Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 24 октября 2012 г. N 32-АПГ12-38
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Еременко Т.И.,
судей Беспаловой З.Д. и Ксенофонтовой О.А.,
при секретаре Тихонове М.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Великанова С.Ю. на решение Саратовского областного суда от 8 октября 2012 года, которым отказано в удовлетворении заявления Великанова С.Ю. об отмене регистрации кандидата в депутаты Саратовской областной Думы пятого созыва Сергеева А.Н., зарегистрированного решением территориальной избирательной комиссии Марксовского муниципального района Саратовской области от 30 августа 2012 года N 01-07/15-р по Марксовскому одномандатному избирательному округу N 15.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Ксенофонтовой О.А., объяснения представителя Сергеева А.Н. Черкезовой О.В., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей, что решение суда отмене не подлежит, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Саратовской областной Думы от 11 июля 2012 года выборы депутатов Саратовской областной Думы пятого созыва назначены на 14 октября 2012 года.
Постановлением Избирательной комиссии Саратовской области от 6 июня 2012 года N 117/2-4 "О возложении полномочий окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Саратовской областной Думы пятого созыва на территориальные избирательные комиссии" полномочия окружной избирательной комиссии Марксовского одномандатного избирательного округа N 15 возложены на территориальную избирательную комиссию Марксовского муниципального района Саратовской области.
Решением территориальной избирательной комиссии Марксовского муниципального района от 27 августа 2012 года N 01-0/7/11-р Великанов С.Ю. зарегистрирован кандидатом в депутаты Саратовской областной Думы пятого созыва по Марксовскому одномандатному избирательному округу N 15.
Решением территориальной избирательной комиссии Марксовского муниципального района от 30 августа 2012 года N 01-07/15-р Сергеев А.Н. зарегистрирован кандидатом в депутаты Саратовской областной Думы пятого созыва по тому же избирательному округу.
3 октября 2012 года Великанов С.Ю. обратился в Саратовский областной суд с заявлением об отмене регистрации кандидата в депутаты Саратовской областной Думы пятого созыва Сергеева А.Н., мотивировав его тем, что на специальный избирательный счет кандидата Сергеева А.Н. с нарушением действующего законодательства (уполномоченный представитель по финансовым вопросам, внесший денежные средства в размере 3.000 руб. и 200.000 руб., не имел полномочий на внесение собственных денежных средств кандидата на его специальный расчетный счет) были внесены денежные средства в размере 3.000 руб. и 200.000 руб., в связи с чем Сергеев А.Н. не имел права их использовать и должен был их возвратить.
Сергеевым А.Н. на предвыборную агитацию потрачена сумма 175.000 руб. из числа денежных средств, поступивших на специальный избирательный счет с нарушением законодательства, что, по мнению заявителя, свидетельствует об использовании средств помимо избирательного фонда, сумма 175.000 руб. превышает 5% от предельного размера избирательного фонда.
После представления Сергеевым А.Н. возражений (касающихся, в частности, того, что 200.000 руб. были внесены на его специальный избирательный счет в качестве добровольного пожертвования) Великанов С.Ю. 5 октября 2012 года обратился в суд с заявлением об отмене регистрации Сергеева А.Н., указав, что в нарушение закона в платежных документах на внесение пожертвований на специальный избирательный счет кандидата Сергеева А.Н. отсутствуют отдельные сведения (о субъекте Российской Федерации, в котором проживает вноситель, о районе проживания вносителя, данные о вносителе). Всего с нарушением закона на специальный избирательный счет Сергеева А.Н. внесена денежная сумма 379.000 руб. Сергеев А.Н. не возвратил денежные средства, полученные с нарушением закона, потратив сумму 367.960 руб., что является расходованием средств помимо избирательного фонда.
Решением Саратовского областного суда от 8 октября 2012 года в удовлетворении заявлений Великанова С.Ю. отказано.
В апелляционной жалобе Великанова С.Ю. ставится вопрос об отмене указанного решения как незаконного и необоснованного.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не усматривает оснований к отмене решения суда.
В соответствии с частью 2 статьи 52 закона Саратовской области от 28 июня 2007 года N 105-ЗСО "О выборах депутатов Саратовской областной Думы" кандидаты вправе назначать уполномоченных представителей по финансовым вопросам. Регистрация уполномоченных представителей по финансовым вопросам осуществляется соответствующей избирательной комиссии по письменному представлению кандидата.
Из материалов дела усматривается, что решением окружной избирательной комиссии Марксовского одномандатного избирательного округа N 15 от 27 августа 2012 года N 01-07/13/1 Сергеева Т.А. зарегистрирована уполномоченным представителем по финансовым вопросам кандидата в депутаты Саратовской областной Думы пятого созыва по Марксовскому одномандатному избирательному округу N 15 Сергеева А.Н. Ее полномочия определены нотариально удостоверенной доверенностью от 27 августа 2012 года.
5 сентября 2012 года Сергеевой Т.А. в качестве добровольного пожертвования внесена сумма 200.000 руб. Назначение взноса (добровольное пожертвование) указано на оборотной стороне приходного кассового ордера от 5 сентября 2012 года N 1004-2 и опровергает утверждение заявителя о том, что 200.000 руб. внесены уполномоченным представителем по финансовым вопросам кандидата Сергеева А.Н. в качестве его (кандидата) собственных средств.
Согласно части 3 статьи 52 закона Саратовской области от 28 июня 2007 года N 105-ЗСО "О выборах депутатов Саратовской областной Думы" избирательные фонды кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам, могут формироваться только за счет следующих денежных средств: собственных средств кандидата, которые в совокупности не могут превышать 50% от предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда кандидата, установленной в соответствии с настоящим законом (предельная сумма не может превышать 3.300.000 руб.); средств, которые выделены кандидату выдвинувшим его избирательным объединением и которые не могут превышать 50% от предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда кандидата; добровольных пожертвований граждан и юридических лиц в размере, не превышающем соответственно 3,5% и 50% от предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда кандидата для каждого гражданина, юридического лица.
Судом установлено, что внесенная в качестве добровольного пожертвования сумма 200.000 руб. превышает предельный размер суммы добровольного пожертвования гражданина (115.500 руб.) на сумму 84.500 руб. В нарушение требований части 11 статьи 52 закона Саратовской области "О выборах депутатов Саратовской областной Думы" сумма 84.500 руб. не возвращена жертвователю.
Всего на специальный избирательный счет кандидата Сергеева А.Н. поступили денежные средства, не формирующие специальный избирательный счет, в размере 87.500 руб. (84.500 + 3.000 руб., внесенные в качестве собственных средств кандидата Сергеева А.Н. его уполномоченным представителем по финансовым вопросам, не имеющим таковых полномочий).
Поскольку сумма 87.500 руб. не превышают 5% (165.000 руб.) от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, суд сделал правильный вывод о том, что указанное нарушение не может явиться основанием для отмены регистрации кандидата Сергеева А.Н.
Судом проверен и признан несостоятельным довод заявителя об отсутствии в платежных документах на внесение пожертвований на специальный избирательный счет кандидата Сергеева А.Н. сведений о субъекте Российской Федерации, в котором проживает вноситель, о районе проживания вносителя, данных о вносителе.
Согласно пункту 14 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ добровольное пожертвование гражданина - безвозмездное внесение гражданином Российской Федерации собственных денежных средств на специальный избирательный счет кандидата, избирательного объединения.
В соответствии с пунктом 7 статьи 58 названного Федерального закона гражданин при внесении пожертвования указывает в платежном документе сведения о себе: фамилию, имя, отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию и номер паспорта или заменяющего его документа, информацию о гражданстве.
В силу подпункта "н" пункта 6 статьи 58 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ запрещается вносить пожертвования в избирательные фонды кандидатов, избирательных объединений анонимным жертвователям. Под анонимным жертвователем понимается гражданин, который не указал в платежном документе на внесение пожертвования любое из следующих сведений: фамилию, имя и отчество, адрес места жительства, или указал недостоверные сведения.
Разрешая заявления Великанова С.Ю., суд проанализировал приведенные нормы избирательного законодательства и пришел к правильному выводу о том, что отсутствие в платежных документах жертвователей указания субъекта Российской Федерации, в котором они проживают, и района проживания не свидетельствует о нарушении закона (неуказании адреса) и не препятствует установлению личности жертвователя. Судом выяснено, что личность вносителей средств была установлена работниками банка (Сергеева Т.А., Груколенко Ю.В., Мейд Н.А.). Допрошенный свидетель пояснил, что при оформлении прихода денежных средств от граждан операционной системой банка автоматически заполняются поля в адресе их места жительства - субъект Российской Федерации и район.
При таких обстоятельствах следует согласиться с выводом суда о том, что при оформлении платежных документов о внесении добровольных пожертвований на специальный избирательный счет кандидата в депутаты Сергеева А.Н. нарушений действующего законодательства, являющихся основанием для отмены регистрации кандидата, не допущено.
Судом установлено, что по тем платежным документам, в которых не указаны данные вносителя денежных средств, на специальный избирательный счет кандидата Сергеева А.Н. внесены собственные средства кандидата.
С учетом того, что избирательное законодательство не требует указания сведений о вносителе денежных средств, если вносятся собственные средства кандидата, судом сделан правильный вывод об отсутствии со стороны Сергеева А.Н. нарушений законодательства и в этой части.
Находя решение суда законным и обоснованным, Судебная коллегия не усматривает оснований к его отмене по доводам апелляционной жалобы Великанова С.Ю., которые аналогичны заявлявшимся при обращении в суд и свидетельствуют о неправильном толковании норм избирательного законодательства.
Руководствуясь статьями 327, 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Саратовского областного суда от 8 октября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Великанова С.Ю. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Еременко Т.И. |
Судьи |
Беспалова З.Д. |
|
Ксенофонтова О.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон об основных гарантиях избирательных прав предусматривает возможность внести средства граждан на избирательный счет кандидата, избирательного объединения.
Так, добровольное пожертвование гражданина - безвозмездное внесение им собственных денег на специальный избирательный счет кандидата, избирательного объединения.
Относительно применения данных норм СК по административным делам ВС РФ разъяснила следующее.
В соответствии с законом гражданин при внесении пожертвования указывает в платежном документе сведения о себе: Ф.И.О., дату рождения, адрес места жительства, серию и номер паспорта или заменяющего его документа, информацию о гражданстве.
Вносить пожертвования в избирательные фонды кандидатов, избирательных объединений анонимным жертвователям запрещается.
Под анонимным жертвователем понимается гражданин, который не указал в платежном документе на внесение пожертвования любое из следующих сведений: Ф.И.О., адрес места жительства - или обозначил недостоверные сведения.
Отсутствие в платежных документах жертвователей указания субъекта Российской Федерации и района, в котором они проживают, не свидетельствует о нарушении закона (о необозначении адреса).
Это само по себе не препятствует тому, чтобы установить личность жертвователя.
Кроме того, Коллегия указала, что избирательное законодательство не требует указывать сведения о вносителе денег, если речь идет о зачислении собственных средств кандидата.
Поэтому если в таком случае в платежном документе не указаны данные вносителя денег, то нарушения требований закона нет.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 24 октября 2012 г. N 32-АПГ12-38
Текст определения официально опубликован не был