В связи с вступлением 30 октября 2009 года в силу новой редакции статьи 178 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) ФАС России обращает внимание территориальных органов ФАС России (далее - территориальный орган), структурных подразделений центрального аппарата ФАС России (далее - структурные подразделения) на необходимость взаимодействия с органами внутренних дел по вопросам реализации указанной статьи. При этом в процессе организации такого взаимодействия территориальным органам и структурным подразделениям необходимо учитывать следующее.
1. Статья 178 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за недопущение, ограничение или устранение конкуренции путем заключения ограничивающих конкуренцию соглашений или осуществления ограничивающих конкуренцию согласованных действий, неоднократного злоупотребления доминирующим положением, выразившегося в установлении и (или) поддержании монопольно высокой или монопольно низкой цены товара, необоснованном отказе или уклонении от заключения договора, ограничении доступа на рынок, если такие деяния повлекли причинение крупного ущерба гражданам, организациям или государству или повлекли извлечение дохода в крупном размере.
При этом в соответствии с примечаниями к рассматриваемой статье крупным ущербом признается ущерб, сумма которого превышает один миллион рублей (далее - ущерб), доходом в крупном размере признается доход, сумма которого превышает пять миллионов рублей (далее - доход), а неоднократным злоупотреблением доминирующим положением признается совершение лицом злоупотребления доминирующим положением более двух раз в течение трех лет, за которые такое лицо было привлечено к административной ответственности.
Учитывая, что причинение в результате нарушения антимонопольного законодательства ущерба или извлечение дохода является обязательным элементом состава преступления, комиссиям по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства при установлении фактов нарушений статей 10, 11 и 16 Федерального закона "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) следует определять размер причиненного ущерба или извлеченного дохода и отражать установленные обстоятельства в решении по делу о нарушении антимонопольного законодательства.
2. Привлечение к уголовной ответственности по статье 178 УК РФ за злоупотребление доминирующим положением возможно только в случае неоднократного злоупотребления таким положением, в формах, предусмотренных указанной статьей. В целях учета фактов привлечения должностных лиц к административной ответственности по статьям 14.31 и 14.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) Правовое управление ФАС России (далее - Правовое управление) ведет базу данных должностных лиц, привлеченных к административной ответственности за злоупотребление доминирующим положением для целей применения статьи 178 УК РФ (далее - база данных). Учету в базе данных подлежат только постановления о привлечении к административной ответственности по статьям 14.31, 14.31.1 КоАП, вынесенные в отношении должностных лиц по фактам злоупотребления доминирующим положением, выразившимся в установлении и (или) поддержании монопольно высокой или монопольно низкой цены товара, необоснованном отказе или уклонении от заключения договора, ограничении доступа на рынок, если такими действиями причинен ущерб или в результате таких действий извлечен доход (далее - постановление).
В целях формирования Правовым управлением базы данных территориальным органам надлежит обеспечить представление в Правовое управление сведений о фактах вынесения постановлений в следующем порядке.
Заверенная копия постановления подлежит направлению по почте в Правовое управление, а также в отсканированном виде направляется программой деловая почта с использованием системы защиты информации VIP-net на абонентский пункт "PRAVО" в день направления постановления лицу, в отношении которого оно вынесено, с сопроводительным письмом, в котором должна быть отражена следующая информация:
1. Ф.И.О. лица, в отношении которого вынесено постановление о привлечении его к административной ответственности.
2. Место рождения.
3. Реквизиты документа, удостоверяющего личность.
4. Место регистрации.
5. ИНН (при наличии).
6. Дата вынесения постановления и его номер.
7. Сумма штрафа.
8. Наименование хозяйствующего субъекта, злоупотребившего доминирующим положением.
9. Существо нарушения антимонопольного законодательства.
В территориальном органе должно быть определено должностное лицо, ответственное за направление постановлений в Правовое управление. Сведения о таком лице (ф.и.о., должность, телефон, электронный адрес) необходимо направить в Правовое управление не позднее 15 ноября 2009 года.
Правовое управление не позднее следующего дня после поступления сведений о вынесенном территориальным органом постановлении вносит сведения о нем в базу данных.
Для подтверждения вступления постановления в силу территориальным органом в Правовое управление должны быть направлены сведения, подтверждающие факт получения постановления лицом, в отношении которого оно вынесено, а также сведения о результатах его обжалования, информация о дате направления материалов дела в органы внутренних дел и о результатах их рассмотрения. Указанные сведения подлежат направлению в Правовое управление не позднее следующего дня со дня получения их территориальным органом.
Правовое управление обеспечивает внесение сведений о вступлении постановления в силу и о результатах его обжалования не позднее следующего дня после дня поступления таких сведений.
3. Факт злоупотребления доминирующим положением, выразившийся в установлении и (или) поддержании монопольно высокой или монопольно низкой цены товара, необоснованном отказе или уклонении от заключения договора, ограничении доступа на рынок, повлекшее причинение ущерба или извлечение дохода, является основанием для привлечения виновного в таком правонарушении должностного лица к административной ответственности по статье 14.31 или 14.31.1 КоАП, а в случае, если такие действия совершены неоднократно (более двух раз в течение трех лет), - к уголовной ответственности по статье 178 УК РФ.
В связи с этим территориальному органу, структурному подразделению при выявлении указанных фактов злоупотребления доминирующим положением надлежит возбуждать в отношении должностного лица хозяйствующего субъекта, совершившего нарушение антимонопольного законодательства, дело об административном правонарушении по статье 14.31 или 14.31.1 КоАП путем вынесения определения о возбуждении производства по делу об административном правонарушении и проведении административного расследования (форма прилагается). В рамках проведения административного расследования должностное лицо антимонопольного органа, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, обязано установить, не было ли должностное лицо, в отношении которого возбуждено дело, ранее привлечено к административной ответственности за такие же правонарушения, не менее двух раз в течение трех лет.
В этих целях должностное лицо территориального органа в день вынесения определения направляет по почте с присвоением документу статуса "для служебного пользования" в Правовое управление, а также программой деловая почта с использованием системы защиты информации VIP-net на абонентский пункт "PRAVO" запрос информации о привлечении лица ранее к административной ответственности.
Правовое управление не позднее дня, следующего за днем поступления запроса территориального органа, на основании сведений, содержащихся в базе данных, направляет сведения о привлечении должностного лица к административной ответственности о приложением заверенной копии (копий) постановления о привлечении к административной ответственности.
В случае, если по сведениям Правового управления должностное лицо ранее дважды в течение трех лет было привлечено к административной ответственности, то дело об административном правонарушении в отношении такого лица подлежит Прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 29.9 КоАП и материалы о совершенном правонарушении подлежат направлению в органы внутренних дел в предусмотренном настоящим письмом порядке.
Структурное подразделение передает прекращенное на основании пункта 3 части 1 статьи 29.9 КоАП дело об административном правонарушении в отношении должностного лица в Правовое управление в день прекращения производства по делу об административном правонарушении.
4. Порядок направления материалов в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по статье 178 УК РФ.
В случае, если комиссией, рассматривающей дело о нарушении антимонопольного законодательства, выразившемся в заключении ограничивающих конкуренцию соглашений или совершении ограничивающих конкуренцию согласованных действий, установлен факт правонарушения и установлено, что в результате его совершения причинен ущерб или извлечен доход, то заверенные копии материалов дела подлежат передаче в соответствующее подразделение МВД России для решения вопроса о возбуждении в отношении виновных лиц уголовного дела по статье 178 УК Российской Федерации по истечении трех месяцев со дня изготовления решения в полном объеме (по истечении срока обжалования решения), если решение не было обжаловано в судебном порядке. В случае обжалования решения комиссии антимонопольного органа в судебном порядке заверенные копии материалов дела подлежат передаче в соответствующее подразделение МВД России после вступления решения арбитражного суда в законную силу.
Материалы передаются письмом (форма прилагается) в следующем порядке: Правовым управлением в Департамент экономической безопасности МВД России; территориальным органом в структурные подразделения Департамента экономической безопасности МВД России по соответствующему субъекту Российской Федерации.
В таком же порядке подлежат передаче материалы административного дела, возбужденного по статье 14.31 или 14.31.1 КоАП в отношении виновного в злоупотреблении доминирующим положением должностного лица и прекращенного на основании пункта 3 части 1 статьи 29.9 КоАП в связи с тем, что в действиях такого лица содержатся признаки предусмотренного статьей 178 УК РФ преступления, выразившиеся в установлении и (или) поддержании монопольно высокой или монопольно низкой цены товара, необоснованном отказе или уклонении от заключения договора, ограничении доступа на рынок, повлекшее причинение ущерба или извлечение дохода.
При этом с сопроводительным письмом, помимо документов, указанных выше, в адрес соответствующего подразделения МВД России подлежат направлению надлежащим образом заверенные документы, подтверждающие факт привлечения лица дважды в течение трех лет к административной ответственности за злоупотребление доминирующим положением.
В случае, если органами внутренних дел вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела или о его прекращении, антимонопольный орган должен рассмотреть вопрос о возбуждении административного дела и привлечении должностного лица к административной ответственности в рамках проводимого антимонопольным органом административного производства. При этом в соответствии с частью 4 статьи 4.5 КоАП сроки давности привлечения лица к административной ответственности начинают исчисляться со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о его прекращении.
Приложения:
1. Форма предоставления сведений - на 1 л. в 1 экз.
2. Форма определения о возбуждении производства по делу об административном правонарушении и проведении административного расследования - на 2 л. в 1 экз.
3. Форма письма о передаче материалов по неоднократности в МВД России - на 1 л. в 1 экз.
4. Форма письма о передаче материалов по соглашениям (согласованным действиям) в МВД России - на 1 л. в 1 экз.
|
И.Ю. Артемьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Федеральной антимонопольной службы от 29 октября 2009 г. N ИА/38193 "О мерах по реализации статьи 178 Уголовного кодекса Российской Федерации"
Текст письма опубликован в сборнике "Борьба с картелями. Правовое и методическое обеспечение (выпуск 3)"