приняли настоящую Директиву:
Совершено в Страсбурге, 21 октября 2009 г.
За Европейский парламент
Президент
J. Buzek
За Совет ЕС
Президент
C. Malmstrom
_____________________________
*(1) Directive 2009/128/EC of the European Parliament and of the Council of 21 October 2009 establishing a framework for Community action to achieve the sustainable use of pesticides. Опубликована в Официальном Журнале (далее - ОЖ) N L 309, 24.11.2009, стр. 71.
*(2) ОЖ N C 161, 13.7.2007, стр. 48.
*(3) ОЖ N C 146, 30.6.2007, стр. 48
*(4) Заключение Европейского парламента от 23 октября 2007 г. (ОЖ N C 263 Е, 16.10.2008, стр. 158), Общая позиция Совета ЕС от 19 мая 2008 г. (ОЖ N C 254. Е, 7.10.2008, стр. 1) и позиция Европейского парламента от 13 января 2009 г. (еще не опубликована в Официальном журнале). Решение Совета ЕС от 24 сентября 2009 г.
*(5) ОЖ N L 242, 10.9.2002, стр. 1.
*(6) ОЖ N L 103, 25.4.1979, стр. 1.
*(7) ОЖ N L 206, 22.7.1992, стр. 7.
*(8) ОЖ N L 327, 22.12.2000, стр. 1.
*(9) ОЖ N L 70, 16.3.2005, стр. 1.
*(10) См. стр. 1 настоящего Официального журнала.
*(11) ОЖ N L 277, 21.10. 2005, стр. 1.
*(12) ОЖ N L 156, 25.6.2003, стр. 17.
*(13) ОЖ N L 131, 5.5.1998, стр. 11.
*(14) ОЖ N L 158, 30.4.2004, стр. 50.
*(15) ОЖ N L 157, 9.6.2006, стр. 24.
*(16) ОЖ N L 114, 27.4.2006, стр. 9.
*(17) ОЖ N L 377, 31.12.1991, стр. 20.
*(18) ОЖ N L 184, 17.7.1999, стр. 23.
*(19) ОЖ N С 321, 31.12.2003, стр. 1.
*(20) ОЖ N L 123, 24.4.1998, стр. 1.
*(21) ОЖ N L 230, 19.8.1991, стр. 1.
*(22) ОЖ N L 200, 30.7.1999, стр. 1.
*(23) ОЖ N L 189, 20.7.2007, стр. 1.
*(24) ОЖ N L 204, 21.7.1998, стр. 37.
*(25) ОЖ N L 31, 1.2.2002, стр. 1.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Директива Европейского Парламента и Совета Европейского Союза 2009/128/ЕС от 21 октября 2009 г. устанавливающая правовые основы для деятельности Сообщества в целях достижения экологически устойчивого применения пестицидов
Директива адресована государствам-членам Европейского Союза. Российская Федерация членом ЕС не является
Настоящая Директива вступает в силу на следующий день после ее опубликования в Официальном журнале Европейского союза
Переводчик: Порываев В.Ф.
Текст перевода официально опубликован не был; текст Директивы на английском языке опубликован в Официальном Журнале N L 309, 24.11.2009, стр. 71.