Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) в составе:
ведущего заседание Комиссии - начальника отдела рассмотрения жалоб Управления контроля размещения государственного заказа Петрова А.В.,
членов комиссии:
заместителя начальника отдела нормотворчества и взаимодействия с территориальными органами Управления контроля размещения государственного заказа Горяиновой Ю.В.,
заместителя начальника правового отдела Управления контроля размещения государственного заказа Черкасовой Ю.А.,
ведущего консультанта отдела рассмотрения жалоб Управления контроля размещения государственного заказа Бостанова М.А.,
ведущего консультанта отдела нормотворчества и взаимодействия с территориальными органами Управления контроля размещения государственного заказа Золотых О.А.,
при участии представителей Администрации города Орла Прокофьева Н.С., Полякова Е.Е., представителя МКУ "Управление капитального строительства города Орла" Поздняковой Е.А., ОАО "Единая электронная торговая площадка" Мурылева В.И., представителей ООО "ПромМенеджментГрупп-Инжиниринг" Самощенкова M.B., Рыбина О.О.,
рассмотрев жалобу ООО "ПромМенеджментГрупп-Инжиниринг" (далее - Заявитель) на действия МКУ "Управление капитального строительства города Орла" (далее - Заказчик), ОАО "Единая электронная торговая площадка" (далее - Оператор электронной площадки), Администрации города Орла (далее - Уполномоченный орган), содержащие признаки нарушения законодательства Российской Федерации о размещении заказов, при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по строительству объекта: "Модернизация системы водоснабжения (станция обезжелезивания)" (номер извещения 0154300014612000890) (далее - Аукцион) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа, Оператора электронной площадки при проведении Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа, Оператора электронной площадки:
1. Оператор электронной площадки не принял от Заявителя запрос о разъяснении положений документации об Аукционе.
2. Документация об Аукционе содержит неправомерные требования к форме заполнения договора залога денежных средств, договора залога права требования вклада (депозита), а также к форме заполнения банковской гарантии.
3. Документация об Аукционе содержит требования к оформлению и форме заявки на участие в Аукционе.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа, Оператора электронной площадки не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган, Оператор электронной площадки действовали в соответствии с положениями Закона о размещении заказов.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при размещении заказа:
1) извещение о проведении Аукциона размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) - 10.10.2012;
2) начальная максимальная цена контракта - 592 947 108 рублей;
3) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников размещения заказа;
4) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 16.11.2012. В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
1. В соответствии с частью 3 статьи 41.7 Закона о размещении заказов любой участник размещения заказа, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение открытого аукциона в электронной форме, запрос о разъяснении положений документации об открытом аукционе в электронной форме. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса оператор электронной площадки направляет запрос заказчику, в уполномоченный орган.
Согласно части 4 статьи 41.7 Закона о размещении заказов разъяснение положений документации об Аукционе размещается Заказчиком, Уполномоченным органом на Официальном сайте при условии, что запрос поступил Заказчику, в Уполномоченный орган не позднее чем за пять дней до дня окончания подачи заявок на участие в Аукционе.
Исходя из того, что моментом окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе является 09:00 16.11.2012, запрос о разъяснении положений документации об Аукционе может быть направлен Заказчику через Оператора электронной площадки не позднее 09:00 11.11.2012.
При этом как следует из документов и сведений, представленных Заявителем на заседание Комиссии, попытка подачи соответствующего запроса осуществлялась Заявителем в 19:45 11.11.2012.
Таким образом, довод Заявителя о том, что Оператор электронной площадки в нарушение Закона о размещении заказов не направил Заказчику запрос Заявителя о разъяснении положений документации об Аукционе, является несостоятельным.
2. В соответствии с пунктом 11 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать сведения о размере обеспечения исполнения контракта, срок и порядок его предоставления в случае, если заказчиком, уполномоченным органом установлено требование обеспечения исполнения контракта. При этом Заказчик вправе определить обязательства по контракту, которые должны быть обеспечены.
Вместе с тем, согласно подпункту "а" пункта 2.1 раздела VI документации об Аукционе условия банковской гарантии должны соответствовать образцу, указанному в приложении N 1 к разделу VI документации об Аукционе.
При этом, как пояснили на заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа, указанное требование относится не к форме предоставляемой банковской гарантии (устанавливаются соответствующей кредитной организацией), а к наличию в ней необходимых условий обеспечения исполнения контракта по Аукциону.
Аналогичные требования установлены в отношении договора залога денежных средств и договора залога права требования вклада (депозита) подпунктом "а" пунктов 3.1, 4.1 раздела VI документации об Аукционе соответственно.
Таким образом, указанный довод Заявителя является необоснованным.
3. В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме в соответствии с частями 4 и 6 статьи 41. Закона о размещении заказов и инструкцию по ее заполнению.
При этом согласно части 2 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме не может содержать требований к оформлению и форме заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме.
Раздел IV документации об Аукционе содержит, в том числе образцы заполнения первой и второй частей заявок на участие в Аукционе.
При этом, в третьем абзаце раздела IV документации об Аукционе указано, что образцы заполнения первой и второй частей заявок на участие в Аукционе являются рекомендуемыми.
Таким образом, довод Заявителя о содержании в документации об Аукционе обязательных требований к оформлению и форме заявки на участие в Аукционе не нашел своего подтверждения.
4. В соответствии с частью 4 статьи 11 Закона о размещении заказов Заказчик не вправе устанавливать иные требования к участникам размещения заказа, кроме указанных в частях 1 - 3 статьи 11 Закона о размещении заказов.
Вместе с тем, пунктом 12.2 раздела III документации об Аукционе установлено требование о наличии у участника размещения заказа свидетельства, выданного саморегулируемой организацией в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс), о допуске к конкретным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в том числе: Свайные работы. Закрепление грунтов; - Монтаж сборных бетонных и железобетонных конструкций; -Монтаж металлических конструкций; - Защита строительных конструкций, трубопроводов и оборудования (кроме магистральных и промысловых трубопроводов); - Устройство наружных сетей водопровода; - Устройство наружных сетей канализации; - Устройство наружных сетей теплоснабжения; - Устройство наружных сетей газоснабжения, кроме магистральных; Устройство наружных электрических сетей и линий связи; - работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком).
Кроме того, пунктом 12.2 раздела III документации об Аукционе Заказчиком также установлено требование о наличии у участника размещения заказа лицензии на деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений - в соответствии с п.п. 15 п. 1 ст. 12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" N 99-ФЗ от 04.05. 2011 г".
В соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса, в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (далее - работы по организации строительства) включены в "Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства", утвержденный Приказом Минрегиона России от 30 декабря 2009 г. N 624, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства (вид работ 33.3. Жилищно-гражданское строительство)".
Таким образом, установление Заказчиком в документации об Аукционе требований об обязательном предоставлении свидетельств о допуске к отдельным видам работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, не соответствует части 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса и является нарушением части 4 статьи 11 Закона о размещении заказов.
В соответствии с частью 3 статьи 52 Градостроительного кодекса лицо, осуществляющее строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
Согласно законодательству Российской Федерации о лицензировании ряд работ или услуг могут выполняться исключительно лицами, обладающими соответствующей лицензией (например, услуги по сбору, транспортировке отходов, услуги по монтажу пожарной сигнализации). В случае если в один лот со строительными работами включены иные работы или услуги, для выполнения которых требуется наличие соответствующей лицензии и которые могут выполняться (оказываться) посредством привлечения иных лиц (субподрядчиков), обладающих соответствующей лицензией (например, услуги по сбору, транспортировке отходов; услуги по монтажу пожарной сигнализации), то установление требования о выполнении таких работ или услуг лицом, осуществляющим строительство, лично, и, соответственно, установление требования о предоставлении в составе заявки на участие в торгах копии соответствующей лицензии является нарушением части 4 статьи 11 Закона о размещении заказов, что также подтверждается письмом Федеральной антимонопольной службы от 07.07.2011 N ИА/26163 "О требованиях к участникам размещения заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объекта капитального строительства", находящимся в открытом доступе.
Таким образом, Заказчиком в нарушение части 4 статьи 11 Закона о размещении заказов установлено требование о предоставлении участником размещения заказа в составе заявки действующей лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
5. В соответствии с частью 4 статьи 11 Закона о размещении заказов кроме указанных в частях 1 - 3 статьи 11 Закона о размещении заказов требований заказчик не вправе устанавливать иные требования к участникам размещения заказа.
Пунктом 4.10 проекта муниципального контракта документации об Аукционе установлено, что подрядчик выполняет работы по настоящему контракту лично без привлечения других лиц (субподрядчиков).
Указанное требование не предусмотрено частями 1 - 3 статьи 11 Закона о размещении заказов и, следовательно, действия Уполномоченного органа, Заказчика, установивших в документации об Аукционе указанное требование, нарушают часть 4 статьи 11 Закона о размещении заказов.
Указанные в пунктах 4, 5 настоящего решения нарушения содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частями 5, 9 статьи 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "ПромМенеджментГрупп-Инжиниринг" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение части 4 статьи 11 Закона о размещении заказов.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о размещении заказов.
3. Передать соответствующему должностному лицу Орловского УФАС России материалы дела от 16.11.2012 N К-2199/12 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Ведущий заседание Комиссии: |
А.В. Петров |
Члены Комиссии: |
Ю.В. Горяинова |
|
Ю.А. Черкасова |
|
М.А. Бостанов |
|
О.А. Золотых |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 16 ноября 2012 г. N К-2199/12 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о размещении заказов" (доведено письмом Федеральной антимонопольной службы от 21 ноября 2012 г. N ГЗ/03711)
Текст решения официально опубликован не был