Ассоциация российских банков совместно с банками - членами АРБ проанализировала проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Законопроект), предусматривающего, в частности, предоставление эмитентам возможности осуществлять увеличение уставного капитала кредитных организаций без регистрации в Банке России отчета об итогах выпуска акций; создание для кредитных организаций законодательных механизмов контроля за качеством капитала и открытостью структуры собственности в условиях изменения регулирования эмиссии ценных бумаг кредитных организаций; повышение требований к учредителям (участникам) и руководителям кредитной организации в целях предотвращения допуска к участию в капиталах кредитных организаций лиц с неудовлетворительным финансовым положением и деловой репутацией.
В рамках проведения публичных консультаций Ассоциацией подготовлено заключение на Законопроект (прилагается).
Ассоциация выражает надежду, что замечания и предложения банковского сообщества будут учтены при подготовке Департаментом заключения об оценке регулирующего воздействия Законопроекта.
Приложение: на 7 стр.
Президент |
Г.А. Тосунян |
Заключение
Ассоциации российских банков на проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"
Ассоциация российских банков совместно с банками - членами АРБ проанализировала проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Законопроект).
По нашему мнению, принятие Законопроекта в целом позволит упростить процедуры регистрации эмиссии ценных бумаг кредитными организациями (что будет способствовать дополнительной капитализации кредитных организаций и продвижению банковских услуг в регионы, малообеспеченные этими услугами), повысить транспарентность структуры собственности и качество корпоративного управления в кредитных организациях, снизить риски банковской деятельности в Российской Федерации, создать правовые условия для приведения требований к деловой репутации учредителей (участников), руководителей и иных должностных лиц кредитных организаций в соответствии с международными стандартами банковского надзора, задачами обеспечения устойчивости банковской системы Российской Федерации и предотвращения использования кредитных организаций в недобросовестной коммерческой деятельности, что в итоге должно способствовать укреплению доверия к российской банковской системе со стороны инвесторов и вкладчиков и интеграции российского банковского сектора в глобальные рынки.
В связи с этим концепция Законопроекта заслуживает поддержки.
Вместе с тем считаем возможным сообщить, что некоторые положения Законопроекта нуждаются в дополнительной корректировке в связи с нижеследующим.
NN |
Замечание |
Комментарий |
1. |
В подпункте "б" пункта 6 статьи 1 законопроекта следует уточнить, в течение какого периода времени должно совершаться неоднократное обнаружение недостоверной, неполной и (или) вводящей в заблуждение инвестора информации", указанной в данной статье, а также уточнить само понятие неоднократности. |
Подпунктом "б" пункта 6 статьи 1 законопроекта предлагается дополнить пункт 6 статьи 25 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон N 39-ФЗ) следующим абзацем: "Неоднократное обнаружение в уведомлении об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг недостоверной, неполной и (или) вводящей в заблуждение инвестора информации о соответствии размещения эмиссионных ценных бумаг порядку и условиям их размещения, установленным зарегистрированным решением о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг, подтвержденной брокером, является основанием для приостановления действия или аннулирования лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг". Содержащееся в данной норме понятие "неоднократности" допускает его неоднозначное толкование. В целях защиты интересов кредитных организаций считаем целесообразным уточнить, в течение какого периода времени должно совершаться "неоднократное обнаружение недостоверной, неполной и (или) вводящей в заблуждение инвестора информации". (Для сравнения: Закон N 39-ФЗ в ряде норм (например, в статье 44, устанавливающей права ФСФР России на применение мер воздействия к профессиональным участникам рынка ценных бумаг в случае совершения ими описанных в данной статье правонарушений) уже содержит понятие неоднократности, и временные границы этого понятия в Законе N 39-ФЗ равны одному году.) Кроме того, считаем целесообразным разъяснить само понятие неоднократности, применяемое в целях проектируемой статьи Закона N 39-ФЗ. |
2. |
В части 1 статьи 11.3 Федерального закона "О банках и банковской деятельности (в редакции Законопроекта) сохранить действующее пороговое значение доли в уставном капитале кредитной организации, при приобретении которой необходимо получение согласия Банка России, оставить на прежнем уровне - 20% |
Законопроектом предлагается снизить с 20% до 10% пороговое значение доли в уставном капитале кредитной организации, при приобретении которой необходимо будет получение предварительного согласия Банка России. По мнению ряда банков, данная новелла может повлечь за собой дополнительные трудовые и финансовые затраты для инвесторов, имеющих намерение приобрести акции (доли) кредитных организаций, поскольку процедура получения предварительного согласия Банка России предусматривает необходимость подготовки большого количества документов. А в случае намерения приобрести акции (доли) кредитной организации иностранным инвестором сумма расходов на подготовку документов дополнительно увеличивается ввиду необходимости осуществления переводов документов и их легализации, привлечения юридических консультантов и т. п. В связи с данными обстоятельствами в целях защиты интересов инвесторов считаем необходимым рассмотреть вопрос о сохранении в Законе о банках существующего на сегодняшний день порогового значения доли в уставном капитале кредитной организации (20%). |
3. |
Статью 29 Закона N 39-ФЗ необходимо дополнить положением о том, что переход прав на акцию к приобретателю совершается регистратором или номинальным держателем только в случае предъявления согласия Банка России и (или) Федеральной антимонопольной службы на ее приобретение, если необходимость данного согласия установлена действующим законодательством Российской Федерации |
В соответствии со статьей 11.3 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" (далее - Закон о банках) (в редакции Законопроекта) требуется согласие Банка России на приобретение более 10% акций (долей) кредитной организации и на установление юридическим или физическим лицом в результате осуществления одной или нескольких сделок прямого или косвенного контроля в отношении акционеров (участников) кредитной организации, владеющих более 10% акций (долей) кредитной организации. За нарушение данной нормы в статье 11.4 Закона о банках (в редакции законопроекта) предусмотрено внесудебное ограничение Банком России права голоса приобретателя акций (долей), допустившего нарушение, или акционера, в отношении которого установлен контроль. А именно: до дня отмены предписания Банка России об устранении нарушения кредитной организацией приобретатель акций (долей), допустивший нарушение, или акционер, в отношении которого установлен контроль, имеет право голоса только акциями (долями), не превышающими 10% акций (долей) кредитной организации. Остальные акции (доли) не будут учитываться при определении кворума общего собрания акционеров. Кроме того, в части одиннадцатой статьи 61 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее - Закон о Банке России) (в редакции Законопроекта) установлено право Банка России в определенных случаях требовать от акционера (участника) кредитной организации уменьшения участия в уставном капитале до размера, не превышающего 10% акций (долей) кредитной организации. Представляется, что запрет акционеру (участнику) участвовать в управлении кредитной организацией и голосовать на общих собраниях акционеров (участников), а также требования от него уменьшения участия в уставном капитале кредитной организации существенно ущемляют права акционера (участника) и могут заблокировать деятельность кредитной организации в случаях необходимости оперативного принятия отнесенных к компетенции общего собрания решений, в том числе обязательных в соответствии с требованиями законодательства и Банка России. Так, ограничение права голоса приобретателя акций (долей), допустившего нарушение, или акционера, в отношении которого установлен контроль, может привести к нарушению кредитной организацией нормы статьи 47 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон N 208-ФЗ) об обязанности акционерного общества проводить годовое общее собрание акционеров. В случае если акционер (участник), в отношении которого установлено ограничение права голоса, владеет крупным пакетом акций, кредитная организация фактически лишается общего собрания акционеров и, соответственно, возможности, принимать решения, предписанные ей в соответствии с законом (например, избрание членов совета директоров, ревизионной комиссии, назначение аудитора, утверждение годовой отчетности). В связи с этим предлагаем в статье 29 Закона N 39-ФЗ указать, что переход прав на акцию к приобретателю совершается регистратором или номинальным держателем только в том случае, если предъявлено согласие Банка России и (или) Федеральной антимонопольной службы на ее приобретение, если необходимость получения такого согласия установлена действующим законодательством Российской Федерации. |
4. |
В статье 11.4 Закона о банках (в редакции Законопроекта) необходимо определить порядок обжалования предписаний Банка России, а также установить право кредитной организации и ее акционеров (участников) на возмещение убытков, причиненных Банком России в случае вынесения должностными лицами Банка России ошибочных и необоснованных предписаний. |
Согласно предлагаемой Законопроектом статье 11.4 Закона о банках при обнаружении Банком России нарушения приобретателем акций (долей) кредитной организации и (или) лицом, установившим контроль в отношении акционеров (участников) кредитной организации, требований Закона о банках и принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России о получении предварительного или последующего согласия Банка России на совершение сделки (сделок), направленной на приобретение более 10 процентов акций (долей) кредитной организации и (или) на установление контроля в отношении акционеров (участников) кредитной организации, Банк России составляет предписание об устранения этим лицом нарушения. Вместе с тем ни в действующем законодательстве, ни в Законопроекте четко не определен порядок обжалования предписаний, выносимых Банком России. Также не определен порядок взыскания кредитной организацией (ее акционерами (участниками)) возможных убытков, причиненных принятием Банком России необоснованных предписаний. |
5. |
В Законе о Банке России предлагаем установить процедуру уменьшения участия акционера (участника) в уставном капитале кредитной организации. |
В предлагаемой Законопроектом редакции статья 61 Закона о Банке России устанавливает право Банка России в случае выявления неудовлетворительного финансового положения и (или) фактов неудовлетворительной деловой репутации юридических лиц, неудовлетворительной деловой репутации физических лиц, владеющих более 10% акций (долей) кредитной организации, требовать уменьшения их участия в уставном капитале до размера, не превышающего 10% акций (долей) кредитной организации. Вместе с тем процедура уменьшения участия акционера (участника) в уставном капитале кредитной организации Законопроектом не определена и в ряде случаев будет нереализуема из-за невозможности продажи акций (долей) в силу установленных законом ограничений на приобретение акций (долей) (см. например, статью 72 Закона N 208-ФЗ, отсутствия спроса на акции (доли) на вторичном рынке и т. п. Кроме того, уменьшение участия акционера (участника) в уставном капитале кредитной организации может повлечь снижение обязательных нормативов и привести к неблагоприятным финансовым последствиям для кредитной организации (в случае, если кредитная организация самостоятельно будет выкупать акции (долю) участника). |
6. |
Порядок получения предварительного согласия Банка России на совершение сделки (сделок), направленной на приобретение более 10% акций (долей) кредитной организации и (или) установление контроля в отношении акционеров (участников) кредитной организации, а также порядок уведомления Банка России о приобретении более 1% акций (долей) кредитной организации целесообразно исчерпывающим образом урегулировать в проектируемой статье 11.3 Закона о банках, а в проектируемой статье 61 Закона о Банке России вместо положений частей 1-7 сделать отсылку к федеральным законам и принимаемым в соответствии с ними нормативным правовым актам Банка России. |
Законопроектом предлагается дополнить Закон о банках статьей 11.3 "Приобретение и (или) получение в доверительное управление акций (долей) кредитной организации", а статью 61 Закона о Банке России изложить в новой редакции. Вместе с тем содержание данных статей (в редакции Законопроекта) во многом дублирует друг друга применительно к порядку получения согласия Банка России на совершение сделки (сделок), направленной на приобретение более 10 % акций (долей) кредитной организации и (или) установление контроля в отношении акционеров (участников) кредитной организации, а также применительно к порядку уведомления Банка России о приобретении более 1% акций (долей) кредитной организации. Несмотря на то, что отмеченное дублирование, скорее всего, вытекает из существующего и в настоящее время дублирования положений частей 8-10 статьи 11 Закона о банках и статьи 61 Закона о Банке России, считаем целесообразным в Законопроекте подобное дублирование по возможности исключить. А именно: предлагаем порядок получения согласия или уведомления Банка России исчерпывающим образом урегулировать в статье 11.3 Закона о банках, а в статье 61 Закона о Банке России вместо положений частей 1-7 сделать отсылку к федеральным законам и принимаемым в соответствии с ними нормативным правовым актам Банка России. |
7. |
В пункте 1 части 1 статьи 16 Закона о банках (в редакции Законопроекта) основания несоответствия требованиям деловой репутации следует дополнить наличием фактов расторжения трудового договора по основаниям, связанным с принятием руководителем кредитной организации (филиала), его заместителями и главным бухгалтером необоснованного решения, повлекшего ущерб имуществу организации, а также с однократным грубым нарушением руководителем кредитной организации (филиала) и его заместителями своих трудовых обязанностей. |
Считаем необходимым внести данное дополнение в текст Законопроекта в целях повышения недопущения к руководству кредитной организацией профессионально некомпетентных лиц. |
8. |
В пункте 5 статьи 53 Закона N 208-ФЗ перечень случаев для отказа во включении выдвинутых кандидатов в список кандидатур для голосования по выборам дополнить несоответствием кандидата квалификационным требованиям и требованиям к деловой репутации. |
Законопроектом предлагается внести дополнительные требования в Закон о банках относительно квалификационных требований и требований к деловой репутации руководителей, главных бухгалтеров и заместителей главных бухгалтеров кредитных организаций, соответствие которым будет необходимо для государственной регистрации кредитной организации и выдачи ей лицензии на осуществление банковских операций. Представляется, что конкретизация в указанном вопросе носит положительный характер и даст возможность сократить проникновение в руководящие органы кредитных организаций профессионально некомпетентных лиц, а также лиц, своими недобросовестными действиями дестабилизирующих процесс развития банковской деятельности в Российской Федерации. Вместе с тем изменения, касающиеся квалификационных требований и требований к деловой репутации кандидатов на должности членов совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации требуют уточнения норм действующего законодательства. Согласно статье 53 Закона N 208-ФЗ, акционеры (акционер), являющиеся в совокупности владельцами не менее чем 2% голосующих акций общества, вправе внести вопросы в повестку дня годового общего собрания акционеров и выдвинуть кандидатов в совет директоров (наблюдательный совет) общества, коллегиальный исполнительный орган, ревизионную комиссию (ревизоры) и счетную комиссию общества, число которых не может превышать количественный состав соответствующего органа, а также кандидата на должность единоличного исполнительного органа. При этом Законом N 208-ФЗ установлены случаи, когда кандидатура не может быть включена в список кандидатур для голосования по выборам в соответствующий орган общества. Однако несоответствие кандидата квалификационным требованиям и требованиям к деловой репутации не включено в данный перечень. Таким образом, совет директоров может быть сформирован из лиц, не соответствующих указанным требованиям. В связи с этим предлагаем внести изменения в Закон N 208-ФЗ, а именно: несоответствие кандидата квалификационным требованиям и требованиям к деловой репутации следует включить в перечень случаев для отказа во включении выдвинутых кандидатов в список кандидатур для голосования по выборам. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Ассоциации российских банков от 29 ноября 2012 г. N А-01/5-688 "О проекте федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"
Текст письма официально опубликован не был