Письмо Минфина РФ от 1 апреля 2011 г. N 02-06-10/1205
Департамент бюджетной политики и методологии Министерства финансов Российской Федерации рассмотрел письмо о возможности передачи ведения бухгалтерского учета муниципальным бюджетным учреждением на договорной основе специализированной или коммерческой организации и сообщает.
В соответствии со статьей 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации одним из полномочий получателя бюджетных средств является ведение бюджетного учета либо передача на основании соглашения этого полномочия иному государственному (муниципальному) учреждению (централизованной бухгалтерии).
Согласно пункту 2 статьи 6 Закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон 129-ФЗ) руководители организаций могут передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии.
На основе этих положений законодательства Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 года N 157н (далее - Инструкция 157н), предусмотрено право руководителя учреждения передать по договору (соглашению) ведение бухгалтерского учета органу власти, государственному (муниципальному) учреждению (казенному, бюджетному, автономному), организации (централизованной бухгалтерии).
В соответствии с Федеральным законом от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" бюджетные учреждения в переходный период, то есть до принятия федеральными органами исполнительной власти, субъектами Российской Федерации, органами местного самоуправления с учетом положений частей 15 и 16 статьи 33 решения о предоставлении им субсидии из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, являются получателями бюджетных средств.
В этом случае муниципальное бюджетное учреждение как получатель бюджетных средств вправе передать полномочия по ведению бюджетного учета иному органу местного самоуправления, муниципальному учреждению только на основании соглашения о передаче указанных полномочий (соответственно с последующей корректировкой объема бюджетных ассигнований (лимитов бюджетных обязательств) на выполнение переданных полномочий).
Заключение договора бюджетным учреждением - получателем бюджетных средств о передаче ведения бюджетного учета на платной основе противоречит положениям бюджетного законодательства Российской Федерации.
Если в отношении муниципального бюджетного учреждения согласно указанным выше положениям принято решение о предоставлении ему субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием им в соответствии с муниципальным заданием муниципальных услуг (выполнением работ), то руководитель учреждения при наличии у него полномочий согласно уставу учреждения вправе передать ведение бухгалтерского учета по договору или соглашению другому учреждению, организации (централизованной бухгалтерии), в том числе, на платной основе.
При этом в договоре на передачу полномочий по ведению бухгалтерского учета целесообразно предусматривать ответственность организации (централизованной бухгалтерии), осуществляющей ведение учета, за невыполнение требований законодательства Российской Федерации по ведению бухгалтерского учета, а также неполную и (или) несвоевременную уплату налогов (обязательных сборов, платежей) в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, несвоевременный и (или) неправильный расчет вознаграждений работникам учреждения и иные нарушения порядка организации и ведения бухгалтерского учета.
Кроме того, считаем необходимым отметить, что согласно положениям законодательства Российской Федерации ответственность за организацию хранения учетных документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, своевременное предоставление учредителю, иным внешним пользователям бухгалтерской отчетности, в том числе органам, осуществляющим контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации, судам и прокуратуре, полной, достоверной информации о наличии муниципального имущества и обязательств учреждения, а также о результатах его деятельности, несет руководитель учреждения независимо от того, осуществляется ли ведение бухгалтерского учета самим учреждением или передано иному учреждению, организации (централизованной бухгалтерии).
При этом согласно статье 18 Федерального закона N 129-ФЗ от 21 ноября 1996 года руководитель учреждения и другие лица, ответственные за организацию и ведение бухгалтерского учета, в случае уклонения от ведения бухгалтерского учета в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и нормативными актами органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, искажения бухгалтерской отчетности и несоблюдения сроков ее представления и публикации привлекается к административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
И о. Директора |
С.В. Романов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.