Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) в составе:
ведущего заседание Комиссии - начальника отдела рассмотрения жалоб Управления контроля размещения государственного заказа Петрова А.В.,
членов комиссии:
заместителя начальника отдела нормотворчества и взаимодействия с территориальными органами Управления контроля размещения государственного заказа Горяиновой Ю.В.,
заместителя начальника правового отдела Управления контроля размещения государственного заказа Черкасовой Ю.А.,
ведущего консультанта отдела рассмотрения жалоб Управления контроля размещения государственного заказа Бостанова М.А.,
ведущего консультанта отдела нормотворчества и взаимодействия с территориальными органами Управления контроля размещения государственного заказа Золотых О.А.,
представители ГКУ "Управление автомобильных дорог Сахалинской области", ЗАО "Сбербанк - автоматизированная система торгов", ООО "Дальстрой" на заседание Комиссии не явились, о времени, дате и месте рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "Дальстрой" (далее - Заявитель) на действия ГКУ "Управление автомобильных дорог Сахалинской области" (далее - Заказчик), содержащие признаки нарушения законодательства Российской Федерации о размещении заказов, при проведении ЗАО "Сбербанк - автоматизированная система торгов" (далее - Оператор электронной площадки) открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта лоту по N 31 на выполнение подрядных работ по объекту "Реконструкция автомобильной дороги Южно-Сахалинск-Оха на участке км 339+250 - км 359+150" (номер извещения 0361200000112000079) (далее - Аукцион) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, утвердившего документацию об Аукционе не соответствующую положениям Закона о размещении заказов.
Представитель Заказчика, в своих письменных возражениях от 08.11.2012 N 01/1518 (далее - Возражения) не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при утверждении документации об Аукционе Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о размещении заказов.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при размещении заказа:
1) Извещение о проведении Аукциона размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) - 17.10.2012;
2) начальная максимальная цена контракта - 2 339 425 529 рублей;
3) на участие в Аукционе подана 1 заявка от ООО "Совместное предприятие "Специализированное управление N 4" и "Фергюсон Симек Кларк" (далее - Единственный участник);
4) в соответствии с частью 11 статьи 41.9 Закона о размещении заказов Аукцион признан несостоявшимся;
5) заявка на участие в Аукционе Единственного участника признана соответствующей документации об Аукционе;
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
1. По мнению Заявителя, первый и третий абзац пункта 9.1 проекта контракта документации об Аукционе утвержден в нарушение части 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов и не соответствует части 2.1 статьи 34 Закона о размещении заказов.
Согласно части 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 Закона о размещении заказов.
В соответствии части 2.1 статьи 34 Закона о размещении заказов не допускается включать в документацию об аукционе (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требования к производителю товара, к участнику размещения заказа (в том числе требования к квалификации участника размещения заказа, включая наличие у участника размещения заказа опыта работы), а также требования к его деловой репутации, требования о наличии у участника размещения заказа производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику размещения заказа предусмотрена.
Согласно первому и третьему абзацам пункта 9.1 проекта контракта документации об Аукционе все поставляемые для реконструкции Объекта материалы, конструкции и оборудование должны иметь соответствующие сертификаты, технические паспорта и/или другие документы, удостоверяющие их качество, пройти входной лабораторный контроль. Поставщики (производители) материалов, конструкций и оборудования должны иметь государственные лицензии на осуществление деятельности по производству строительных конструкций и материалов, а производители нерудных материалов - лицензии на право пользования недрами и эксплуатацию горных производств и объектов, выданных уполномоченными организациями.
Приказом Ростехнадзора от 26.12.2006 N 1128 "Об утверждении и введении в действие Требований к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требований предъявляемых к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения" (зарегистрировано в Минюсте России от 06.03.2007 N 9050) (далее - Приказ), предусмотрена необходимость подтверждения качества применяемых материалов с приложением соответствующих документов.
Согласно Возражениям Заказчика указанное требование установлено в разделе 9 "Материалы, оборудование и выполнение работ" проекта государственного контракта документации и относится исключительно к порядку исполнения контракта согласно предмету Аукциона.
Исходя из изложенного указанное требование пункта 9.1 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено в соответствии с Приказом и не установлено как требование к участникам размещения заказа, как следствие не противоречит части 2.1 статьи 34 Закона о размещении заказов, части 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
2. По мнению Заявителя положение пункта 7.1.19 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено в нарушение части 4 статьи 11 Закона о размещении заказов.
В соответствии с частью 4 статьи 11 Закона о размещении заказов кроме указанных в частях 1 - 3 статьи 11 Закона о размещении заказов требований и установленных в соответствии со статьей 55.3 Закона о размещении заказов требований Правительство Российской Федерации, заказчик, уполномоченный орган не вправе устанавливать иные требования к участникам размещения заказа
Согласно подпункту "б" пункта 7.1.19 проекта государственного контракта документации об Аукционе Подрядчик обязуется представить Заказчику договоры страхования (страховые полисы), в том числе, на страхование ответственности за причинение вреда третьим лицам с общим объемом ответственности 5 000 000 (пять миллионов) рублей.
Таким образом, обязанность представления Заказчику договора на страхование ответственности за причинение вреда третьим лицам с общим объемом ответственности 5 000 000 (пять миллионов) рублей, установленная в подпункте "б" пункта 7.1.19 проекта государственного контракта документации об Аукционе, нарушает часть 4 статьи 11 Закона о размещении заказов.
3. По мнению Заявителя, пункт 3.1.6 проекта контракта документации об Аукционе утвержден в нарушение части 4.1 статьи 9 Закона о размещении заказов.
В соответствии с частью 4.1 статьи 9 Закона о размещении заказов цена контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением случаев заключения контракта на основании пункта 2.1 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов, а также случаев, установленных частями 4.2, 6, 6.2 - 6.4 статьи 9 Закона о размещении заказов. Цена контракта может быть снижена по соглашению сторон без изменения предусмотренных контрактом количества товаров, объема работ, услуг и иных условий исполнения контракта.
Согласно пункту 3.1.6 проекта контракта документации об Аукционе в ходе исполнения настоящего Контракта любые изменения сроков выполнения работ по Объекту, изменение стоимости работ, изменение объемов работ, поручаемых Подрядчику на каждый последующий год, оформляются дополнительным соглашением.
Пунктом 4.1 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено начало работ - в течение 5-ти дней с даты заключения настоящего Контракта и окончание работ - 30 октября 2016 года.
Согласно Возражениям сроки, объем и цена работ, которые выполняются ежегодно с 2012 по 2016 год, определяются в графиках выполнения и сдачи работ на соответствующий год. При этом общая стоимость работ, срок начала и окончания работ и общий объем работ согласно предмету Аукциона не меняется.
Таким образом, пункт 3.1.6 проекта государственного контракта документации об Аукционе не противоречит положению части 4.1 статьи 9 Закона о размещении заказов.
4. Согласно подпункту 2 пункта 17 информационной карты документации об Аукционе требования к качеству, техническим характеристикам работ, требования к их безопасности и результатам работ, в том числе, установлены проектной документацией. При этом согласно приложению N 5 "Ведомость объемов подрядных работ" к государственному контракту документации об Аукционе установлено: "разработка выемки (при демонтаже труб) существующего земляного полотна в грунтах IV гр. (2,0 ) эскватаром V=0,65
в отвал с последующей обратной засыпкой бульдозером 79 кВт...".
По мнению Заявителя, указанная организация работы подразумевает наличие у участника размещения заказа конкретных производственных мощностей и технологического оборудования, что не соответствует части 2.1 статьи 34 Закона о размещении заказов и противоречит части 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
Согласно Возражениям указанные типовые технологические схемы выполнения операций предусматривают наиболее рациональное выполнение работ при использовании определенного оборудования. Такие схемы используются Заказчиком для определения конкретной федеральной единичной расценки (ФЕР) для составления локальных смет на основании ведомости работ и определения оптимальной стоимости выполнения работ. Так например, ФЕР01-02-100-05 устанавливает расценки на трелевку древесины на расстоянии 300 метров тракторами мощностью 79(108) кВт (л.с), диаметр стволов до 30 см.).
Таким образом, указание в приложении N 5 "Ведомость объемов подрядных работ" к государственному контракту документации об Аукционе на оборудование, с определенными техническими характеристиками не является требованием к наличию у участника размещения заказа производственных мощностей.
5. По мнению Заявителя, установив в Технической части N 1 документации об Аукционе показатели только части товаров указанных в проектной документации, Заказчик нарушил пункт 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
Согласно подпункту 4 пункта 17 информационной карты документации об Аукционе показатели товара, используемого при выполнении работ по реконструкции объекта, установлены в Технической части N 1 документации об Аукционе.
В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частью 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов сведениями должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
Согласно Возражениям Заказчик в Технической части N 1 документации об Аукционе установил требования согласно пункту 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов по показателям только наиболее значимых товаров, по которым определяет соответствие поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям Заказчика. При этом по остальным товарам, указанным в проектной документации, не надо представлять в первой части заявки на участие в Аукционе информацию по их техническим характеристикам.
Таким образом, действия Заказчика при установлении в Технической части N 1 документации об Аукционе показателей только части товаров, указанных в проектной документации, не противоречат пункту 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
6. По мнению Заявителя, установленные требования в пункте 8 документации об Аукционе к участнику размещения заказа о наличии свидетельства о допуске к конкретным видам работам, которые оказывают влияние па безопасность объектов капитального строительства, в соответствии с приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 г. N 624 (далее - свидетельство СРО), нарушают часть 4 статьи 11 Закона о размещении заказов.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов при размещении заказов путем проведения торгов устанавливается обязательное требование к участникам размещения заказа о соответствии участников размещения заказа требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
Пунктом 8 документации об Аукционе в электронной форме установлено требование к участникам размещения заказа о наличии свидетельства СРО по следующим видам работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту:
25. Устройство автомобильных дорог и аэродромов
25.1. Работы по устройству земляного полотна для автомобильных дорог, перронов аэропортов, взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек
25.2. Устройство оснований автомобильных дорог
25.4. Устройство покрытий автомобильных дорог, в том числе укрепляемых вяжущими материалами
25.6. Устройство дренажных, водосборных, водопропускных, водосбросных устройств
25.7. Устройство защитных ограждений и элементов обустройства автомобильных дорог
29. Устройство мостов, эстакад и путепроводов
29.7. Укладка труб водопропускных на готовых фундаментах (основаниях) и лотков водоотводных
33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):
33.2. Транспортное строительство
33.2.1. Автомобильные дороги и объекты инфраструктуры автомобильного транспорта
33.4. Объекты электроснабжения до 110 кВ включительно
33.2.6. Мосты (большие и средние)
Согласно части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
При этом в соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Вместе с тем в силу части 3 статьи 706 Гражданского кодекса Российской Федерации генеральный подрядчик несет перед заказчиком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиком.
Кроме того, условием допуска к участию в торгах на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, устанавливаемым в документации о торгах в соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов, должно являться обязательное наличие у участника размещения заказа исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства. При этом требование о наличии у участника размещения заказа свидетельств о допуске к конкретным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, не соответствует частям 3, 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации и является нарушением части 4 статьи 11 Закона о размещении заказов.
При этом вышеуказанное нарушение при рассмотрении заявки на участие в Аукционе не ограничило права и законные интересы участника Аукциона, при этом участников размещения заказа, чьи права и законные интересы нарушены выявленным нарушением, на заседании Комиссии не установлено. Таким образом вышеуказанное нарушение не повлияло на результат размещаемого заказа.
7. По мнению Заявителя, положение второго абзаца подпункта 1 пункта 17 информационной карты документации об Аукционе установлено в нарушение части 4 статьи 11 Закона о размещении заказов.
В соответствии с частью 4 статьи 11 Закона о размещении заказов, кроме указанных в частях 1 - 3 статьи 11 Закона о размещении заказов требований и установленных в соответствии со статьей 55.3 Закона о размещении заказов требований, Правительство Российской Федерации, заказчик, уполномоченный орган не вправе устанавливать иные требования к участникам размещения заказа.
Согласно второму абзацу подпункта 1 пункта 17 информационной карты документации об Аукционе и второму абзацу пункта 7.1.1 проекта государственного контракта документации об Аукционе работы по устройству земляного полотна, основания, покрытия автомобильной дороги, водопропускных труб, элементов обустройства выполнить лично.
Таким образом второй абзац подпункта 1 пункта 17 информационной карты документации об Аукционе и второй абзац пункта 7.1.1 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлен в нарушение части 4 статьи 11 Закона о размещении заказов.
Выявленные в пунктах 2, 6, 7 настоящего решения нарушения Заказчика при утверждении документации об Аукционе содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частями 5, 9 статьи 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Дальстрой" обоснованной в части установления в документации об Аукционе излишних требований к участникам размещения заказов.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 4 статьи 11 Закона о размещении заказов.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о размещении заказов.
4. Передать материалы дела от 08.11.2012 N К-2120/12 по выявленному нарушению Закона о размещении заказов соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Ведущий заседание Комиссии: |
А.В. Петров |
члены Комиссии: |
Ю.В. Горяинова |
|
Ю.А. Черкасова |
|
М.А. Бостанов |
|
О.А. Золотых |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 8 ноября 2012 г. N К-2120/12 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о размещении заказов" (доведено письмом Федеральной антимонопольной службы от 13 ноября 2012 г. N ГЗ/03595)
Текст решения официально опубликован не был