Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 12 апреля 2011 г. N 64-О11-13
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Глазуновой Л.И.,
судей Фетисова С.М., Фроловой Л.Г.,
при секретаре Никулищиной А.А.
рассмотрела в судебном заседании дело по кассационной жалобе осуждённого Полякова В.А. на приговор Сахалинского областного суда от 3 февраля 2011 года, которым
Поляков В.А., ..., судимый
11 ноября 2009 года по п. "а" ч. 3 ст. 158 УК РФ к 2 годам лишения свободы условно с испытательным сроком 1 год 6 месяцев,
осуждён по п. "а" ч. 2 ст. 105 УК РФ к 13 годам лишения свободы, по ч. 2 ст. 167 УК РФ - к 3 годам лишения свободы.
На основании ч. 3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений назначено 15 лет лишения свободы.
В соответствии со ст. 70 УК РФ по совокупности приговоров окончательно назначено 16 лет лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.
Заслушав доклад судьи Глазуновой Л.И., выступление Полякова В.А. и адвоката Карпухина С.В., поддержавших доводы кассационной жалобы и просивших об отмене приговора по изложенным в ней основаниям, возражения прокурора Модестовой А.А., полагавшей приговор оставить без изменения, судебная коллегия установила:
Поляков В.А. осуждён за убийство двух лиц - Д. ... года рождения и К. ... года рождения, совершённое в процессе ссоры, возникшей при совместном употреблении спиртных напитков, а также за умышленное уничтожение чужого имущества путём поджога.
В судебном заседании свою вину он не признал, пояснил, что удары ножом потерпевшим наносил, защищая свою жизнь и здоровье. В квартире ничего не поджигал, не исключал, что пожар мог произойти от того, что жёг бумагу, освещая комнату.
В кассационной жалобе и дополнениях к ней, придерживаясь тех же доводов, просит отменить приговор и дело направить на новое судебное разбирательство. Он указывает, что в процессе возникшей между ним и потерпевшими ссоры он пытался покинуть квартиру, однако они, сначала один, а затем - другой, набросились на него с ножом, угрожая убийством. Он реально опасался за свою жизнь и здоровье, в результате нападения ему порезали руку и куртку. Выхватив нож из рук потерпевших, он нанес им удары ножом, поскольку они не прекращали своих действий, нападали и высказывали угрозы.
Оспаривая законность приговора, считает, что уголовное дело в отношении его сфальсифицировано, поскольку одним из потерпевших оказался брат работницы прокуратуры.
Заявляет, что на предварительном следствии давал показания в состоянии алкогольного опьянения, а когда стал выходить из такого состояния, сотрудники милиции вновь напоили его и в протоколе записали такие показания, какие были нужны им, либо записали, что он подробностей не помнит, хотя фактически он помнил всё, что происходило в квартире.
Утверждает, что заключение эксперта о локализации телесных повреждений на трупах также сфальсифицировано, он хорошо помнит, что удары К. наносил в переднюю часть грудной клетки, а не в спину, в связи с чем просит назначить и провести повторную судебно-медицинскую экспертизу.
Наряду с этим отрицает, что с целью сокрытия преступления поджигал в квартире легковоспламеняющиеся предметы, вместе с тем не отрицал, что при отсутствии в квартире света, он искал свою обувь и одежду, поджигал бумагу и освещал помещение.
Ссылается на заинтересованность в исходе дела органов прокуратуры, поскольку один из потерпевших явился братом работницы ... прокуратуры.
В возражениях на кассационную жалобу государственный обвинитель Алишунин В.В. просит приговор оставить без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения на неё, судебная коллегия находит приговор законным, обоснованным и справедливым.
Вина Полякова В.А. в совершении преступления при указанных в приговоре обстоятельствах подтверждается доказательствами, исследованными в судебном заседании, анализ которых приведен в приговоре.
Осуждённый не отрицал, что смерть потерпевших наступила от его действий. Вместе с тем он утверждал, что удары ножом по телу потерпевших наносил, защищая свою жизнь и здоровья от их нападения.
Его доводы о совершении преступления в пределах необходимой обороны и при превышении её пределов судом проверены, признаны несостоятельными.
Суд пришёл к выводу, что удары потерпевшим Поляков В.А. наносил с целью отомстить за их неправомерное поведение, когда никакой опасности для его жизни и здоровья уже не существовало.
Допрошенный на предварительном следствии, Поляков В.А. пояснял, что в процессе употребления спиртных напитков между ними возникла ссора. Он хотел покинуть квартиру, но его не выпустили, а К. пошел на него с ножом. Он отобрал у него нож и нанёс ему ответный удар. В это время из комнаты с ножом выбежал Д. и также пытался нанести ему удар. Ему удалось выбить нож из его рук, а самого "забросить" в туалет. Тот стал выражаться нецензурной бранью в его адрес, что его "сильно разозлило", он взял нож, подошел к туалету и нанёс Д. несколько ударов ножом по телу. После чего подошел к лежавшему на животе возле туалета К. и ударил его в спину ножом. Кроме того он пояснил, что использовал бумагу в качестве источника света и бросил обуглившийся клочок в комнате. А когда почувствовал запах дыма, заглянул в комнату, там уже горели постельные принадлежности, потушить которые ему не удалось.
Свои показания он подтвердил при проверке их на месте.
Эти показания судом признаны достоверными, поскольку получены с соблюдением закона, кроме того, нашли своё подтверждение при проверке других материалов дела.
Трупы потерпевших с признаками насильственной смерти были обнаружены лицами пожарного расчёта, прибывшими по вызову для тушения пожара в квартире ... по ул. ... д. ... в г. ...
Согласно выводам судебно-медицинского эксперта смерть обоих потерпевших наступила от колото-резаных ранений грудной клетки с повреждением внутренних органов. Имевшиеся телесные повреждения могли быть причинены ножом, представленным на исследование. Эксперт пришел к выводу, что сначала телесные повреждения были причинены Д., а затем - К. поскольку при осмотре места происшествия данный нож был изъят из трупа последнего.
Эксперт Ю., проводившая исследование, подтвердила выводы своего заключения и пояснила, что нож был воткнут в спину К. Н. со значительной силой (о чём свидетельствует проткнутая кость лопатки) в положении, когда он находился лежа спиной кверху.
Выводы эксперта подтверждают показания Полякова В.А. о механизме образования телесных повреждений на трупах, и их локализации.
В квартире М. были изъяты вещи, в которых Поляков В.А. находился в момент совершения инкриминируемых ему деяний.
При исследовании куртки, принадлежащей Полякову В.А., обнаружен порез, который мог быть образован от ножа, изъятого в ходе осмотра трупа К. и не мог - в результате воздействия ножа, изъятого в ходе осмотра места происшествия.
Из заключения криминалистической экспертизы вещественных доказательств следует, что на ногтевых пластинах потерпевших обнаружены волокна, входящие в состав одежды осуждённого.
Согласно выводам пожарно-технической экспертизы в квартире N ... по ул. ... дом ... имелось три очага возгорания, в том числе на кровати и в шкафу, установленном в противоположной стороне от кровати.
Выводы данной экспертизы в совокупности с другими доказательствами (данные, зафиксированные в протоколе осмотра места происшествия, показания свидетелей, принимавших участие в тушении пожара), опровергают показания Полякова В.А. в той части, что он не причастен к возникновению пожара (такие показания он давал в суде), и что возгорание могло произойти в связи с неосторожностью обращения с огнём (такие показания он давал в период расследования дела).
Сумма ущерба, причинённого в результате пожара, определена экспертами регионального агентства независимой оценки.
Оценив добытые доказательства, суд обоснованно пришёл к выводу, что Поляков В.А. совершил инкриминируемые ему деяния, и его действиям дал правильную юридическую оценку.
Нарушений уголовно-процессуального закона, свидетельствующих о неполноте и необъективности расследования уголовного дела и рассмотрения его в суде, по материалам дела не установлено.
Вопреки доводам кассационной жалобы осуждённого, судебная коллегия не находит оснований сомневаться в объективности государственных обвинителей, поддерживающих государственное обвинение по данному уголовному делу.
Из материалов дела видно, что распоряжением заместителя прокурора Сахалинской области для поддержания государственного обвинения по уголовному делу в отношении Полякова В.А. для обеспечения возможной взаимозаменяемости создана группа из прокуроров областной прокуратуры, в состав которой вошли прокуроры Алишунин В.В. и Шебалин В.А. (т. 5 л.д. 52)
В судебном заседании председательствующим судьёй об этом было объявлено (т. 5 л.д. 107), участниками судопроизводства, в том числе и Поляковым В.А., отвода государственным обвинителям заявлено не было.
Выступление одного государственного обвинителя в прениях сторон, а затем (после возобновления судебного следствия) вступление другого, не противоречит требованию закона и не свидетельствует о заинтересованности в исходе дела указанных лиц.
Данных о том, что кто-либо из государственных обвинителей находится в товарищеских отношениях с потерпевшей и заинтересован в исходе дела, в материалах дела не имеется, не содержится таковых и в кассационной жалобе Полякова В.А.
Вопрос о психическом состоянии осуждённого судом выяснялся. Данных о наличии у него психического заболевания или временного расстройства психической деятельности, которые не позволяли ему давать отчёт своим действиям и руководить ими, не обнаружено.
Наказание назначено с учётом характера и степени общественной опасности содеянного, данных о личности осуждённого и смягчающих обстоятельств, в том числе, в качестве обстоятельства, смягчающего наказание, судом учтено противоправное поведение потерпевших, оснований к его смягчению судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст.ст. 377, 378 и 388 УПК РФ, судебная коллегия определила:
приговор Сахалинского областного суда от 3 февраля 2011 года в отношении Полякова В.А. оставить без изменения, а его кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Глазунова Л.И. |
Судьи |
Фетисов С.М. |
|
Фролова Л.Г. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 12 апреля 2011 г. N 64-О11-13
Текст определения официально опубликован не был