Регламент Европейского Парламента и Совета Европейского Союза
1060/2009 от 16 сентября 2009 г.
о кредитных рейтинговых агентствах*(1)
(Страсбург, 16 сентября 2009 г.)
(Действие Регламента распространяется на Европейское экономическое пространство)
(Текст в редакции
Регламента (ЕС) 513/2011 Европейского Парламента и Совета ЕС от 11 мая 2011 г.*(2),
Директивы 2011/61/ЕС Европейского Парламента и Совета ЕС от 8 июня 2011 г.*(3),
Регламента (ЕС) 462/2013 Европейского Парламента и Совета ЕС от 21 мая 2013 г.*(4),
Директивы 2014/51/ЕС Европейского Парламента и Совета ЕС от 16 апреля 2014 г.*(5)
Исправлено:
Корригендум ОЖ N L 350, 29.12.2009, стр. 59 (1060/2009)
Европейский Парламент и Совет Европейского Союза,
Руководствуясь Договором об учреждении Европейского Сообщества, и, в частности, Статьей 95 Договора,
На основании предложения Европейской Комиссии,
Руководствуясь Заключением Европейского комитета по экономическим и социальным вопросам*(6),
Руководствуясь Заключением Европейского центрального банка*(7),
Действуя в соответствии с процедурой, установленной в Статье 251 Договора*(8),
Принимая во внимание, что:
(1) Кредитные рейтинговые агентства играют важную роль на мировом рынке банковских услуг и ценных бумаг, так как их рейтинги кредитоспособности используются инвесторами, заемщиками, эмитентами и правительствами как одно из средств принятия обоснованных инвестиционных и финансовых решений. Кредитные организации, инвестиционные фирмы, страховые компании, компании по страхованию жизни, организации перестрахования, предприятия коллективного инвестирования в обращаемые ценные бумаги (UCITS) и институты профессионального пенсионного обеспечения могут использовать указанные рейтинги в качестве исходных данных для требований к уставному капиталу в целях подсчета кредитоспособности либо для подсчета рисков своей инвестиционной деятельности. Следовательно, рейтинги кредитоспособности оказывают существенное влияние на функционирование этих рынков и на доверие и уверенность инвесторов и потребителей. Поэтому необходимо, чтобы деятельность по составлению рейтингов кредитоспособности осуществлялась в соответствии с принципами единообразия, прозрачности, ответственности и добросовестного управления в целях обеспечения независимости, объективности и качества рейтингов кредитоспособности, используемых на территории Сообщества.
(2) В настоящее время большинство кредитных рейтинговых агентств имеют центральные офисы за пределами Сообщества. Большинство Государств-членов ЕС не регулируют деятельность кредитных рейтинговых агентств либо правила составления рейтингов кредитоспособности. Несмотря на их большое значение для функционирования финансовых рынков, кредитные рейтинговые агентства подпадают под действие законодательства Сообщества только в некоторых сферах, в частности, они подпадают под действие Директивы 2003/6/ЕС Европейского Парламента и Совета ЕС от 28 января 2003 г. об использовании инсайдерской информации в процессе торгов и манипулировании рынком (рыночных махинациях)*(9). Кроме того, Директива 2006/48/ЕС Европейского Парламента и Совета ЕС от 14 июня 2006 г. относительно становления и дальнейшего развития бизнеса кредитных организаций*(10) и Директива 2006/49/ЕС Европейского Парламента и Совета ЕС от 14 июня 2006 г. о достаточности капитала инвестиционных фирм и кредитных институтов*(11) также относятся к кредитным рейтинговым агентствам. Поэтому важно разработать правила, гарантирующие, что все рейтинги кредитоспособности, составляемые кредитными рейтинговыми агентствами, зарегистрированными на территории Сообщества, имеют надлежащее качество и составляются кредитными рейтинговыми агентствами в соответствии с жесткими требованиями. В целях обеспечения сближения правил, применяемых к кредитным рейтинговым агентствам, Европейская Комиссия продолжит работу с иностранными партнерами. Возможно исключение отдельных центральных банков, составляющих рейтинги кредитоспособности, из сферы действия настоящего Регламента при условии, что они будут отвечать соответствующим применимым к ним требованиям, обеспечивающим независимость и единообразие их деятельности по составлению рейтингов кредитоспособности, настолько же строгим как требования, предусмотренные настоящим Регламентом.
(3) Целью настоящего Регламента не является установление общеобязательной оценки финансовых инструментов или финансовых обязательств в соответствии с настоящим Регламентом. В частности, от предприятий коллективного инвестирования в обращаемые ценные бумаги (UCITS), как они определены в Директиве 85/611/ЕЭС Совета ЕС от 20 декабря 1985 г. о координации законодательных, регламентарных и административных положений в отношении предприятий коллективного инвестирования в обращаемые ценные бумаги (UCITS)*(12), и от институтов профессионального пенсионного обеспечения, как они определены в Директиве 2003/41/ЕС Европейского Парламента и Совета ЕС от 3 июня 2003 г. о деятельности учреждений по профессиональному пенсионному обеспечению и контроле за ними*(13), нельзя требовать инвестирования только в те финансовые инструменты, которые подверглись оценке в соответствии с настоящим Регламентом.
(4) Настоящий Регламент не обязывает финансовые организации и инвесторов инвестировать только в те ценные бумаги, проспекты*(14) эмиссии которых были опубликованы в соответствии с Директивой 2003/71/ЕС Европейского Парламента и Совета ЕС от 4 ноября 2003 г. о публикации проспекта при размещении ценных бумаг среди публичных инвесторов или при допуске ценных бумаг к торгам*(15) и Регламентом (ЕС) Европейской Комиссии 809/2004/ЕС от 29 апреля 2004 г. об имплементации Директивы 2003/71/ЕС применительно к информации, содержащейся в проспектах, их форме, инкорпорации путем отсылки*(16) и публикации таких проспектов, а также к распространению объявлений*(17); и которые подверглись оценке в соответствии с настоящим Регламентом. Кроме того, настоящий Регламент не обязывает эмитентов, лиц, направивших оферту, лиц, запрашивающих допуск к торгам на регулируемом рынке, заказывать оценку кредитоспособности ценных бумаг, для которых требуется публикация проспекта в соответствии с Директивой 2003/71/ЕС и Регламентом (ЕС) 809/2004.
(5) Проспект, опубликованный в соответствии с Директивой 2003/71/ЕС и Регламентом (ЕС) 809/2004, должен содержать ясную и заметную информацию о наличии оценки кредитоспособности соответствующих ценных бумаг, произведенной кредитным рейтинговым агентством, учрежденным на территории Сообщества и зарегистрированным в соответствии с настоящим Регламентом. Однако никакие положения настоящего Регламента не должны препятствовать лицам, ответственным за публикацию проспекта в соответствии с Директивой 2003/71/ЕС и Регламентом (ЕС) 809/2004, включать в проспект любую существенную информацию, в том числе рейтинги кредитоспособности, составленные в третьих странах, и иную имеющую значение информацию.
(6) Помимо составления рейтингов кредитоспособности и осуществления деятельности по оценке кредитоспособности, кредитные рейтинговые агентства также должны быть способны на профессиональной основе осуществлять вспомогательные виды деятельности. Осуществление вспомогательных видов деятельности не должно умалять независимость и единообразие деятельности кредитных рейтинговых агентств по оценке кредитоспособности.
(7) Настоящий Регламент применяется к рейтингам кредитоспособности, составляемым кредитными рейтинговыми агентствами, зарегистрированными на территории Сообщества. Основная цель настоящего Регламента - обеспечение стабильности финансовых рынков и инвесторов. Кредитные оценки заемщиков, системы оценки потенциальных заемщиков, подобные оценки, связанные с правоотношениями с участием потребителя, а также коммерческие либо производственные отношения не входят в сферу действия настоящего Регламента.
(8) Кредитные рейтинговые агентства вправе на добровольной основе применять Кодекс основополагающих принципов деятельности кредитных рейтинговых агентств, изданный Международной организацией комиссий по ценным бумагам (Кодекс IOSCO). В 2006 г. в Сообщении Комиссии по кредитным рейтинговым агентствам*(18) содержалось предложение Комитету Европейских регуляторов рынков ценных бумаг (CESR), поддержанное Решением 2009/77/ЕС*(19) Европейской Комиссии, контролировать соответствие Кодексу IOSCO и представлять Европейской Комиссии ежегодный отчет.
(9) Европейский Совет, состоявшийся 13 - 14 марта 2008 г., одобрил ряд мер, направленных на преодоление слабостей, выявленных в финансовой системе. Одной из его целей являлось совершенствование функционирования рынка и структур стимулирования, в том числе, роли кредитных рейтинговых агентств.
(10) Считается, что кредитные рейтинговые агентства не смогли, во-первых, вовремя отразить в своих рейтингах кредитоспособности ухудшение рыночных условий, и, во-вторых, вовремя адаптировать свои рейтинги кредитоспособности вслед за углублением кризиса на рынке. Наиболее подходящим способом исправления этих ошибок являются меры, связанные с конфликтами интересов, качеством рейтингов кредитоспособности, прозрачностью и внутренним контролем кредитных рейтинговых агентств, а также с надзором за деятельностью кредитных рейтинговых агентств. Пользователи рейтингов кредитоспособности не должны слепо полагаться на рейтинги кредитоспособности, а использовать все возможные усилия, чтобы провести свой собственный анализ, и во всех случаях проявлять должную осмотрительность относительно доверия таким рейтингам кредитоспособности.
(11) Необходимо установить общие стандарты правил относительно повышения качества рейтингов кредитоспособности, в частности, рейтингов кредитоспособности, предназначенных для использования на территории Сообщества финансовыми организациями и лицами, подпадающими под действие согласованных правил. В отсутствие таких общих стандартов существует риск того, что Государства-члены ЕС будут на национальном уровне принимать различные меры, оказывающие прямое негативное воздействие на функционирование внутреннего рынка и создающие препятствия его правильному функционированию, так как кредитные рейтинговые агентства, составляющие рейтинги кредитоспособности, предназначенные для использования финансовыми организациями в Сообществе, будут подпадать под действие разных правил разных Государств-членов ЕС. Кроме того, отличающиеся требования к качеству рейтингов кредитоспособности могут привести к различной степени защиты инвесторов и потребителей. Поэтому пользователи должны иметь возможность сравнить рейтинги кредитоспособности, составленные в Сообществе, с рейтингами кредитоспособности, составленными в третьих странах.
(12) Настоящий Регламент не должен затрагивать использование рейтингов кредитоспособности лицами, не указанными в настоящем Регламенте.
(13) Желательно предусмотреть использование в Сообществе рейтингов кредитоспособности, составленных в третьих странах, в регулятивных целях при условии, что такие рейтинги соответствуют требованиям, настолько же жестким, как требования настоящего Регламента. Настоящий Регламент вводит режим одобрения, позволяющий кредитным рейтинговым агентствам, учрежденным на территории Сообщества и зарегистрированным в соответствии с положениями настоящего Регламента, одобрять кредитные рейтинги, составленные в третьих странах. При одобрении кредитных рейтингов, составленных в третьих странах, кредитные рейтинговые агентства определить и постоянно контролировать соответствие кредитной рейтинговой деятельности, выражающейся в выпуске указанных кредитных рейтингов, требованиям к составлению кредитных рейтингов, настолько же жестких, как требования, предусмотренные настоящим Регламентом, а также достижение тех же целей и результатов на практике.
(14) В качестве реакции на опасения в том, что недостаток учреждений в Сообществе может являться серьезным препятствием к эффективному контролю в интересах финансовых рынков Сообщества, указанный режим одобрения должен быть предоставлен только кредитным рейтинговым агентствам, аффилированным либо тесно сотрудничающим с кредитными рейтинговыми агентствами, учрежденными в Сообществе. Несмотря на это, возможно в отдельных случаях понадобится приспособить требование о физическом присутствии на территории Сообщества, в частности применительно к небольшим кредитным рейтинговым агентствам из третьих стран, не имеющим филиалов и представительств либо аффилированных лиц на территории Сообщества. В связи с этим для указанных кредитных рейтинговых агентств должен быть установлен специальный режим сертификации постольку, поскольку они систематически не влияют на финансовую стабильность и целостность финансовых рынков одного или нескольких Государств-членов ЕС.
(15) Сертификация должна быть возможна после того, как Европейская Комиссия установит эквивалентность правовой и административной системы третьей страны требованиям настоящего Регламента. Рассматриваемый механизм определения эквивалентности не должен предоставлять автоматический допуск на рынок Сообщества, а должен предоставлять возможность отвечающим требованиям кредитным рейтинговым агентствам из третьих стран быть оцененными в каждом конкретном случае, а также получить освобождение от некоторых организационных требований к кредитным рейтинговым агентствам, действующим на территории Сообщества, в том числе от требования физического присутствия на территории Сообщества.
(16) Настоящий Регламент также должен предъявлять к иностранным кредитным рейтинговым агентствам требование о соответствии критериям, являющимся общими предпосылками целостности их кредитной рейтинговой деятельности, чтобы препятствовать вмешательству в содержание кредитных рейтингов уполномоченных органов и других публичных органов этой третьей страны, а также предусмотреть надлежащую систему разрешения конфликтов интересов, ротацию рейтинговых аналитиков и периодическое и постоянное раскрытие информации.
(17) Еще одной важной предпосылкой для эффективности режима одобрения и системы признания эквивалентности является существование прочного сотрудничества между уполномоченными органами Государствами-членами ЕС и соответствующими уполномоченными органами третьих стран, контролирующими кредитные рейтинговые агентства.
(18) Кредитное рейтинговое агентство, одобрившее кредитные рейтинги, составленные в третьей стране, должно быть полностью и безусловно ответственно за такие рейтинги, а также за исполнение соответствующих условий, предусмотренных настоящим Регламентом.
(19) Настоящий Регламент не должен применяться к кредитным рейтингам, которые составляются кредитным рейтинговым агентством по индивидуальному заказу и предоставляются исключительно заказчику и которые не предназначены для обнародования либо распространения по подписке.
(20) Финансовый анализ, финансовые рекомендации и иные мнения о стоимости либо цене финансового инструмента или финансового обязательства не рассматриваются в качестве кредитных рейтингов.
(21) Кредитный рейтинг, составленный добровольно, в частности, кредитный рейтинг, инициированный не по запросу составителя или оцениваемого лица, должен содержать ясное указание на свой добровольный характер и должен отличаться от запрашиваемого кредитного рейтинга соответствующими признаками.
(22) Чтобы избежать возможных конфликтов интересов, кредитные рейтинговые агентства уделяют основное внимание в своей профессиональной деятельности составлению кредитных рейтингов. Кредитному рейтинговому агентству должно быть запрещено предоставлять консультативные услуги и давать профессиональные советы. В частности, кредитное рейтинговое агентство не должно делать предложения либо давать рекомендации относительно проекта структурированного финансового инструмента. Однако кредитным рейтинговым агентствам должно быть разрешено оказывать вспомогательные услуги, если это не создает потенциального конфликта интересов с составлением кредитных рейтингов.
(23) Кредитные рейтинговые агентства должны пользоваться при составлении рейтингов методологией, которая является строгой, системной, непрерывной и поддающейся проверке, в том числе на основе соответствующего исторического опыта и бэк-тестинга*(20). Указанное требование, однако, не должно являться основанием для вмешательства уполномоченных органов и Государств-членов ЕС в содержание кредитных рейтингов и в методологию их составления. Аналогично, требование о том, чтобы кредитные рейтинговые агентства пересматривали кредитные рейтинги как минимум раз в год, не должно возлагать на кредитные рейтинговые агентства обязанность на постоянной основе контролировать кредитные рейтинги и при необходимости пересматривать их. Указанные требования не должны применяться таким образом, чтобы препятствовать вхождению на рынок новых кредитных рейтинговых агентств.
(24) Кредитные рейтинги должны быть хорошо обоснованы и достаточно аргументированы, чтобы избежать рейтинговых компромиссов.
(25) Кредитные рейтинговые агентства должны обнародовать информацию о методах, моделях и ключевых рейтинговых предположениях, которые они используют в процессе деятельности по составлению кредитных рейтингов. Уровень детализации при раскрытии информации о моделях должен быть таковым, чтобы предоставить пользователям кредитных рейтингов достаточную информацию для того, чтобы осуществить свою собственную комплексную оценку для принятия решения относительно того, можно ли полагаться на указанные кредитные рейтинги или нет. Обнародование информации о моделях не должно, однако, раскрывать конфиденциальную коммерческую информацию либо значительно сдерживать инновации.
(26) Кредитные рейтинговые агентства должны установить соответствующие внутренние правила и процедуры для сотрудников и иных лиц, вовлеченных в процесс составления кредитных рейтингов, призванные препятствовать возникновению любых конфликтов интересов, способствовать их выявлению, устранению либо управлению ими и обнародованию информации о них, а также призванные постоянно обеспечивать качество, целостность и основательность процесса составления и пересмотра кредитных рейтингов. Такие правила и процедуры должны, в частности, включать в себя внутренние механизмы контроля и обеспечение нормативно-правового соответствия.
(27) Кредитные рейтинговые агентства должны избегать ситуаций конфликта интересов и соответствующим образом справляться с такими конфликтами, если они неизбежны, чтобы обеспечивать свою независимость. Кредитные рейтинговые агентства должны своевременно обнародовать информацию о конфликтах интересов. Они также должны сохранять записи обо всех существенных угрозах независимости кредитного рейтингового агентства, а также угрозах независимости своих сотрудников и иных лиц, вовлеченных в процесс составления кредитных рейтингов, а также о мерах защиты, примененных для уменьшения этих угроз.
(28) Кредитное рейтинговое агентство либо группа кредитных рейтинговых агентств должны поддерживать структуру эффективного корпоративного управления. При разработке своей структуры корпоративного управления кредитное рейтинговое агентство либо группа таких агентств должны учитывать необходимость обеспечения независимости, объективности и надлежащего качества составляемых ими рейтингов.
(29) Чтобы обеспечить независимость кредитного рейтингового процесса от коммерческого интереса кредитного рейтингового агентства как компании, кредитные рейтинговые агентства должны гарантировать, что как минимум одна треть, но не менее двух членов правления либо совета директоров независимы с точки зрения соответствия пункту 13 Раздела III Рекомендаций Европейской Комиссии от 15 февраля 2005 г. 2005/162/ЕС относительно роли членов правления либо членов совета директоров компаний, прошедших процедуру листинга, и относительно комитетов в совете директоров*(21). Кроме того, необходимо, чтобы большинство высшего руководства, в том числе, всех независимых членов правления либо совета директоров, имели достаточные специальные знания в соответствующих сферах финансовых операций. Специалист по внутреннему контролю должен регулярно докладывать об исполнении своих обязанностей высшему руководству и независимым членам правления или совета директоров.
(30) Чтобы избежать конфликта интересов, вознаграждение независимых членов правления или совета директоров не должно зависеть от деятельности кредитного рейтингового агентства.
(31) Кредитное рейтинговое агентство должно обеспечить значительное количество своих сотрудников необходимыми знаниями и опытом в сфере своей кредитной рейтинговой деятельности. В частности, кредитное рейтинговое агентство должно обеспечить соответствующее распределение людских и финансовых ресурсов по направлениям составления, контроля и обновления кредитных рейтингов.
(32) Принимая во внимание особое положение кредитных рейтинговых агентств, имеющих менее 50 сотрудников, уполномоченные органы должны иметь возможность освободить такие кредитные рейтинговые агентства от некоторых обязанностей, предусмотренных настоящим Регламентом в отношении роли независимых членов правления или совета директоров, обеспечения нормативно-правового соответствия и механизма ротации, при условии, что указанные кредитные рейтинговые агентства могут подтвердить, что они соответствуют особым условиям. Уполномоченные органы должны, в частности, определить, не был ли размер кредитного рейтингового агентства установлен таким образом, чтобы избежать соответствия требованиям настоящего Регламента кредитным рейтинговым агентством или группой таких агентств. Применение льготы уполномоченными органам Государств-членов ЕС должно осуществляться таким образом, чтобы избежать риска фрагментации внутреннего рынка и гарантировать единообразное применение законодательства Сообщества.
(33) Длительные отношения с одними и теми же оцениваемыми лицами либо со связанными с ними лицами могут ставить под угрозу независимость рейтинговых аналитиков и лиц, одобряющих кредитные рейтинги. В связи с этим указанные аналитики и лица должны подлежать соответствующему механизму ротации, который должен предусматривать постепенное изменение команд аналитиков и кредитных рейтинговых комитетов.
(34) Кредитные рейтинговые агентства должны гарантировать, что методы, модели и ключевые рейтинговые предположения, такие как математические и корелляционные предположения, используемые для определения кредитных рейтингов, надлежащим образом поддерживаются, обновляются и периодически подвергаются полному пересмотру, а также что их описания опубликованы в таком виде, который позволяет провести всеобъемлющий обзор. В случаях, когда недостаток надежных данных либо сложность структуры нового типа финансового инструмента, в частности структурированных финансовых инструментов, вызывает серьезные опасения относительно того, сможет ли кредитное рейтинговое агентство составить достоверный кредитный рейтинг, кредитное рейтинговое агентство должно отказаться от составления такого рейтинга либо отозвать уже выпущенный рейтинг. Изменения качества информации, доступной для контроля выпущенного кредитного рейтинга должны быть опубликованы при пересмотре последнего, и при необходимости кредитный рейтинг должен быть изменен.
(35) Чтобы обеспечить качество кредитных рейтингов, кредитное рейтинговое агентство должно принять меры для обеспечения надежности информации, которую оно использует при присвоении кредитного рейтинга. С этой целью кредитное рейтинговое агентство должно иметь возможность рассматривать, inter alia, независимые аудиторские финансовые заключения и обнародованную информацию; подтверждения авторитетных третьих сторон; выборочный контроль полученной информации; либо положения договоров, ясно устанавливающие ответственность оцениваемого лица либо связанных с ним третьих лиц, если информация, предоставленная согласно договору, является заведомо ложной или вводящей в заблуждение, или если оцениваемое лицо или связанные с ним третьи лица не провели необходимый комплексный анализ верности информации, предусмотренный условиями договора.
(36) Настоящий Регламент применяется без ущерба обязанности кредитных рейтинговых агентств защищать право на неприкосновенность частной жизни физических лиц в отношении обработки персональных данных в соответствии с Директивой 95/46/EC Европейского Парламента и Совета ЕС от 24 октября 1995 г. о защите физических лиц в отношении обработки персональных данных и свободного обращения таких данных*(22).
(37) Кредитным рейтинговым агентствам необходимо установить надлежащие процедуры для регулярного пересмотра методологии, моделей и ключевых рейтинговых предположений, используемых кредитным рейтинговым агентством, чтобы иметь возможность соответствующим образом отражать изменяющиеся условия на рынках базисных активов. С целью обеспечения прозрачности обнародование любых существенных изменений методологии, методик, процедур и процессов, применяемых кредитными рейтинговыми агентствами, должно осуществляться до их вступления в силу, за исключением случаев, когда экстремальные рыночные условия требуют незамедлительного изменения кредитных рейтингов.
(38) Кредитное рейтинговое агентство должно указать на возможные риски, включая анализ чувствительности соответствующих предположений к уровню риска. Этот анализ должен объяснять, каким образом различные варианты развития событий на рынке, влияющие на параметры, включенные в модель, могут повлиять на изменение кредитного рейтинга (например, неустойчивость конъюнктуры). Кредитное рейтинговое агентство должно убедиться в том, что историческая информация о просроченных платежах по его рейтинговым категориям может быть подтверждена и подсчитана, и что такая информация создает достаточную основу для понимания заинтересованными сторонами исторического развития каждой рейтинговой категории, а также изменялись ли указанные категории и каким образом это происходило. Если природа кредитного рейтинга либо иные обстоятельства делают информацию о просроченных с течением времени платежах неприменимой, статистически неверной либо иным образом способствующей введению в заблуждение пользователей кредитного рейтинга, кредитное рейтинговое агентство должно предоставить соответствующие пояснения. Указанная информация должна быть по возможности сравнима с любыми существующими отраслевыми моделями в целях способствования инвесторам в сравнении результатов деятельности различных кредитных рейтинговых агентств.
(39) В целях укрепления прозрачности кредитных рейтингов и защиты инвесторов CESR должен содержать центральный банк данных, в котором должна храниться информация о деятельности кредитных рейтинговых агентств и о выпущенных в прошлом кредитных рейтингах. Кредитные рейтинговые агентства должны передавать информацию в указанный банк данных в стандартной форме. CESR должен хранить указанную информацию в открытом доступе и ежегодно публиковать информационные сводки об основных отмеченных событиях.
(40) При определенных обстоятельствах структурированные финансовые инструменты могут иметь эффект, отличный от эффекта традиционных корпоративных долговых обязательств. Инвесторы могут быть введены в заблуждение применением одинаковых рейтинговых категорий к обоим типам инструментов без специальных пояснений. Кредитные рейтинговые агентства должны играть важную роль в повышении осведомленности пользователей кредитных рейтингов о специфике структурированных финансовых инструментов по сравнению с традиционными. В связи с этим, кредитные рейтинговые агентства должны ясно различать рейтинговые категории, используемые для оценки структурированных финансовых инструментов, с одной стороны, и рейтинговые категории, используемые для оценки иных финансовых инструментов или финансовых обязательств, с другой стороны, с помощью добавления соответствующего символа к наименованию рейтинговой категории.
(41) Кредитные рейтинговые агентства должны принять меры для предотвращения ситуаций, когда эмитенты запрашивают предварительную рейтинговую оценку рассматриваемого структурированного финансового инструмента у нескольких кредитных рейтинговых агентств с целью определения того, которое предлагает наилучший кредитный рейтинг для данной структуры. Эмитенты также должны отказаться от подобной практики.
(42) Кредитное рейтинговое агентство должно хранить записи о методах составления кредитных рейтингов и регулярно обновлять их в связи с внесением изменений, а также хранить записи о существенных элементах диалога между рейтинговым аналитиком и оцениваемым лицом или связанными с ним третьими лицами.
(43) Чтобы обеспечить высокий уровень уверенности инвесторов и потребителей во внутреннем рынке, кредитные рейтинговые агентства, выпускающие кредитные рейтинги на территории Сообщества, должны подлежать регистрации. Регистрация является основополагающим требованием к кредитным рейтинговым агентствам, намеревающимся составлять кредитные рейтинги, предназначенные для использования в регулятивных целях на территории Сообщества. Поэтому необходимо определить согласованные условия и процедуры получения, приостановления и аннулирования такой регистрации.
(44) Настоящий Регламент не должен заменять существующий процесс признания Институтов внешних кредитных оценок (ECAIs) в соответствии с Директивой 2006/48/EC. Признанные на территории Сообщества ECAIs должны подать заявление на регистрацию в соответствии с настоящим Регламентом.
(45) Кредитное рейтинговое агентство, зарегистрированное уполномоченным органом соответствующего Государства-члена ЕС, получает право на выпуск кредитных рейтингов на всей территории Сообщества. Таким образом, необходимо установить единую процедуру регистрации кредитных рейтинговых агентств; регистрация при этом должна действовать на всей территории Сообщества. Регистрация кредитного рейтингового агентства должна считаться завершенной по вступлении в силу решения о регистрации, принятого уполномоченным органом Государства-члена ЕС по месту нахождения, согласно действующему национальному законодательству.
(46) Необходимо установить единый пункт приема заявлений на регистрацию. CESR должен принимать заявления и надлежащим образом информировать уполномоченные органы всех Государств-членов ЕС. CESR также должен давать консультации уполномоченным органам Государств-членов ЕС по месту нахождения относительно полноты заявления. Рассмотрение заявлений на регистрацию должно осуществляться на национальном уровне соответствующим уполномоченным органом. Чтобы эффективно взаимодействовать с кредитными рейтинговыми агентствами, уполномоченные органы должны создавать оперативные группы (коллегии), поддерживаемые эффективной информационно-технологической инфраструктурой. CESR должен учредить подкомиссию, специализирующуюся в сфере кредитных рейтингов для каждой категории активов, оцениваемых кредитными рейтинговыми агентствами.
(47) Некоторые кредитные рейтинговые агентства состоят из нескольких юридических лиц, которые вместе образуют группу кредитных рейтинговых агентств. При регистрации каждого из кредитных рейтинговых агентств, являющихся частью такой группы, уполномоченные органы соответствующих Государств-членов ЕС должны координировать рассмотрение заявлений, поданных кредитными рейтинговыми агентствами, относящимися к одной группе, и принятие решений относительно регистрации. Тем не менее, должна существовать возможность отказа в регистрации кредитному рейтинговому агентству внутри группы кредитных рейтинговых агентств, если такое кредитное рейтинговое агентство не отвечает требованиям, необходимым для регистрации, в то время как другие члены той же группы соответствуют требованиям к регистрации, предусмотренным настоящим Регламентом. Так как коллегии не должны наделяться полномочиями по вынесению юридически обязательных решений, уполномоченные органы Государств-членов ЕС по месту нахождения членов группы кредитных рейтинговых агентств должны в индивидуальном порядке принимать решение в отношении кредитного рейтингового агентства, учрежденного на территории соответствующего Государства-члена ЕС.
(48) Коллегия должна разработать эффективную основу для обмена контрольной информацией между уполномоченными органами, для координации их деятельности, а также контрольные меры, необходимые для эффективного контроля кредитных рейтинговых агентств. В частности, коллегия должна способствовать мониторингу исполнения условий одобрения кредитных рейтингов, составленных в третьих странах, условий сертификации, привлечения внешних исполнителей, а также условий предоставления льгот, предусмотренных настоящим Регламентом. Деятельность коллегии должна способствовать единообразному применению правил, предусмотренных настоящим Регламентом, и сближению контрольной практики.
(49) Чтобы усовершенствовать на практике координацию деятельности коллегии, ее члены должны выбрать из своего состава председателя. Председатель должен возглавлять собрания коллегии, разрабатывать письменные координационные правила и координировать деятельность коллегии. Во время регистрационного процесса председатель должен оценивать необходимость продления срока рассмотрения заявлений, координировать такое рассмотрение и взаимодействовать с CESR.
(50) В ноябре 2008 г. Европейская Комиссия создала группой высокого уровня и поставила перед ней задачу по исследованию будущего Европейской структуры контроля в сфере финансов, в том числе роли CESR.
(51) Существующая структура контроля не должна рассматриваться в качестве долгосрочного решения для надзора над кредитными рейтинговыми агентствами. Ожидается, что коллегии уполномоченных органов систематизируют взаимодействие и сближение в сфере контроля в этой области в Сообществе. Они уже являются значительным шагом вперед, однако не могут заменить всех преимуществ более консолидированного контроля кредитной рейтинговой отрасли. Кризис международных финансовых рынков ясно продемонстрировал, что по-прежнему нужно рассматривать необходимость широкого реформирования регулятивной и контрольной моделей финансового сектора Сообщества. Чтобы достичь необходимого уровня сближения контрольных систем Сообщества, необходимого уровня взаимодействия, а также чтобы укрепить стабильность финансовой системы, особенно необходимы дальнейшие широкомасштабные реформы регулятивной и контрольной моделей финансового сектора Сообщества, которые оперативно должны быть предложены Европейской Комиссией с учетом выводов, представленных 25 февраля 2009 г. группой экспертов под председательством Jacques de . Европейская Комиссия должна как можно быстрее, но в любом случае не позднее 1 июля 2010 г., представить отчет Европейскому Парламенту, Совету ЕС и другим заинтересованным организациям о любых результатах деятельности в данном направлении, а также должна выступить с любой законодательной инициативой, необходимой, чтобы устранить выявленные недостатки в координации контрольной деятельности и в организации взаимодействия.
(52) В качестве существенных изменений условий первоначальной регистрации кредитного рейтингового агентства, inter alia, должны рассматриваться значительные изменения режима одобрения, организации привлечения внешних исполнителей, а также создание и ликвидация филиалов и представительств.
(53) Контроль над кредитным рейтинговым агентством должен осуществляться уполномоченным органом Государства-члена ЕС по месту нахождения при взаимодействии с уполномоченными органами других заинтересованных Государств-членов ЕС и с помощью соответствующей коллегии, а также при необходимом участии CESR.
(54) Возможность уполномоченного органа Государства-члена ЕС по месту нахождения и других членов соответствующей коллегии оценивать и отслеживать исполнение кредитным рейтинговым агентством обязанностей, предусмотренных настоящим Регламентом, не должна ограничиваться соглашениями о привлечении внешних исполнителей, которые заключило кредитное рейтинговое агентство. В случае использования соглашений о привлечении внешних исполнителей кредитное рейтинговое агентство должно оставаться ответственным за исполнение всех обязанностей, предусмотренных настоящим Регламентом.
(55) С целью поддержания высокого уровня уверенности инвесторов и потребителей, а также обеспечения постоянного контроля кредитных рейтингов, составленных на территории Сообщества, кредитные рейтинговые агентства, центральные органы управления которых расположены за пределами Сообщества, обязаны основать дочернюю компанию на территории Сообщества, чтобы предоставить возможность осуществления эффективного контроля их деятельности на территории Сообщества, а также обеспечить эффективное использование режима одобрения. Возникновение новых компаний на рынке кредитных рейтинговых агентств должно также приветствоваться.
(56) Уполномоченные органы должны иметь возможность использовать полномочия, предоставленные им настоящим Регламентом в отношении кредитных рейтинговых агентств, лиц, участвующих в деятельности по составлению кредитных рейтингов, оцениваемых лиц и связанных с ними третьих лиц, третьих сторон, которым кредитные рейтинговые агентства передали определенные функции или полномочия, и других лиц, иным образом связанных с кредитными рейтинговыми агентствами либо кредитной рейтинговой деятельностью. К таким лицам относятся, в частности, акционеры либо члены правления или совета директоров кредитных рейтинговых агентств и оцениваемых лиц.
(57) Положения настоящего Регламента относительно административных сборов не умаляют значение соответствующих положений национального законодательства, регулирующего административные или аналогичные сборы и пошлины.
(58) Необходимо создать механизм обеспечения эффективного применения настоящего Регламента. Уполномоченные органы Государств-членов ЕС должны иметь в своем распоряжении необходимые средств обеспечения соответствия рейтингов, выпущенных в Сообществе, требованиям настоящего Регламента. Применение данных контрольных мероприятий во всех случаях должно координироваться соответствующей коллегией. Такие меры, как отзыв регистрации либо приостановление использования кредитных рейтингов в регулятивных целях, должны применяться, только если они признаны пропорциональными значительности нарушений обязанностей, предусмотренных настоящим Регламентом. При осуществлении своих контрольных полномочий уполномоченные органы должны соответствующим образом учитывать интересы инвесторов, а также стабильность рынка. Так как независимость кредитного рейтингового агентства в процессе составления кредитных рейтингов охраняется законодательством, уполномоченные органы и Государства-члены ЕС не должны вмешиваться в содержание кредитных рейтингов и в методы, с помощью которых кредитное рейтинговое агентство составляет кредитные рейтинги, чтобы избежать дискредитации кредитных рейтингов. Если кредитное рейтинговое агентство подвергается давлению, оно должно уведомить об этом Европейскую Комиссию и CESR. Европейская Комиссия должна рассмотреть каждый отдельный случай и определить, необходимо ли принятие мер в отношении соответствующего Государства-члена ЕС в связи с нарушением им его обязанностей в соответствии с настоящим Регламентом.
(59) Желательно убедиться в том, что принятие решений, предусмотренных настоящим Регламентом, основано на тесном взаимодействии между уполномоченными органами Государств-членов ЕС, и в связи с этим, принятие решений о регистрации должно быть основано на соглашении. Это является необходимой предпосылкой для эффективности процесса регистрации и надзорной деятельности. Принятие решений должно быть эффективным, быстрым и согласованным.
(60) Для эффективности контроля и в целях предотвращения дублирования полномочий уполномоченные органы Государств-членов ЕС должны взаимодействовать между собой.
(61) Важно наладить обмен информацией между уполномоченными органами, отвечающими за контроль кредитных рейтинговых агентств в соответствии с настоящим Регламентом, и уполномоченными органами, контролирующими финансовые учреждения, в частности, с теми, которые ответственны за пруденциальный надзор либо за финансовую стабильность в Государствах-членах ЕС.
(62) Уполномоченные органы Государств-членов ЕС, иные, чем уполномоченный орган Государства-члена ЕС по месту нахождения, должны иметь возможность после уведомления CESR и уполномоченного органа Государства-члена ЕС по месту нахождения, а также после проведения консультаций с соответствующей коллегией вмешаться и принять соответствующие контрольные меры в том случае, если будет установлено, что зарегистрированное кредитное рейтинговое агентство, рейтинги которого используются на территории этого Государства-члена ЕС, не исполняет свои обязанности, предусмотренные настоящим Регламентом.
(63) Если настоящим Регламентом не предусмотрены специальные процедуры регистрации, сертификации либо ее отзыва, применения контрольных мер или осуществления контрольных полномочий, применяется национальное законодательство, регулирующее такие процедуры, в том числе, в отношении выбора языка, профессиональной тайны и привилегии на сохранение адвокатской тайны. При этом не должны затрагиваться права кредитных рейтинговых агентств и иных лиц, предусмотренные указанным законодательством.
(64) Необходимо усилить сближение полномочий, имеющихся в распоряжении уполномоченных органов, чтобы добиться эквивалентной эффективности применения на всем внутреннем рынке.
(65) CESR должен обеспечить согласованное применение настоящего Регламента. Он должен усовершенствовать сотрудничество и координацию уполномоченных органов при осуществлении контрольных полномочий, способствовать такому сотрудничеству и при необходимости давать руководящие указания. В связи с этим, CESR должен учредить механизм медиации и независимой экспертной оценки в целях способствования использованию согласованных подходов уполномоченными органами.
(66) Государства-члены ЕС должны установить правила о наложении штрафных санкций за нарушение положений настоящего Регламента и обеспечивать их имплементацию. Указанные штрафные санкции должны быть эффективными, пропорциональными и оказывающими сдерживающее воздействие, и должны быть предусмотрены как минимум для случаев грубого нарушения профессиональной этики и пренебрежения должной осмотрительностью. Государства-члены ЕС должны иметь возможность установить меры административной и уголовной ответственности. CESR должен разработать руководящие принципы для сближения деятельности по наложению указанных штрафных санкций.
(67) Любой обмен информацией, а также ее передача между уполномоченными органами, иными органами, организациями или лицами должны осуществляться в соответствии с правилами о передаче персональных данных, установленными Директивой 95/46/EC.
(68) Настоящий Регламент также должен предусматривать правила относительно обмена информацией с уполномоченными органами третьих стран, в частности, с теми, которые ответственны за контроль кредитных рейтинговых агентств, участвующих в одобрении и сертификации.
(69) Без ущерба применению законодательства Сообщества любые требования к кредитным рейтинговым агентствам, связанные с любым нарушением положений настоящего Регламента, должны предъявляться в соответствии с применимым национальным законодательством о гражданской ответственности.
(70) Меры, необходимые для имплементации настоящего Регламента, должны приниматься в соответствии с Решением 1999/468/EC Совета ЕС от 28 июня 1999 г., устанавливающим процедуру осуществления полномочий, которыми наделена Европейская Комиссия*(23).
(71) В частности, Европейская Комиссия должна быть уполномочена, принимая во внимание международное развитие, вносить изменения в Приложения I и II, устанавливающие конкретные критерии оценки исполнения кредитными рейтинговыми агентствами их обязанностей по внутренней организации, операционным мероприятиям, по правилам в отношении работников, по представлению кредитных рейтингов и их обнародованию, а также конкретизировать и менять критерии определения эквивалентности регулятивной и контрольной правовых систем третьих стран положениям настоящего Регламента. Так как указанные меры имеют общий характер и предназначены для внесения изменений во второстепенные элементы настоящего Регламента с помощью, inter alia, дополнения его новыми второстепенными элементами, такие меры должны приниматься в соответствии с регулятивной процедурой, установленной в Статье 5a Решения 1999/468/EC.
(72) С целью принятия во внимание дальнейшего развития финансовых рынков Европейская Комиссия должна представить Европейскому Парламенту и Совету ЕС отчет с оценкой применения настоящего Регламента, в частности, относительно использования кредитных рейтингов в регулятивных целях, а также относительно допустимости получения кредитным рейтинговым агентством вознаграждения от оцениваемого лица. По результатам указанной оценки Европейская Комиссия должна выступить с соответствующей законодательной инициативой.
(73) Европейская Комиссия также должна представить Европейскому Парламенту и Совету ЕС отчет с оценкой стимулов для эмитентов использовать кредитные рейтинговые агентства, учрежденные на территории Сообщества, для части своих рейтингов, с оценкой возможных альтернатив модели "эмитент платит", в том числе создания публичного кредитного рейтингового агентства Сообщества, а также с оценкой сближения национальных норм в отношении нарушения положений настоящего Регламента. По результатам указанной оценки Европейская Комиссия должна выступить с соответствующей законодательной инициативой.
(74) Европейская Комиссия также должна представить Европейскому Парламенту и Совету ЕС отчет с оценкой развития регулятивной и контрольной систем в сфере кредитных рейтинговых агентств в третьих странах и результатах такого развития, а также с оценкой переходных положений настоящего Регламента о стабильности финансовых рынков Сообщества.
(75) Так как цель настоящего Регламента, а именно, обеспечение высокого уровня защиты потребителей и инвесторов с помощью установления общих требований к качеству кредитных рейтингов, выпускаемых на внутреннем рынке, не может быть, учитывая существующий недостаток национального законодательства в этой сфере и тот факт, что большинство существующих кредитных рейтинговых агентств учреждены за пределами Сообщества, эффективно достигнута Государствами-членами ЕС, и, следовательно, может быть более успешно достигнута на уровне Сообщества, Сообщество вправе принять меры в соответствии с принципом субсидиарности, установленным Статьей 5 Договора. В соответствии с принципом пропорциональности, установленным указанной Статьей, настоящий Регламент не выходит за рамки необходимого для достижения указанной цели,
Приняли настоящий Регламент:
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
Совершено в Страсбурге, 16 сентября 2009 г.
За Европейский Парламент
Председатель |
J. BUZEK |
За Совет ЕС
Председатель |
______________________________
*(1) Regulation (EC) No 1060/2009 of the European Parliament and of the Council of 16 September 2009 on credit rating agencies (Text with EEA relevance). Опубликован в Официальном Журнале (далее - ОЖ) N L 302, 17.11.2009, стр. 1.
*(2) ОЖ N L 145, 31.5.2011, стр. 30.
*(3) ОЖ N L 174, 1.7.2011, стр. 1.
*(4) ОЖ N L 146, 31.5.2013, стр. 1.
*(5) ОЖ N L 153, 22.5.2014, стр.1.
*(6) Заключение от 13 мая 2009 г. (еще не опубликованное в ОЖ).
*(7) ОЖ N C 115, 20.05.2009, стр. 1.
*(8) Заключение Европейского Парламента от 23 апреля 2009 г. (еще не опубликованное в ОЖ) и Решение Совета ЕС от 27 июля 2009 г.
*(9) ОЖ N L 96, 12.4.2003, стр. 16.
*(10) ОЖ N L 177, 30.6.2006, стр. 1.
*(11) ОЖ N L 177, 30.6.2006, стр. 201.
*(12) ОЖ N L 375, 31.12.1985, стр. 3.
*(13) ОЖ N L 235, 23.9.2003, стр. 10.
*(14) Публикация об организации акционерного общества с целью привлечения подписчиков на акции - прим. перев.
*(15) ОЖ N L 345, 31.12.2003, стр. 64.
*(16) Без приведения текста инкорпорируемого документа - прим. перев.
*(17) ОЖ N L 149, 30.4.2004, стр. 1.
*(18) ОЖ N С 59, 11.3.2006, стр. 2.
*(19) ОЖ N L 25, 29.1.2009, стр. 18.
*(20) Проверка и модификация внутренних моделей оценки риска с учетом уже произошедших событий - прим. перев.
*(21) ОЖ N L 52, 25.2.2005, стр. 51.
*(22) ОЖ N L 281, 23.11.1995, стр. 31.
*(23) ОЖ N L 184, 17.7.1999, стр. 23.
*(24) Часть пунктов статьи удалена актами, вносящими изменения - прим. перев.
*(25) ОЖ N L 193, 18.7.1983, стр. 1.
*(26) ОЖ N L 145, 30.4.2004, стр. 1.
*(27) ОЖ N L 335, 17.12.2009, стр. 1.
*(28) ОЖ N L 302, 17.11.2009, стр. 32.
*(29) ОЖ N L 174, 01.7.2011, стр. 1.
*(30) ОЖ N L 201, 27.7.2012, стр. 1.
*(31) ОЖ N L 339, 24.12.2003, стр. 73.
*(32) Директива 2006/73/EC Европейской Комиссии от 10 августа 2006 г., имплементирующая Директиву 2004/39/EC Европейского Парламента и Совета ЕС применительно к организационным требованиям к инвестиционным компаниям, условиям их работы, а также определению терминов для целей указанной Директивы (ОЖ N L 241, 2.9.2006, стр. 26).
*(33) ОЖ N L,# 25.11.2005, стр. 15.
*(34) ОЖ N L 331, 15.12.2010, стр. 84.
*(35) Часть пунктов Статьи удалена актами, вносящими изменения - прим. перев.
*(36) ОЖ N L 331, 15.12.2010, стр. 12.
*(37) ОЖ N L 331, 15.12.2010, стр. 48.
*(38) ОЖ N L 331, 15.12.2010, стр. 1.
*(39) Часть пунктов Статьи удалена актами, вносящими изменения - прим. перев.
*(40) ОЖ N 17, 6.10.1958, стр. 385/58.
*(41) Часть пунктов Статьи удалена актами, вносящими изменения - прим. перев.
*(42) Часть пунктов Статьи удалена актами, вносящими изменения - прим. перев.
*(43) Часть пунктов Статьи удалена актами, вносящими изменения - прим. перев.
*(44) Процесс оптимизации, использующий исторические данные для построения прогнозов и проверки качества результатов - прим. перев.
*(45) ОЖ N L 8, 12.1.2001, стр. 1.
*(46) Часть пунктов Статьи удалена актами, вносящими изменения - прим. перев.
*(47) ОЖ N L 191, 13.7.2001, стр. 45.
*(48) Часть пунктов Статьи удалена актами, вносящими изменения - прим. перев.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Регламент Европейского Парламента и Совета Европейского Союза 1060/2009 от 16 сентября 2009 г. о кредитных рейтинговых агентствах
Регламент адресован государствам-членам Европейского Союза. Российская Федерация членом ЕС не является.
Настоящий Регламент вступает в силу на 20-й день после его публикации в Официальном Журнале Европейского Союза
Текст перевода официально опубликован не был; текст Регламента на английском языке опубликован в Официальном Журнале, N L 302, 17.11.2009 г., стр. 1.
Переводчики - Е.Ю. Проничева, О.М. Дедушева
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Регламент Европейского Парламента и Совета Европейского Союза 2022/2554 от 14 декабря 2022 г. о цифровой операционной устойчивости финансового сектора, а также об изменении Регламентов (EC) 1060/2009, (ЕС) 648/2012, (ЕС) 600/2014, (ЕС) 909/2014 и (ЕС) 2016/1011
Текст приводится без учета названных изменений
Регламент Европейского Парламента и Совета Европейского Союза (ЕС) 2017/2402 от 12 декабря 2017 г. об установлении общих правовых рамок для секьюритизации и о создании специальных правовых рамок для простой, прозрачной и стандартизированной секьюритизации, а также об изменении Директив 2009/65/EC, 2009/138/EC, 2011/61/ЕС и Регламентов (EC) 1060/2009 и (ЕС) 648/2012