Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) в составе:
ведущего заседание Комиссии - начальника отдела рассмотрения жалоб Управления контроля размещения государственного заказа Петрова А.В.,
членов комиссии:
заместителя начальника Управления контроля размещения государственного заказа Доронкина А.С.,
начальника отдела проверок Управления контроля размещения государственного заказа Рахмедова Д.С.,
ведущего консультанта отдела рассмотрения жалоб Управления контроля размещения государственного заказа Бостанова М.А.,
ведущего консультанта отдела нормотворчества и взаимодействия с территориальными органами Управления контроля размещения государственного заказа Золотых О.А.,
при участии представителей Федерального казенного учреждения "Управление федеральных автомобильных дорог "Южный Байкал" Федерального дорожного агентства" Лопушенко О.Ю. (доверенность от 01.11.2012 N 121), Поповой С.В. (доверенность от 01.11.2012 N 122), ООО "Центрдорстрой" Карнезеева О.В. (доверенность от 01.11.2012 N 25),
рассмотрев жалобу ООО "Центрдорстрой" (далее - Заявитель) на действия Федерального казенного учреждения "Управление федеральных автомобильных дорог "Южный Байкал" Федерального дорожного агентства" (далее - Заказчик), содержащие признаки нарушения законодательства Российской Федерации о размещении заказов, при проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение работ по строительству и реконструкции федеральных автомобильных дорог, строительству и реконструкции автомобильной дороги М-55 "Байкал" - от Челябинска через Курган, Омск, Новосибирск, Кемерово, Красноярск, Иркутск, Улан-Удэ до Читы, строительству путепровода через железную дорогу на км 101+700 автомобильной дороги М-55 "Байкал" - от Челябинска через Курган, Омск, Новосибирск, Кемерово, Красноярск, Иркутск, Улан-Удэ до Читы, Иркутская область (номер извещения 0302100003012000102) (далее - Конкурс) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика.
1. Проектно-сметная документация размещена Заказчиком на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) не в полном объеме.
2. Конкурсная документация содержит перечень нормативно-технической документации, в котором ряд ГОСТов являются недействующими, что ограничивает возможность участников размещения заказа подать заявку на участие в Конкурсе.
3. Заказчиком не установлен порядок оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе.
4. В государственном контракте указан вид обеспечения исполнения контракта, как договор поручительства в нарушение Закона о размещении заказов.
5. В приложении N 8 "Ведомость объемов и стоимости работ" к проекту контракта содержатся виды работ, финансирование выполнения которых отсутствуют в приложении N 3 "Ведомость объемов и стоимости работ", сводном сметном расчете и расчете начальной (максимальной) цены контракта.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о размещении заказов.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, Конкурсной документацией, протоколами, составленными при размещении заказа:
1) извещение о проведении Конкурса размещено на Официальном сайте - 11.10.2012;
2) начальная максимальная цена контракта - 1 293 390 000 рублей;
3) на участие в Конкурсе подано 3 заявки от участников размещения заказа;
4) к участию в Конкурсе допущено 3 участника размещения заказа.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
1. Согласно части 2 статьи 22 Закона о размещении заказов конкурсная документация должна содержать требования, установленные заказчиком, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
В соответствии с частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.
При этом согласно части 2 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.
Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Отсутствие в документации о торгах требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требований к их безопасности, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требований к размерам, упаковке, отгрузке товара, требований к результатам работ, в том числе отсутствие проектной документации в полном объеме приводит к невозможности формирования участником размещения заказа предложения по исполнению государственного контракта.
На заседании Комиссии установлено, что проектная документация не в полном объеме включена в состав Конкурсной документации, а также не в полном объеме размещена на Официальном сайте, а именно, представлена документация с тома 10.3.1.
При этом в состав проекта по строительству и реконструкции автомобильной дороги М-55 "Байкал" - от Челябинска через Курган, Омск, Новосибирск, Кемерово, Красноярск, Иркутск, Улан-Удэ до Читы, строительство путепровода через железную дорогу на км 101+700 автомобильной дороги М-55 "Байкал" - от Челябинска через Курган, Омск, Новосибирск, Кемерово, Красноярск, Иркутск, Улан-Удэ до Читы, Иркутская область - включены тома с 1.1 по 10.3.10.
Отсутствие проектной документации в составе Конкурсной документации на строительство объекта в полном объеме означает, что Заказчик не установил требования к объему работ, подлежащих выполнению в рамках заключаемого контракта, и лишает участника размещения заказа обоснованно сформировать свое предложение, что является нарушением части 2 статьи 22 Закона о размещении заказов и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно части 2 статьи 22 Закона о размещении заказов Конкурсная документация должна содержать требования, установленные заказчиком, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Пунктами перечня нормативно-технической документации, обязательной при выполнении дорожных работ приложения N 6 к государственному контракту, в том числе, пунктами 32, 50, установлены следующие требования: "ГОСТ Р 53231-2008 Бетоны. Правила контроля и оценки прочности", "ГОСТ 7473-94 Смеси бетонные. Технические условия" (далее - ГОСТы).
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что в Конкурсной документации содержатся указания на ГОСТы в соответствии с проектной документацией, получившей положительное заключение государственной экспертизы.
Кроме того, на заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что в утвержденной проектной документации указаны параметры товаров, предлагаемых к использованию для выполнения работ, соответствующие как действующим ГОСТам, так и указанным в приложении N 6 к государственному контракту, прекратившим свое действие ГОСТам.
Таким образом, довод Заявителя об ограничении возможности участников размещения заказа подать заявку на участие в Конкурсе, в связи с указанием в Конкурсной документации недействующих ГОСТов, не нашел своего подтверждения.
3. Согласно пункту 15 части 4 статьи 22 и части 7 статьи 28 Закона о размещении заказов Конкурсная документация должна содержать порядок оценки заявок на участие в Конкурсе в соответствии с порядком оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный контракт на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 N 722.
В соответствии с пунктом 18.3 Конкурсной документации одним из критериев оценки заявок на участие в Конкурсе, установленных Заказчиком, является "Качество работ и (или) Квалификация участника конкурса", оценка по которому осуществляется по ряду подкритериев, в том числе по подкритерию "Стандарты, правила и нормы применяемые при выполнении работ, заявленных в технической части Конкурсной документации", показателем которого являются "ГОСТы, СНиПы и иные нормативно-технические акты, регламентирующие технологию и качество выполняемых работ".
Вместе с тем, Заказчиком не установлен порядок оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе участников размещения заказа по подкритерию "Стандарты, правила и нормы применяемые при выполнении работ, заявленных в технической части Конкурсной документации" критерия "Качество работ и (или) квалификация участника конкурса", что нарушает пункт 15 части 4 статьи 22 Закона о размещении заказов и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Согласно части 4 статьи 29 Закона о размещении заказов в случае, если заказчиком установлено требование обеспечения исполнения контракта, контракт заключается только после предоставления участником конкурса, с которым заключается контракт, безотзывной банковской гарантии, выданной банком или иной кредитной организацией, или передачи заказчику в залог денежных средств, в том числе в форме вклада (депозита), в размере обеспечения исполнения контракта, предусмотренном конкурсной документацией.
При этом в соответствии с частью 2 статьи 24 Закона о размещении заказов в течение одного дня со дня направления разъяснения положений конкурсной документации по запросу участника размещения заказа такое разъяснение должно быть размещено заказчиком на официальном сайте с указанием предмета запроса, но без указания участника размещения заказа, от которого поступил запрос. Разъяснение положений конкурсной документации не должно изменять ее суть.
Пунктом 1.7 проекта контракта установлено, что подрядчик в обеспечение надлежащего исполнения обязательств по настоящему контракту предоставляет (указывается способ обеспечения обязательств: безотзывная банковская гарантия, передача в залог денежных средств, в том числе в форме вклада (депозита).
Пунктом 11.6 проекта контракта установлено, что в случае нарушения Подрядчиком обязательств по настоящему контракту, Заказчик вправе удовлетворить требования за счет обеспечения по настоящему контракту (банковской гарантии, договора поручительства, удержания заложенных в форме вклада (депозита) денежных средств).
Вместе с тем, разъяснением положений Конкурсной документации, размещенном 20.10.2012 на Официальном сайте указано следующее: "в связи с произошедшей технической ошибкой, слова "договор поручительства" в составе конкурсной документации, в том числе в проекте государственного контракта, просим считать недействительными".
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что вышеуказанный пункт проекта контракта действует в измененной редакции в связи с разъяснением, опубликованным на Официальном сайте 20.10.2012.
Таким образом, в нарушение части 2 статьи 24 Закона о размещении заказов Заказчиком на Официальном сайте размещено разъяснение положений Конкурсной документации, изменяющее суть Конкурсной документации, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. Согласно части 2 статьи 22 Закона о размещении заказов Конкурсная документация должна содержать требования, установленные заказчиком, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Согласно ответу Заказчика на запрос о разъяснении Конкурсной документации, опубликованному на Официальном сайте 26.10.2012 в сводном сметном расчете, расчете начальной (максимальной) цены контракта, Ведомости объемов и стоимости работ (Приложение N 3 к конкурсной документации) включены затраты по "Переустройству коммуникаций", в которые, в том числе, входят: получение тех. условий на подключение с оплатой присоединяемой мощности; получение разрешения на ввод в эксплуатацию линии эл. освещения в РОСТЕХНАДЗОРЕ; заключение и исполнение договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.
Кроме того, представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что в расчете начальной (максимальной) цены контракта предусмотрена статья "Непредвиденные расходы и затраты", в состав которой могут входить затраты на выполнении работ, предусмотренных в ведомости объемов работ и стоимости работ.
Таким образом, довод Заявителя о том, в приложении N 8 "Ведомость объемов и стоимости работ" к проекту контракта содержатся виды работ, финансирование выполнения которых отсутствуют в приложении N 3 "Ведомость объемов и стоимости работ" к Конкурсной документации, сводном сметном расчете и расчете начальной (максимальной) цены контракта, не нашел своего подтверждения.
6. В соответствии с частью 5 статьи 26 Закона о размещении заказов при вскрытии конвертов конкурсной комиссией объявляются условия исполнения государственного контракта, указанные в заявке участников размещения заказа, являющиеся критериями оценок заявок на участие в конкурсе, данные сведения заносятся в протокол вскрытия конвертов.
Согласно пункту 17.1 Конкурсной документации установлены критерии оценки заявок на участие в Конкурсе: "цена государственного контракта"; "сроки выполнения работ"; "качество работ"; "срок предоставления гарантии качества работ".
На заседании Комиссии установлено, что в нарушение части 5 статьи 26 Закона о размещении заказов протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсе от 31.10.2012 N 103-01 (далее - Протокол) не содержит сведений об условиях исполнения контракта, в части показателей по качеству выполнения работ по критерию "Качество работ и Квалификация участника конкурса", указанных в заявках участников размещения заказа на участие в Конкурсе и подлежащих оценке в соответствии с критериями и в порядке, которые установлены в Конкурсной документации.
Указанное нарушение содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 2.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частями 5, 9 статьи 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Центрдорстрой" обоснованной в части размещения Заказчиком на Официальном сайте проектной документации не полном объеме, в части не установления Заказчиком порядка оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе участников размещения.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 2 статьи 22, пункта 15 части 4 статьи 22, части 2 статьи 24 Закона о размещении заказов.
3. Признать в действиях конкурсной комиссии Заказчика нарушение части 5 статьи 26 Закона о размещении заказов.
4. Выдать Заказчику, конкурсной комиссии Заказчика предписание об устранении нарушений Закона о размещении заказов.
5. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 02.11.2012 N К-2088/12 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Ведущий заседание Комиссии: |
А.В. Петров |
члены Комиссии: |
А.С. Доронкин |
|
Д.С. Рахмедов |
|
М.А. Бостанов |
|
О.А. Золотых |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 2 ноября 2012 г. N К-2088/12 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о размещении заказов" (доведено письмом Федеральной антимонопольной службы от 7 ноября 2012 г. N ГЗ/03538)
Текст решения официально опубликован не был