Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) в составе:
ведущего заседание Комиссии - начальника отдела рассмотрения жалоб Управления контроля размещения государственного заказа Петрова А.В.,
членов комиссии:
начальника отдела проверок Управления контроля размещения государственного заказа Рахмедова Д.С.,
заместителя начальника отдела нормотворчества и взаимодействия с территориальными органами Управления контроля размещения государственного заказа Горяиновой Ю.В.,
советника Управления контроля размещения государственного заказа Крыловой М.К.,
ведущего консультанта отдела рассмотрения жалоб Управления контроля размещения государственного заказа Бостанова М. А.,
при участии представителей Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова" Плетнева Д.А., Евсташенкова А.Н., Заборской Ю.Е., Бедина И.Г., Грызунова Ю.В., представители ООО "Ворлд-Арт", ЗАО "Сбербанк - автоматизированная система торгов" на заседание Комиссии не явились, о дате, месте и времени рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "Ворлд-Арт" (далее - Заявитель) на действия Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова" (далее - Заказчик), содержащие признаки нарушения законодательства Российской Федерации о размещении заказов, при проведении ЗАО "Сбербанк - автоматизированная система торгов" (далее - Оператор электронной площадки) открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по строительству студенческого общежития в г. Архангельске (номер извещения 0724100000212000001) (далее - Аукцион) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от24.07.2012N 498, установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика.
1. Условие об оплате выполненных подрядных работ, установленные в пункте 18 части I "Сведения об открытом аукционе в электронной форме" документации об Аукционе, установлено с нарушением Закона о размещении заказов.
2. В пункте 18 части I "Сведения об открытом аукционе в электронной форме" документации об Аукционе установлено что, Заказчик вправе произвести оплату по контракту, только после оплаты исполнителем неустойки, что противоречит положению статьи 9 Закона о размещении заказов.
3. Пункт 8.4 части II "Техническое задание" документации об Аукционе установлен в нарушение положений Закона о размещении заказов.
4. В документации об Аукционе не установлен объем выполняемых работ.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о размещении заказов.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при размещении заказа:
1) извещение о проведении Аукциона размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) - 31.10.2012;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 572 078 623 рубля;
3) срок окончания подачи заявок на участия в Аукционе - 15.11.2012.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
1. В соответствии с частью 2 статьи 9 Закона о размещении заказов государственный контракт и муниципальный контракт заключаются в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами с учетом положений указанного федерального закона.
Согласно пункту 4.1 части 4 статьи 9 Закона о размещении заказов цена контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения. Оплата поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг осуществляется по цене, установленной контрактом. Цена контракта может быть снижена по соглашению сторон без изменения предусмотренных контрактом количества товаров, объема работ, услуг и иных условий исполнения контракта.
В соответствии со статьями 746, 766 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан предусмотреть в документации об аукционе и в проекте государственного контракта условие осуществления оплаты выполненных работ.
Частью 2 статьи 72 Бюджетного Кодекса Российской Федерации установлено, что государственные (муниципальные) контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств.
Согласно статье 746 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом и в договором строительного подряда.
Согласно пункту 3.2 части IV "Проект государственного контракта" документации об Аукционе: "Государственный заказчик производит платежи по Контракту с учетом фактического поступления средств бюджетного финансирования".
На заседании Комиссии установлено, что в проекте государственного контракта документации об Аукционе установлен порядок оплаты выполненных работ, в соответствии с бюджетным и гражданским законодательством и не противоречит положениям Закона о размещении заказов.
2. Частью 10 статьи 9 Закона о размещении заказов предусмотрена ответственность поставщика (исполнителя, подрядчика) в виде неустойки (штрафа, пени) в случае просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом.
При этом согласно части 11 статьи 9 Закона о размещении заказов в контракт включается обязательное условие об ответственности поставщика (исполнителя, подрядчика) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом.
В пункте 16.5 части IV "Проект государственного контракта" документации об Аукционе установлено: "Государственный заказчик вправе произвести оплату по Контракту только после уплаты Генподрядчиком начисленной Государственным заказчиком неустойки".
Согласно положениям статьи 9 Закона о размещении заказов, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, заказчик вправе произвести оплату по контракту за вычетом соответствующего размера неустойки (штрафа, пени). Указанная позиция также отражена в Письме ФАС России от 23.05.2011 N ИА/19716 о разъяснении Закона о размещении заказов, размещенном на официальном сайте www.fas.gov.ru.
Таким образом, установление Заказчиком в пункте 16 части IV "Проект государственного контракта" документации об Аукционе условия не противоречит требованиям Закона о размещении заказов.
3. В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов, документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частью 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов сведениями должна содержать следующие сведения о товарах, работах, об услугах, соответственно на поставку, выполнение, оказание которых размещается заказ, и об условиях исполнения контракта, в том числе требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
В пункте 8.4 части II "Техническое задание" документации об Аукционе установлено: "Материалы, используемые при производстве работ, должны быть по техническим характеристикам не хуже указанных в проектно-сметной документации;
В случае если по тексту настоящей документации об аукционе, включая проектно-сметную документацию, будут указаны заводы-изготовители, ссылки на модели и технические условия производителей, а также места приобретения и добычи строительных материалов и оборудования, такие условия являются рекомендуемыми".
Согласно пункту 5 части II "Техническое задание" документации об Аукционе подрядчик обязан выполнить работы в соответствии с техническим заданием, проектно-сметной документацией, техническими условиями, градостроительным кодексом РФ, СНиПами и другими нормативными правовыми актами, обязательными для исполнения сторон.
Таким образом, требования пункта 8.4 части II "Техническое задание" документации об Аукционе не противоречат статье 41.6 Закона о размещении заказов.
4. Согласно пункту 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об аукционе в электронной форме должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.
При этом согласно части 2 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.
Представители Заказчика на заседании Комиссии сообщили, что на Официальном сайте размещена в полном объеме проектно-сметная документация на выполнение работ, содержащая требования к количеству используемого при выполнении работ товара и объем выполняемых работ.
При этом Заявителем на заседание Комиссии не представлены доказательства того, что документация об Аукционе не содержит объема выполняемых работ.
Таким образом, довод Заявителя о том, что в документации об Аукционе не установлен объем выполняемых работ не нашел своего подтверждения.
5. Согласно пунктам 16, 17 раздела I "Сведения о проводимом открытом аукционе в электронной форме" в документации об Аукционе при формировании первой части заявки участники размещения заказа указывают показатели предлагаемого к использованию товара, соответствующие требованиям, установленным в пункте 8.2 "Значения, в том числе значения эквивалентности, в отношении отдельных используемых материалов, изделий, оборудования (товаров) на основании сведений о характеристиках товаров (технических, функциональных характеристик (потребительских свойств) товаров, сведений о размере товаров и иных сведений)" части II "Техническое задание" документации об Аукционе (далее - Пункт 8.2) и в пункте 8.3 "Значения, в том числе значения эквивалентности, установленные заказчиком в отношении отдельных используемых материалов, изделий, оборудования (товаров) на основании требований к их качеству" части II "Техническое задание" документации об Аукционе.
В Пункте 8.2 установлены наименования материалов, изделий, оборудования (товаров), а также "значения, в том числе значения эквивалентности, установленные Заказчиком в документации об аукционе".
В Пункте 8.3 установлен перечень ГОСТов, требованиям которых должны соответствовать показатели товара, используемого при выполнении работ и установленных в Пункте 8.2.
При этом на заседании Комиссии установлено, что требования к товарам, материалам, изделиям, указанные в Пункте 8.2 не соответствует требованиям ГОСТов, указанных в Пункте 8.3, а именно:
а) подпункт 288 "Перемычка брусковая ЗПБ 18-8-п" Пункта 8.2. содержит требование "масса не более 112 кг", при этом ГОСТ 948-48 "Перемычки железобетонные для зданий с кирпичными стенами. Технические условия" содержит требование: "масса перемычки, кг: 119";
б) подпункт 296 "Перемычка брусковая 5ПБ-27-37-П" Пункта 8.2. содержит требование "расход арматуры не менее 28,06 кг", при этом ГОСТ 948-48 "Перемычки железобетонные для зданий с кирпичными стенами. Технические условия" содержит требование: "Расход материалов, сталь: 20,92 кг";
в) в ГОСТе 6629-88 "Двери деревянные внутренние для жилых и общественных зданий", ГОСТе 24698-81 "Двери деревянные наружные для жилых и общественных зданий" регламентированы требования к показателю "размер проемов в дециметрах", которые не соответствуют требованиям подпунктов 273, 275, 277 "Блоки дверные (внутренние)" Пункта 8.2;
г) Подпункт 344 "Рубероид" Пункта 8.2. содержит требование к марке рубероида - "РКП-3506", что не соответствует требованию ГОСТа 10923-93 "Рубероид. Технические условия", в котором установлен перечень марок рубероида.
Таким образом, установление Заказчиком в подпунктах 288, 296, 273, 275, 277, 344 Пункта 8.2. требований к товарам, материалам, изделиям, не соответствующих требованиям, установленных Заказчиком в Пункте 8.3., нарушает пункт 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
6. На заседании Комиссии установлено, что в документации об Аукционе не указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к использованию при выполнении работ товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
Так, например: в подпункте 85 Пункта 8.2 указано: "Пульт контроля и управления охранным пожарным"; в подпункте 88 Пункта 8.2 - "Контроллер двухпроводной"; в подпункте 314 Пункта 8.2 - "Горячекатная арматурная"; в подпункте 291 Пункта 8.2 "Перемычка брусковая ЗПБ 30-8-п" - "расход арматуры "не менееменее 3,1 кг".
В подпункте 31 Пункта 8.2 указано: "Максимальное разрушающее напряжение при растяжении: не менее 160"; в подпункте 252 Пункта 8.2 указано: "Длина рулона: не менее 300", в подпункте 349 Пункта 8.2. установлено: "Прочность на сжатие у этой плиты при 10% деформации должна быть равна значению свыше 24".
В подпункте 83 Пункта 8.2. приведены значения эквивалентности, соответствующие подпункту 84 Пункта 8.2, в подпункте 84 Пункта 8.2. приведены значения эквивалентности, соответствующие подпункту 83 Пункта 8.2.
Таким образом, неустановление в подпунктах 31, 83, 84, 85, 88, 252, 291, 349 Пункта 8.2 документации об Аукционе показателей в полном объеме, единиц измерений, используемых для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к использованию при выполнении работ товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться нарушает пункт 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
На основании изложенного и руководствуясь частью 5 статьи 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Ворлд-Арт" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
3. В связи с тем, что по выявленным нарушениям выдано предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о размещении заказов от 19.11.2012 по делу N К-2212/12, по данному делу предписание не выдавать.
4. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям переданы на основании решения по делу от 19.11.2012 N К-2212/12 соответствующему должностному лицу Архангельского УФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Ведущий заседание Комиссии: |
А.В. Петров |
Члены Комиссии: |
Д.С. Рахмедов |
|
Ю.В. Горяинова |
|
М.К. Крылова |
|
М.А. Бостанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 19 ноября 2012 г. N К-2213/12 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о размещении заказов" (доведено письмом Федеральной антимонопольной службы от 22 ноября 2012 г. N ГЗ/03733)
Текст решения официально опубликован не был