Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 5 октября 2012 г. N 4-О12-74
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - Степалина В.П.,
судей - Лизунова В.М. и Матросова В.М.
при секретаре Кочкине Я.В.
рассмотрела в судебном заседании дело по кассационным жалобам осужденных Осиной Е.В. и Осина А.В., адвоката Благовещенской А.Г. на приговор Московского областного суда от 10 июля 2012 года, которым
Осина Е.В., ..., не судимая,
осуждена по ст.ст. 30 ч. 3, 105 ч. 2 п.п. "в", "ж" УК РФ на 8 лет лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии общего режима, с ограничением свободы на 1 год с установлением ограничений не изменять место жительства, не выезжать за пределы территории муниципального образования, в котором расположено место постоянного жительства, без согласия специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, с возложением обязанности являться в указанный специализированный государственный орган 1 раз в месяц для регистрации.
Этим же приговором суда Осина Е.В. оправдана по ст. 156 УК РФ в связи с отсутствием в деянии состава преступления, который не обжалован.
Осин А.В., ..., не судимый,
осужден по ст.ст. 30 ч. 3, 105 ч. 2 п.п. "в", "ж" УК РФ на 9 лет лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима, с ограничением свободы на 1 год с установлением ограничений не изменять место жительства, не выезжать за пределы территории муниципального образования, в котором расположено место постоянного жительства, без согласия специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, с возложением обязанности являться в указанный специализированный государственный орган 2 раза в месяц для регистрации.
Постановлено взыскать, как процессуальные издержки, суммы, выплаченные адвокатам за оказание юридической помощи за участие при судебном разбирательстве дела по назначению с осужденных Осиной Е.В. и Осина А.В. по ... рублей.
Решён вопрос о вещественных доказательствах.
Заслушав доклад судьи Степалина В.П., выступления осужденного Осина А.В., адвокатов Шаповаловой Н.Ю. и Семенова Е.П. по доводам кассационных жалоб, прокурора Самойлова И.В., полагавшего приговор суда оставить без изменения, судебная коллегия установила:
при изложенных в приговоре суда обстоятельствах, осужденная Осина и её брат осужденный Осин признаны виновными в том, что в период времени с 22 часов 30 минут 31 мая до 2 часов 1 июня 2011 года, совершили по предварительному сговору покушение на убийство сына осужденной Осиной потерпевшего О. ... года рождения, которого из-за ссор между членами семьи по поводу его материального содержания, с целью убийства Осина принесла к проезжей части под эстакаду автотрассы ... 35 километр у деревни ... района, ... области и передала пришедшему с ней Осину, а тот положил ребёнка на центр проезжей части дороги, чтобы обеспечить наезд проезжающего транспорта, однако смерть потерпевшего не наступила, так как двигавшаяся на низкой скорости на легковом автомобиле ... водитель Г. обнаружила лежащего на проезжей части О. и остановилась, сигналами дальнего света фар предупредила двигавшегося по встречной полосе дороги, где лежал потерпевший, на грузовой автомашине ... водителя П., который успел затормозить и не произвести наезда на лежащего, после чего Г. оказала необходимую первую помощь, затем потерпевший был передан прибывшим врачам ... городской больницы и ему была оказана медицинская помощь.
В судебном заседании осужденные Осина и Осин каждый вину признали частично, от дачи показаний отказались.
В кассационных жалобах с дополнениями:
осужденная Осина просит приговор суда изменить, переквалифицировать её действия на ст. 125 УК РФ и смягчить назначенное чрезмерно суровое наказание, применить ст. 64 УК РФ. Указывает, что у неё не было умысла на убийство своего малолетнего сына и с братом на убийство не договаривались, из-за тяжёлого материального положения и ссор в семье, решилась положить на проезжую часть дороги ребёнка не с целью убийства, а надеялась, что его обнаружат и он попадёт в хорошую семью, где смогут прокормить, а после улучшения своего материального положения, забрать обратно;
осужденный Осин просит приговор суда изменить, переквалифицировать его действия на ст. 125 УК РФ и смягчить назначенное чрезмерно суровое наказание. Указывает, что выводы суда о покушении на убийство не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, умысла на убийство не было, он, оставляя ребёнка на проезжей части дороги, надеялся на то, что кто-нибудь потерпевшего увидит и он не погибнет. Суд неправильно оценил показания свидетеля Н. данные следственного эксперимента, проведённого в несоответствующих условиях, которые не могут свидетельствовать о наличии умысла на убийство, не учёл, что явки с повинной его и Осиной являются недопустимыми доказательствами, так как он только подписал составленную сотрудниками полиции явку с повинной, адвоката не было, а сестра явку с повинной в судебном заседании не подтвердила;
адвокат Благовещенская А.Г. в защиту осужденного Осина просит приговор суда отменить, дело направить на новое судебное разбирательство или изменить, переквалифицировать действия осужденного на ст. 125 УК РФ. Указывает, что у осужденных не было сговора на убийство, суд неправильно оценил доказательства, не учёл, что Осина определяла материальное положение людей по признаку наличия автомашины и хотела отдать ребёнка человеку который имеет машину и в этом ей помог брат Осин, который положил потерпевшего на проезжую часть дороги, где было слабое освещение и водители снижали скорость.
В возражении на кассационные жалобы государственный обвинитель Колоскова Е.А. указывают о своём несогласии с ней.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, возражения, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения приговора суда.
Судебная коллегия находит несостоятельными доводы в кассационных жалобах о частичной невиновности осужденных Осиной и Осина, об отсутствии у них сговора и умысла на убийство, так как эти доводы противоречат материалам дела.
Данная версия тщательно проверялась судом, обоснованно отвергнута, выводы суда об этом подробно мотивированы в приговоре.
Вопреки доводам в кассационных жалобах, суд дал надлежащую оценку всем исследованным доказательствам в их совокупности, в том числе показаниям свидетелей, протоколам следственного эксперимента и других следственных действий, а также явкам с повинной, показаниям Осиной и Осина на предварительном следствии, в которых они поясняли о совершении преступления при изложенных в приговоре суда обстоятельствах. В частности, о том, что мотивом преступления явились ссоры в семье из-за материального положения, что по договоренности между собой с целью убийства Осина принесла сына ночью к автомобильной дороге, передала пришедшему с ней брату Осину, который положил ребёнка на проезжую часть, чтобы того переехала автомашина.
Оснований для признания недопустимыми доказательствами явок с повинной осужденных Осиной и Осина, показаний на предварительном следствии, протокола следственного эксперимента у суда не было, ходатайств сторонами об этом не заявлялось, нарушений уголовно-процессуального закона не установлено.
Согласно ст. 142 УПК РФ явка с повинной является добровольным сообщением лица о совершённом им преступлении, которое может быть сделано в письменной или устной форме, устное заявление заносится в протокол. Присутствие адвоката при заявлении о явке с повинной не требуется.
Из протокола судебного заседания следует, что протоколы явок с повинной, показаний на предварительном следствии осужденных Осиной и Осина, следственного эксперимента были оглашены в судебном заседании по ходатайству стороны обвинения, возражений от участников судебного разбирательства, в том числе от осужденных, не поступило, Осина и Осин данные протоколы не оспаривали (т. 6, л.д. 53-55).
Показания осужденных на предварительном следствии объективно подтверждены совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств.
В частности, из показаний свидетеля Г. в том числе при проверке на месте, установлено, что она управляла легковой автомашиной и двигалась с низкой скоростью около 30 км/час, на повороте под мостом, где видимость была плохая и падала тень, при свете фар на дороге увидела ребёнка, а увидев двигавшуюся в его сторону грузовой автомобиль, стала сигналить звуковым и световым сигналами, грузовой автомобиль остановился, после чего приняли меры к оказанию помощи.
Из показаний свидетеля П. установлено, что он управлял грузовой автомашиной весом 30-35 тонн, при движении 60 км/час ребёнка на дороге увидел только после того, как остановился на повороте под мостом на подаваемые Г. сигналы, без чего мог бы не заметить ребёнка, а если и смог бы заметить, но не смог бы остановиться.
Из показаний свидетеля Н. установлено, что Осина рассказала ему, что из-за ссор в семье она решила убить сына, попросила пришедшего с ней брата положить ребёнка на неосвещённую проезжую часть дороги, что тот и сделал.
Из протокола осмотра места происшествия, результатов следственного эксперимента установлено, что автомобильная дорога была неосвещённая, видимость полотна дороги на повороте, где находился ребёнок, была низкая.
Из заключения автотехнической экспертизы установлено, что водитель П. по условиям ограниченной видимости в момент визуального обнаружения ребёнка в свете фар не располагал технической возможностью остановить транспортное средство при движении 40-50 км/час путём экстренного торможения.
С учётом всех исследованных доказательств, суд правильно признал, что Осина и Осин совершили по предварительному сговору покушение на убийство находящегося в беспомощном состоянии малолетнего потерпевшего и правильно квалифицировал действия каждого. Выводы суда об этом подробно мотивированы в приговоре. Оснований для переквалификации действий осужденной Осиной и осужденного Осина на ст. 125 УК РФ по доводам в кассационных жалобах судебная коллегия не находит.
При назначении наказания каждому из осужденных судом учтены характер и степень общественной опасности совершённого преступления, все смягчающие обстоятельства, влияние назначенного наказания на исправление каждого из осужденных и условия жизни семьи. Оснований для применения ст.ст. 64, 73 УК РФ не установлено. Назначенное судом наказание Осиной и Осину нельзя признать несправедливым вследствие строгости, и нет оснований для смягчения наказания каждому.
Руководствуясь ст.ст. 377, 378, 388 УПК РФ, судебная коллегия определила:
приговор Московского областного суда от 10 июля 2012 года в отношении осужденных Осиной Е.В. и Осина А.В. оставить без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий |
Степалин В.П. |
Судьи |
Лизунов В.М. |
|
Матросов В.М. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 5 октября 2012 г. N 4-О12-74
Текст определения официально опубликован не был