Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 7 декабря 2012 г. N 03-03-06/1/633
Вопрос: Общество с ограниченной ответственностью приобрело в собственность недвижимое имущество (здание) в период применения упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложения "доходы". В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона "О бухгалтерском учете" от 21.11.1996 года N 129-ФЗ в период применения УСНО организация вела учет приобретенного здания как основного средства, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, начисляла на него амортизацию и определяла его остаточную стоимость. Через год после приобретения здания организация утратила право на применение упрощенной системы налогообложения (в силу подпункта 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ) и перешла на общую систему налогообложения. Через некоторое время после смены режима налогообложения с УСНО на ОСНО, здание было продано.
Вправе ли организация при определении налогооблагаемой базы для исчисления налога на прибыль организации (в связи с продажей здания) учесть в качестве расходов (по подпункту 1 пункта 1 статьи 268 и пункту 1 статьи 257 НК РФ) затраты на приобретение указанного здания, понесенные организацией в период применения упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложения "доходы" в размере остаточной стоимости этого здания, определяемой по данным бухгалтерского учета? Как правильно рассчитать сумму амортизации и остаточную стоимость здания для определения размера расхода?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письма по вопросу о порядке определения остаточной стоимости основного средства, приобретенного в период применения упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, и реализованного в период применения общего режима налогообложения, и сообщает следующее.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 268 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при реализации амортизируемого имущества налогоплательщик вправе уменьшить доходы от таких операций на остаточную стоимость амортизируемого имущества, определяемую в соответствии с пунктом 1 статьи 257 Кодекса.
Остаточная стоимость основных средств, введенных в эксплуатацию после вступления в силу главы 25 Кодекса, определяется как разница между их первоначальной стоимостью и суммой начисленной за период эксплуатации амортизации.
Однако налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, расходы на приобретение, сооружение и изготовление основных средств при определении объекта налогообложения не учитывают.
В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, ведут учет основных средств в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.
Статья 346.25 Кодекса, предусматривающая, в частности, особенности исчисления налоговой базы при переходе с упрощенной системы налогообложения на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль организаций с использованием метода начислений не содержит особенностей исчисления налоговой базы в части вышеуказанных расходов.
При этом в соответствии с пунктом 4 статьи 346.17 Кодекса при переходе налогоплательщика с объекта налогообложения в виде доходов на объект налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, расходы, относящиеся к налоговым периодам, в которых применялся объект налогообложения в виде доходов, при исчислении налоговой базы не учитываются.
В связи с этим, если налогоплательщик упрощенной системы налогообложения перешел с объекта налогообложения в виде доходов на объект налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, на дату такого перехода остаточная стоимость основных средств, приобретенных в период применения упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, не определяется.
Главой 26.2 Кодекса не предусмотрен также порядок определения остаточной стоимости таких основных средств на дату перехода налогоплательщика с упрощенной системы налогообложения на общий режим налогообложения.
Кроме того, по мнению Департамента, при реализации основного средства, приобретенного в период применения упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, налогоплательщик, находясь на общем режиме налогообложения, не вправе уменьшить доходы от такой реализации на остаточную стоимость амортизируемого имущества, рассчитанную по данным бухгалтерского учета, для целей исчисления налога на прибыль организаций.
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Согласно рассмотренной ситуации лицо, применяющее УСН, перешло с одного объекта налогообложения ("доходы") на другой ("доходы минус расходы").
Разъясняется, что на дату такого перехода остаточная стоимость основных средств, приобретенных в период применения объекта налогообложения в виде доходов, не определяется.
НК РФ также не предусмотрен порядок определения остаточной стоимости таких основных средств на дату перехода с УСН на общий режим налогообложения.
Если плательщик, находясь на общем режиме, реализовал основное средство, приобретенное в период применения УСН с объектом "доходы", то необходимо обратить внимание на следующее.
По мнению Минфина, доходы от такой реализации нельзя уменьшить на остаточную стоимость амортизируемого имущества, рассчитанную по данным бухучета, для целей налогообложения прибыли.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 7 декабря 2012 г. N 03-03-06/1/633
Текст письма официально опубликован не был