В выполнении решений ХХIV съезда КПСС о завершении в текущей пятилетке перехода ко всеобщему среднему образованию молодежи, важную роль призваны сыграть вечерние (сменные) и заочные средние школы.
ЦК КПСС и Совет Министров СССР постановлением от 20 июня 1972 г. N 463 "О завершении перехода ко всеобщему среднему образованию молодежи и дальнейшем развитии общеобразовательной школы" обратили внимание на особую важность в современных условиях приведения работы школ в соответствие с новыми задачами коммунистического строительства, с требованиями научно-технического прогресса.
В постановлении предусмотрена необходимость значительного улучшения работы вечерних (сменных) и заочных общеобразовательных школ и создания работающей молодежи условий для получения среднего образования без отрыва от производства.
Многие предприятия судостроительной промышленности совместно с органами народного образования и вечерними школами добились определенных результатов в повышении общеобразовательного уровня рабочих. На заводах им. 61 коммунара, им. Ленинского комсомола, Московском производственно-техническом объединении "Салют" и других предприятиях отрасли работают комиссии содействия вечерней школе, составлены перспективные планы повышения общего образования молодых рабочих, ежегодно определяется контингент молодежи, подлежащий обучению, который направляется в вечерние и заочные школы по путевкам предприятий и общественных организаций.
На ряде предприятий разработаны комплексные планы социального развития производственных коллективов, в которых общеобразовательная подготовка рабочей молодежи рассматривается как важнейшее условие технического прогресса и повышения производительности труда.
Вместе с тем в постановке общеобразовательной подготовки рабочих на предприятиях судостроительной промышленности имеются существенные недостатки.
На судостроительном заводе "Балтия", Научно-производственном объединении "Компас" и некоторых других предприятиях, значительное число молодежи, нуждающейся в получении среднего образования, не охвачено учебой, часть учащихся нерегулярно посещает занятия и выбывает из вечерней школы, не окончив курса обучения.
В целях дальнейшего развития вечернего и заочного общего образования молодежи, работающей на предприятиях судостроительной промышленности, - приказываем:
1. Министрам просвещения (народного образования) союзных республик:
- принять необходимые меры по дальнейшему расширению и совершенствованию вечернего и заочного обучения молодежи, занятой на предприятиях Министерства судостроительной промышленности, обеспечению регулярной посещаемости учебных занятий и максимальному сохранению контингента учащихся;
- обязать педагогические коллективы школ усилить среди молодежи пропаганду всеобщего среднего образования, помочь каждому молодому рабочему определить форму учебы, разъяснить порядок и условия приема в вечерние (сменные) и заочные школы, ознакомить их со льготами, установленными законодательством для учащихся;
- упорядочить сеть и режим работы вечерних (сменных) и заочных школ и их филиалов; с учетом необходимости приближения их к производству и условиям труда судостроителей;
- укомплектовать опытными учительскими кадрами вечерние (сменные) и заочные средние общеобразовательные школы, открываемые на предприятиях судостроительной промышленности, обеспечить их программами, учебниками, учебно-наглядными пособиями, лабораторным оборудованием и техническими средствами, создавая условия для перехода всех школ на кабинетную систему обучения;
- обязать директоров вечерних (сменных) и заочных средних школ усилить контроль за учебно-воспитательной работой в школе и качеством знаний учащихся, повысить личную ответственность учителей за своевременное выполнение учебных программ и идейно-политическое воспитание учащихся;
- разрешить руководителям вечерних школ наряду с общеобразовательной подготовкой проводить повышение экономических знаний и производственной квалификации учащихся на высшие разряды силами специалистов предприятий по очно-заочной системе, используя в этих целях учебные планы трехгодичных классов мастеров Министерства просвещения СССР и учебные программы повышения квалификации Министерства судостроительной промышленности; комплектовать учебные группы по специальной подготовке учащихся по возможности с учетом однородности их профессий и уровня квалификации;
2. Руководителям предприятий судостроительной промышленности:
- разработать мероприятия по обеспечению более полного охвата молодежи средним образованием, принять практические меры к безусловному выполнению плановых заданий по вовлечению рабочих в вечерние (сменные) и заочные школы, установив систематический контроль за ходом их учебы;
- улучшить наглядную агитацию в цехах и отделах за всеобщее среднее образование молодежи, обеспечить активное участие предприятий в объявленном 24 августа 1971 года Постановлением Секретариата ВЦСПС, Бюро ЦК ВЛКСМ и Коллегии Министерства просвещения СССР Всесоюзном смотре по развертыванию массового движения молодежи "Каждому молодому труженику - среднее образование";
- ежегодно определять по цехам и отделам численность молодежи (до 29 лет включительно), подлежащей обучению в вечерних и заочных общеобразовательных школах, техникумах; направлять молодых рабочих в школы по путевкам предприятия и общественных организаций;
- учитывать показатели учебы молодежи в вечерних и заочных школах при подведении итогов хозяйственной деятельности предприятия, присвоении званий ударников и коллективов коммунистического труда;
- рассмотреть совместно с органами народного образования возможность расширения сети вечерних (сменных) и заочных школ, открытия их филиалов при предприятиях;
- предоставлять в установленном порядке вечерним (сменным) и заочным школам и их филиалам по месту работы молодежи учебные помещения, обеспечить их школьной мебелью, учебным оборудованием, проводить капитальный ремонт зданий, своевременно вводить в эксплуатацию новые типовые школы, предусмотренные планом капитального строительства на девятую пятилетку;
- создавать учащимся вечерних и заочных школ необходимые условия для успешного совмещения учебы с работой на производстве. Возложить на начальников цехов и отделов ответственность за полный охват молодежи средним образованием, обеспечение посещаемости занятий и сохранение контингента учащихся;
- присваивать молодым рабочим высшие разряды по ряду профессий после прохождения соответствующих курсов повышения квалификации и сдачи квалификационного экзамена с учетом наличия у них среднего образования или обучения в вечерней (сменной) и заочной средней школе; утвердить совместно с комитетом профсоюза перечень профессий, требующих среднего образования, исходя из местных условий;
- выделять из числа инженерно-технических работников квалифицированных специалистов для проведения занятий с учащимися вечерних школ по повышению профессиональной квалификации с оплатой преподавателей в порядке, установленном постановлением Совета Министров СССР от 27 октября 1951 года N 4115 за счет средств предприятий;
- создавать в каждом цехе, отделе атмосферу глубокого уважения к молодежи, сочетающей работу с учебой; рекомендовать по согласованию с комитетом профсоюза повышение размера вознаграждения по итогам года на 15% рабочим и служащим, успешно обучающимся без отрыва от производства в общеобразовательной школе, классах мастеров и техникуме.
3. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на Главное управление школ Министерства просвещения СССР и Управление труда, заработной платы и рабочих кадров Министерства судостроительной промышленности СССР.
Министр просвещения |
М.А. Прокофьев |
Министр судостроительной |
Б.Е. Бутома |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Минпроса СССР и Министерства судостроительной промышленности СССР от 8 августа 1974 г. N 103/265 "О мерах по дальнейшему развитию вечернего и заочного общего образования молодежи, занятой на предприятиях судостроительной промышленности"
Текст приказа официально опубликован не был