Определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 29 ноября 2012 г. N АПЛ12-677
Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Федина А.И., членов коллегии Манохиной Г.В., Лаврова Н.Г., при секретаре Кулик Ю.А., с участием прокурора Масаловой Л.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Студеникина В.П. о признании частично недействующим абзаца десятого пункта 1 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации"
по апелляционной жалобе Студеникина В.П. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 18 сентября 2012 г., которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Манохиной Г.В., объяснения представителя Правительства Российской Федерации Курсаева А.В., возражавшего против доводов апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей апелляционную жалобу необоснованной, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации установила:
пунктом 1 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" (далее - Постановление) (в редакции от 25 августа 2012 г.) установлены периоды, засчитываемые в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы офицерам, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и проходившим военную службу по контракту солдатам, матросам, сержантам и старшинам (далее именуются - военнослужащие), лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.
Названный нормативный правовой акт опубликован в Собрании актов Президента и Правительства Российской Федерации 4 октября 1993 г., N 40.
Студеникин В.П. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 1 Постановления в части, не предусматривающей включение в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы указанным в этом пункте лицам времени пребывания на военных сборах до 1 марта 1993 г.
В подтверждение требований заявитель указал, что на основании пункта 1 Постановления при увольнении на пенсию в 2000 году ему в выслугу лет не был включен период нахождения в 1978 году на военных сборах (60 дней), в результате чего он не получает ежемесячную надбавку к окладу денежного содержания за стаж службы в размере 40 процентов.
Постановление в оспариваемой части, по его мнению, противоречит статье 63 Закона Российской Федерации от 11 февраля 1993 г. N 4455-I "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон Российской Федерации от 11 февраля 1993 г. N 4455-I), в которой предусматривалось, что в общую продолжительность военной службы военнослужащего Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, органов внешней разведки и федеральных органов государственной безопасности включается продолжительность его действительной военной службы до введения в действие названного закона, и статье 61 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон о воинской обязанности и военной службе), в силу которой продолжительность действительной военной службы военнослужащего до 1 марта 1993 г. включается в общую продолжительность его военной службы. Постановление в оспариваемой части нарушает его права на получение пенсии в полном объеме.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 18 сентября 2012 г. в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе Студеникин В.П. просит об отмене решения суда и принятии нового решения об удовлетворении заявления. Полагает, что суд неправильно применил нормы материального права, допустил нарушения процессуального законодательства.
Студеникин В.П. в судебное заседание Апелляционной коллегии не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещён в установленном законом порядке, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований к отмене решения суда.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Постановление принято Правительством Российской Федерации во исполнение предписания, закрепленного в части третьей статьи 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I), которым предусмотрено, что порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 данного Закона, определяется Правительством Российской Федерации. Абзац десятый пункта 1 Постановления, предусматривающий включение в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы указанным в этом пункте лицам времени пребывания на военных сборах не ранее чем с 1 марта 1993 г., соответствует действующему законодательству и, следовательно, прав и законных интересов заявителя не нарушает.
Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 предусмотрено, что в выслугу лет для назначения пенсии засчитывается военная служба (часть 1 статьи 18).
Впервые Законом Российской Федерации от 11 февраля 1993 г. N 4455-I "О воинской обязанности и военной службе", введенным в действие с 1 марта 1993 г., было установлено, что время прохождения военных сборов засчитывается в общую продолжительность военной службы гражданина (пункт 5 статьи 37).
Действующим в настоящее время Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ прохождение военных сборов отнесено к исполнению обязанностей военной службы (подпункт "к" пункта 1 статьи 37).
Пунктом 36 Положения о порядке проведения военных сборов граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе, утвержденного постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 26 июня 1993 г. N 605 (утратило силу в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 29 мая 2006 г. N 333), время прохождения военных сборов (со дня зачисления по день исключения из списка личного состава воинской части) засчитывается в общую продолжительность военной службы гражданина.
На основании приведенных нормативных положений суд первой инстанции обоснованно указал в решении, что с 1 марта 1993 г. время прохождения военных сборов засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы.
Утверждения заявителя о том, что оспариваемое положение Постановления противоречит статье 61 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ и статье 63 Закона Российской Федерации от 11 февраля 1993 г. N 4455-I ошибочны и не могли служить основанием для удовлетворения его требования судом.
Статьей 61 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ предусмотрено, что продолжительность действительной военной службы военнослужащего до 1 марта 1993 г. включается в общую продолжительность его военной службы. Аналогичное положение содержала статья 63 Закона Российской Федерации от 11 февраля 1993 г. N 4455-I, в соответствии с которой в общую продолжительность военной службы военнослужащего Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, органов внешней разведки и федеральных органов государственной безопасности включается продолжительность его действительной военной службы до введения в действие данного Закона (1 марта 1993 г.).
Законом СССР от 12 октября 1967 г. N 1950-VII "О всеобщей воинской обязанности", регулирующим вопросы прохождения службы до 1 марта 1993 г. (утратил силу на территории Российской Федерации с 1 марта 1993 г.), было предусмотрено, что воинская служба состоит из действительной военной службы и службы в запасе Вооруженных Сил СССР; граждане, состоящие на действительной военной службе, именуются военнослужащими, а состоящие в запасе - военнообязанными; призываются на сборы военнообязанные, зачисленные в запас (статьи 5, 6, 49-51, 55).
Пунктом 1 постановления Совета Министров СССР от 15 декабря 1990 г. N 1290 "О выслуге лет для назначения пенсий лицам офицерского состава, прапорщикам, мичманам и военнослужащим сверхсрочной службы, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и пособиях этим военнослужащим, лицам начальствующего и рядового состава и их семьям" в выслугу лет на пенсии, назначаемые в соответствии с Законом СССР "О пенсионном обеспечении военнослужащих", засчитываются действительная военная служба в Советской Армии и Военно-Морском Флоте, пограничных, внутренних, железнодорожных войсках и других воинских формированиях.
На основании изложенного, Верховный Суд Российской Федерации пришел к обоснованному выводу о том, что по действующему до 1 марта 1993 г. законодательству время прохождения военных сборов не было отнесено к действительной военной службе и в выслугу лет для назначения пенсии не засчитывалось, и поэтому невключение в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы времени пребывания на военных сборах до 1 марта 1993 г. не противоречит действующему законодательству.
Установив, что оспариваемое в части Постановление не противоречит федеральному закону или другому нормативному акту, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции обоснованно, в соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принял решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда о законности абзаца десятого пункта 1 Постановления, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований считать такие выводы ошибочными.
Решение суда первой инстанции вынесено в соответствии с нормами материального и процессуального права, предусмотренных статьёй 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 18 сентября 2012 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Студеникина В.П. - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.И. Федин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 29 ноября 2012 г. N АПЛ12-677
Текст определения официально опубликован не был