Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) в составе:
ведущей заседание Комиссии - начальника правового отдела Управления контроля размещения государственного заказа Башировой Д.М.
членов комиссии:
заместителя начальника Управления контроля размещения государственного заказа Абрамова Г.А.,
заместителя начальника отдела проверок Управления контроля размещения государственного заказа Марковой Н.В.,
ведущего консультанта отдела рассмотрения жалоб Управления контроля размещения государственного заказа Игнатущенко П.П.,
ведущего консультанта отдела правоприменительной практики и методологии Управления контроля размещения государственного заказа Мариновой Ю.П.,
при участии представителей Департамента здравоохранения Воронежской области Черниченко А.В., Волковой М.В., Лавровой П.Н., Петухова В.Л., Червякова A.M., Управления государственного заказа и организации торгов Воронежской области Маликовой Л.А., ООО "Первая Медицинская Компания" Мухачева А.В., Дудика В.Ф.,
рассмотрев жалобу ООО "Первая Медицинская Компания" (далее - Заявитель) на действия Департамента здравоохранения Воронежской области (далее - Заказчик), Управления государственного заказа и организации торгов Воронежской области (далее - Уполномоченный орган) содержащие признаки нарушения законодательства Российской Федерации о размещении заказов, при проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на поставку медицинского оборудования (номер извещения 0131200001012003066) (далее - Конкурс) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Уполномоченным органом, Заказчиком Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1. Техническое задание Конкурсной документации содержит ряд клинико-технических параметров медицинского оборудования, которые в совокупности указывают на оборудование конкретного производителя Elekta, и фактически не влияют на функциональные свойства оборудования, а также на его качественные характеристики, однако влекут за собой ограничение количества участников размещения заказов.
2. В техническом задании Конкурсной документации предусмотрена поставка оборудования технологически и функционально не связанного между собой, что ограничивает количество участников размещения заказов.
3. Заказчиком неправомерно установлен порядок оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе в части критерия "Функциональные характеристики товара (потребительские свойства) или качественные характеристики товара".
4. Начальная (максимальная) цена контракта по Конкурсу обоснована с нарушениями положений Закона о размещении заказов.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик, Уполномоченный орган дейтвовали в соответствии с положениями Закона о размещении заказов.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, Конкурсной документацией:
1) извещение о проведении Конкурса размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) - 09.10.2012;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 404 900 000 рублей;
3) дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсе 30.10.2012 10:00.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
1. В соответствии с частью 3 статьи 22 Закона о размещении заказов конкурсная документация не должна содержать требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
При изучении представленных на заседании Комиссии материалов Комиссией установлено, что техническое задание Конкурсной документации содержит требования к характеристикам "Высокоэнергетического ускорителя", которым в совокупности соответствует исключительно модель Synergy производителя Elekta Limited, в том числе по следующим параметрам: диапазон независимого индивидуального смещения каждого лепестка, не менее 20 см., наличие оптической системы с цифровой камерой для контроля положения лепестков в реальном времени, транзитное излучение через лепестки МЛК, не более 1%.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснили, что вышеуказанным функциональным и техническим характеристикам соответствует модель высокоэнергетического ускорителя TrueBeam производителя Varian Medical System.
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что цена модели высокоэнергетического ускорителя TrueBeam производителя Varian Medical System превышает начальную (максимальную) цену контракта по Конкурсу, предназначена для более глубоких научных исследований и отвечает требованиям оборудования более высокого класса, что ограничивает количество участников размещения заказа.
В ходе рассмотрения жалобы Заказчиком не представлено доказательств и сведений, подтверждающих, что указанные технические характеристики соответствуют характеристикам оборудования других производителей.
Таким образом, в Конкурсной документации установлены требования к товару, которые в совокупности характерны исключительно для модели Synergy производителя Elekta Limited, что влечет ограничение количества участников размещения заказа, что нарушает часть 3 статьи 22 Закона о размещении заказов.
2. В соответствии с частью 3 статьи 22 Закона о размещении заказов конкурсная документация не должна содержать требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Техническое задание Конкурсной документации содержит требование о поставке "Высокоэнергетических ускорителей", "Аппарата для дистанционной гамма-терапии", "Рентгентерапевтического аппарата".
Представитель Заявителя на заседании Комиссии пояснил, что медицинское оборудование, объединенное Заказчиком в один комплекс, предназначено для различных методик лучевой терапии (гамма-терапии, дистанционной терапии, рентгенотерапии)
На заседании Комиссии установлено, что указанное медицинское оборудование является оборудованием различного назначения и технологически и функционально не связанно между собой. При этом по каждому из вышеуказанных медицинских аппаратов существует отдельный функционирующий рынок, включающий различных производителей.
Таким образом, объединение в один лот различного по функциональным и технологическим характеристикам оборудования влечет за собой ограничение количества участников размещения заказа, что является нарушением требований части 3 статьи 22 Закона о размещении заказов.
Нарушения, указанные в пункте 1, 2 настоящего решения содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. В соответствии с пунктом 14 части 4 статьи 22 Закона о размещении заказов конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в конкурсе, устанавливаемые в соответствии с частью 4 статьи 28 Закона о размещении заказов.
В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 28 Закона о размещении заказов для определения лучших условий исполнения контракта, предложенных в заявках на участие в конкурсе, конкурсная комиссия должна оценивать и сопоставлять такие заявки по цене контракта и иным критериям, указанным в конкурсной документации. При этом критерием оценки заявок на участие в конкурсе помимо цены контракта может быть функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара.
В соответствии с частью 7 статьи 28 Закона о размещении заказов порядок оценки заявок на участие в конкурсе устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 19 Постановления Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 N 722 "Об утверждении Правил оценки заявок па участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд" (далее - Правила оценки) оценка заявок по критерию "функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара" может производиться в случае, если предметом конкурса является поставка товаров, а также если предметом конкурса является выполнение работ, оказание услуг, в результате которых создается товар. Содержание указанного критерия, включающее в себя перечень функциональных характеристик (потребительских свойств) или качественных характеристик товара либо одну функциональную характеристику (потребительское свойство) или качественную характеристику товара, определяется в конкурсной документации в отношении товара, являющегося предметом конкурса, или товара, который должен быть создан в результате выполнения работ, оказания услуг.
Пунктом 3 приложения 1 к информационной карте "Критерии оценки заявок и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе" Конкурсной документации установлен порядок оценки и сопоставления заявок по критерию "Функциональные характеристики товара (потребительские свойства) или качественные характеристики товара" по таким показателям, как по "Высокоэнергетическому ускорителю для проведения лучевой терапии с использованием высокоточных методик облучения - VMAT/SRS/SRT" "высота изоцентра над уровнем пола", "расстояние от изоцентра до нижней части головки, в режиме работы с МЛК", "встроенный многолепестковый коллиматор (МЛК) с количеством лепестков", по "Высокоэнергетическому ускорителю для проведения лучевой терапии с использованием стандартных методик облучения - 2DRT/3DRT/IMRT" "высота изоцентра над уровнем пола", "расстояние от изоцентра до нижней части головки, в режиме работы с МЛК".
Таким образом, довод Заявителя о том, что Заказчиком неправомерно установлен порядок оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе в части критерия "Функциональные характеристики товара (потребительские свойства) или качественные характеристики товара", не нашел своего подтверждения.
4. Согласно части 2 статьи 19.1 Закона о размещении заказов в конкурсной документации указывается обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), содержащее полученные заказчиком, уполномоченным органом информацию или расчеты и использованные заказчиком источники информации о ценах товаров, работ, услуг, в том числе путем указания соответствующих сайтов в сети "Интернет" или иного указания.
Частью 4 статьи 19.1 Закона о размещении заказов установлено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать порядки формирования начальных (максимальных) цен контрактов (цен лотов) на отдельные виды товаров, работ, услуг для целей включения таких цен в конкурсную документацию, документацию об аукционе (в том числе в документацию об открытом аукционе в электронной форме), в извещение о проведении запроса котировок, в том числе устанавливать закрытый перечень источников информации о ценах товаров, работ, услуг.
Правила формирования начальных (максимальных) цен контрактов (цен лотов) на отдельные виды медицинского оборудования для целей их включения в документацию о торгах на поставку такого оборудования (далее - Правила формирования) установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.2011 N 881.
В соответствии с пунктом 6 Правил формирования выбор разных производителей взаимозаменяемого медицинского оборудования осуществляется заказчиком, уполномоченным органом из числа производящих медицинское оборудование, удовлетворяющее потребностям заказчика, в том числе с использованием базы данных зарегистрированных изделий медицинского назначения, размещаемой на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития. Заказчик, уполномоченный орган выбирают не менее 5 производителей либо всех имеющихся производителей, если их количество менее 5, сведения о которых содержатся в базе данных зарегистрированных изделий медицинского назначения.
Пунктом 8 Правил формирования предусмотрено, что на основе предложений о ценах на медицинское оборудование, полученных от производителей и (или) уполномоченных представителей, заказчик, уполномоченный орган устанавливают начальную (максимальную) цену контракта (цену лота), равную средней цене (либо не более средней цены) предполагаемого к закупке медицинского оборудования.
Приложением 3 Конкурсной документации установлен расчет начальной (максимальной) цены контракта по "комплексу оборудования для лучевой терапии и предлучевой подготовки пациента", а именно:
"Расчет начальной (максимальной) цены контракта (лота): согласно п. 8 постановления Правительства Российской Федерации от 03 ноября 2011 г. N 881.
Расчет начальной (максимальной) цены контракта (лота):
М СР = (М1 + М2 + М3 + М4) / 4,
где:
М СР - средняя цена единицы закупаемого медицинского оборудования;
M1 - цена единицы закупаемого медицинского оборудования, предложенная Уполномоченным представителем N 4;
М2 - цена единицы закупаемого медицинского оборудования, предложенная Уполномоченным представителем N 6;
М3 - цена единицы закупаемого медицинского оборудования, предложенная Уполномоченным представителем N 7;
М4 - цена единицы закупаемого медицинского оборудования, предложенная Уполномоченным представителем N 8.
М СР = (397 010 000,00+405 894 000,00+409 897 258,00+406 800 000,00) / 4 = 404 900 314,50 руб.
На основании средней цены единицы закупаемого медицинского оборудования начальная (максимальная) цена контракта (лота) определяется по формуле:
Ц=МСР х К,
где К - количество предполагаемого к закупке медицинского оборудования.
Ц = 404 900 314,50 х 1 = 404 900 314,50 руб"
На заседании Комиссии Заказчиком представлены коммерческие предложения от уполномоченных представителей производителей, а именно ООО "Современные медицинские технологии" от 20.08.2012 N 376 с коммерческим предложением 496 800 000 рублей, ООО "Радиопрепарат" от 20.08.2012 N 04-2/12-285 с коммерческим предложением 405 894 000 рублей, ЗАО "МСМ-Медимпэкс" от 17.08.2012 с коммерческим предложением 397 010 000 рублей, ООО "Техномедикал" от 22.08.2012 с коммерческим предложением 409 897 258 рублей.
Таким образом, довод Заявителя о том, что начальная (максимальная) цена контракта по Конкурсу обоснована с нарушениями Закона о размещении заказов, не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частями 5, 9 статьи 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Первая Медицинская Компания" обоснованной в части неправомерного установления требований к товару, которые характерны исключительно для модели Synergy производителя Elekta, и неправомерного объединения в один лот технически и функционального не связанного оборудования.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение части 3 статьи 22 Закона о размещении заказов.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу предписание об аннулировании торгов в форме открытого конкурса на право заключения государственного контракта на поставку медицинского оборудования (номер извещения 0131200001012003066).
4. Передать материалы дела от 29.10.2012 N К-2050/12 по выявленным нарушениям Закона о размещении заказов соответствующему должностному лицу Воронежского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Ведущий заседание Комиссии: |
Д.М. Баширова |
Члены Комиссии: |
Г.А. Абрамов |
|
Н.В. Маркова |
|
П.П. Игнатущенко |
|
Ю.П. Маринова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 29 октября 2012 г. N К-2050/12 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о размещении заказов" (доведено письмом Федеральной антимонопольной службы от 1 ноября 2012 г. N ГЗ/03460)
Текст решения официально опубликован не был