Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) в составе:
ведущего заседание Комиссии - заместителя начальника правового отдела Управления контроля размещения государственного заказа Семенова Р.В.,
членов комиссии:
советника Управления контроля размещения государственного заказа Вершининой И.А.,
ведущего консультанта правового отдела Управления контроля размещения государственного заказа Киселевой О.В.,
главного государственного инспектора отдела проверок Управления контроля размещения государственного заказа Куштакова М.М.,
главного государственного инспектора отдела рассмотрения жалоб Управления контроля размещения государственного заказа Почекутова К.В.,
при участии представителей Департамента строительства города Москвы Чистовой М.Б., Козлова А.А., Департамента города Москвы по конкурентной политике Паненкова А.Ю., ООО "Контакт-С" Шарова И.И., Мустафина М.Р., Матвеевой Н.В.,
рассмотрев жалобу ООО "Контакт-С" (далее - Заявитель) на действия Департамента строительства города Москвы (далее - Заказчик), содержащие признаки нарушения законодательства Российской Федерации о размещении заказов, при проведении Департаментом города Москвы по конкурентной политике (далее - Уполномоченный орган) открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение подрядных работ по строительству объекта: "Реконструкция Рязанского проспекта от Садового кольца до границы с Московской областью. 1 этап. Участок от Садового кольца до МКАД. 2 этап. Участок от МКАД до границы с Московской областью", по адресу: Таганский район, ЦАО г. Москвы, районы Нижегородский, Рязанский, Выхино-Жулебино, ЮВАО г. Москвы (номер извещения 0173200001412001086) (далее - Конкурс) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Уполномоченным органом Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1. В Конкурсной документации в нарушении части 4 статьи 11 Закона о размещении заказов установлены требования к участникам размещения заказа в виде наличия опыта, квалификации выполненных работ.
2. Проектно-сметная документация размещена Заказчиком, Уполномоченным органом на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) не в полном объеме.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о размещении заказов.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, Конкурсной документацией, протоколом, составленным при размещении заказа:
1) извещение о проведении Конкурса размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) - 06.09.2012;
2) начальная максимальная цена контракта - 9 917 295 641 рубль;
3) на участие в Конкурсе подано девять заявок от участников размещения заказа;
4) дата рассмотрения заявок на участие в Конкурсе - 08.11.2012.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
1. В соответствии с частью 4 статьи 11 Закона о размещении заказов кроме указанных в частях 1 - 3 статьи 11 Закона о размещении заказов требований и установленных в соответствии со статьей 55.3 Закона о размещении заказов требований, Правительство Российской Федерации, заказчик, уполномоченный орган не вправе устанавливать иные требования к участникам размещения заказа.
Пунктом 8.10 информационной карты Конкурсной документации установлены требования к участнику размещения заказа, а именно:
"1.1 Наличие выданного саморегулируемой организацией в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, свидетельства о допуске к видам работ: 33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком): 33.2. Транспортное строительство 33.2.1. Автомобильные дороги и объекты инфраструктуры автомобильного транспорта 33.2.6. Мосты (большие и средние) 33.4. Объекты электроснабжения до 110 кВ включительно 33.5. Объекты теплоснабжения 33.6. Объекты газоснабжения 33.7. Объекты водоснабжения и канализации 33.8. Здания и сооружения объектов связи.
2. Непроведение ликвидации участника размещения заказа юридического лица или отсутствие решения арбитражного суда решения о признании участника размещения заказа - юридического лица, индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства.
3. Неприостановление деятельности участника размещения заказа в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на день подачи заявки на участие в конкурсе.
4. Отсутствие у участника размещения заказа задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов, участника размещения заказа по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период. Участник размещения заказа считается соответствующим установленному требованию в случае, если он обжалует наличие указанной задолженности в соответствии с законодательством Российской Федерации и решение по такой жалобе на день рассмотрения заявки на участие в конкурсе не принято.
5. Отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков сведений об участниках размещения заказа".
Таким образом, довод Заявителя о том, что в Конкурсной документации в нарушение части 4 статьи 11 Закона о размещении заказов установлены требования к участникам размещения заказа в виде наличия опыта, квалификации выполненных работ, не нашел своего подтверждения.
2. Согласно части 2 статьи 22 Закона о размещении заказов конкурсная документация должна содержать требования, установленные заказчиком, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
В соответствии с частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.
При этом согласно части 2 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.
Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Отсутствие в документации о торгах требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требований к их безопасности, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требований к размерам, упаковке, отгрузке товара, требований к результатам работ, в том числе отсутствие проектной документации в полном объеме приводит к невозможности формирования участником размещения заказа предложения по исполнению государственного контракта.
В Конкурсной документации установлены такие разделы, как "Термины и определения", "Общие условия проведения конкурса", "Информационная карта Конкурса", "Образцы форм и документов для заполнения участниками размещения заказа", "Проект контракта" и "Техническая часть конкурсной документации". При этом в качестве технической части Конкурсной документации размещена проектная документация.
На заседании Комиссии установлено, что проектная документация не в полном объеме включена в состав Конкурсной документации, а также не в полном объеме размещена на Официальном сайте, а именно, в том числе, Заказчиком не установлены требования к организации строительства по Части 1 "Участок 1 от Садового кольца до Третьего транспортного кольца" "Книга 1. Альбом 1 Проект организации строительства" ("11-9-П-1Э-ПОС"), по Части 2 "Участок 2 Третьего транспортного кольца до ул. Паперника" и т.д.
Пунктом 8.14 информационной карты Конкурсной документации установлено, что заявка на участие в Конкурсе должна содержать, в том числе: "Предложение о качестве выполняемых работ, оказываемых услуг, оформляемое в соответствии с Формой 4, размещенной отдельным файлом на сайте".
Таким образом, отсутствие технической части Конкурсной документации, проектной документации в составе Конкурсной документации на строительство объекта означает, что Заказчик не установил требования к объему работ, подлежащих выполнению в рамках заключаемого контракта, и лишает участника размещения заказа возможности правильно и точно сформировать свое предложение, что является нарушением части 2 статьи 22 Закона о размещении заказов и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Согласно части 1 статьи 24 Закона о размещении заказов любой участник размещения заказа вправе направить в письменной форме заказчику, уполномоченному органу запрос о разъяснении положений конкурсной документации. В течение двух рабочих дней со дня поступления указанного запроса заказчик, уполномоченный орган обязаны направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к заказчику, в уполномоченный орган не позднее чем за пять дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе.
В соответствии с частью 2 статьи 24 Закона о размещении заказов в течение одного дня со дня направления разъяснения положений конкурсной документации по запросу участника размещения заказа такое разъяснение должно быть размещено заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией на официальном сайте с указанием предмета запроса, но без указания участника размещения заказа, от которого поступил запрос. Разъяснение положений конкурсной документации не должно изменять ее суть.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о размещении заказов участником размещения заказа был направлен запрос о разъяснении положений Конкурной документации с таким содержанием, как: "Просим вас дать разъяснения по открытому конкурсу на "Выполнение подрядных работ по строительству объекта: "Реконструкция Рязанского проспекта от Садового кольца до границы с Московской областью. 1 этап. Участок от Садового кольца до МКАД. 2 этап. Участок от МКАД до границы с Московской областью", по адресу: Таганский район, ЦАО г. Москвы, районы: Нижегородский, Рязанский, Выхино - Жулебино, ЮВАО г. Москвы", вскрытие конвертов по которому состоится 16.10.2012 г.:
1. Где можно увидеть документацию на эстакаду? По разворотной эстакаде у АШАНа - чертежи имеются: в наличии на сайте, а по эстакаде нет.
2. Где можно увидеть сметы на эстакады: том 9.2.7.1, 9.2.7.2, 9.2.8.1 и .. другие сметы по эстакадам, пешеходным переходом".
03.10.2012 на Официальном сайте опубликован ответ на указанный запрос о разъяснении положений Конкурсной документации, а именно: "Ваше обращение не содержит запроса о разъяснении положений конкурсной документации.
Одновременно информируем, что планируется внесение изменений, которые будут размещены на Официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в установленном порядке".
Таким образом, Заказчиком, Уполномоченным органом не дано разъяснение положений Конкурсной документации, что нарушает часть 1 статьи 24 Закона о размещении заказов и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь части 5 статьи 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Контакт-С" обоснованной в части отсутствия технической части Конкурсной документации, проектной документации в составе Конкурсной документации на строительство объекта.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение части 2 статьи 22, части 1 статьи 24 Закона о размещении заказов.
3. В связи с тем, что по указанным в настоящем решение нарушениям выдано предписание по делу от 06.11.2012 N К-2094/12, предписание по настоящему делу не выдавать.
4. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям переданы на основании решения от 06.11.2012 по делу N К-2094/12 должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного расследования, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного расследования не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Ведущий заседание Комиссии: |
Р.В. Семенов |
Члены Комиссии: |
И.А. Вершинина |
|
О.В. Киселева |
|
М.М. Куштаков |
|
К.В. Почекутов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 6 ноября 2012 г. N К-2095/12 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о размещении заказов" (доведено письмом Федеральной антимонопольной службы от 9 ноября 2012 г. N ГЗ/03550)
Текст решения официально опубликован не был