Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 11 декабря 2012 г. N 03-08-05/1
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел запрос по вопросам налогообложения при выплате иностранной организации купонного дохода по облигациям и сообщает следующее.
Согласно абзацу первому пункта 1 статьи 310 Кодекса налог с доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации, исчисляется и удерживается российской организацией или иностранной организацией, осуществляющей деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, выплачивающими доход иностранной организации при каждой выплате доходов, указанных в пункте 1 статьи 309 Кодекса за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 310, в валюте выплаты дохода. Абзацем седьмым указанного пункта определено, что сумма налога, удержанного с доходов иностранных организаций, перечисляется налоговым агентом в федеральный бюджет в валюте Российской Федерации в порядке, предусмотренном пунктами 2 и 4 статьи 287 Кодекса.
В свою очередь согласно абзацу девятому пункта 1 статьи 310 налог с доходов в денежной форме, подлежащих выплате (перечислению) по эмиссионным ценным бумагам с обязательным централизованным хранением в отношении выпусков эмиссионных ценных бумаг с обязательным централизованным хранением, государственная регистрация которых или присвоение идентификационного номера которым осуществлены после 1 января 2012 года, за исключением случаев, установленных настоящей статьей, лицу, имеющему в соответствии с действующим законодательством право на получение таких доходов и являющемуся иностранной организацией, исчисляется и удерживается депозитарием, осуществляющим выплату (перечисление) указанных доходов налогоплательщику.
Таким образом, на российскую организацию-депозитария возложена обязанность налогового агента по исчислению, удержанию и перечислению в бюджетную систему Российской Федерации налога с доходов в денежной форме иностранной организации по эмиссионным бумагам с обязательным централизованным хранением, и государственная регистрация которых или присвоение идентификационного номера которым осуществлены после 1 января 2012 года.
Также нормами данного абзаца определено, что налог депозитарием исчисляется и удерживается с доходов, выплачиваемых лицу, которое имеет право на получение таких доходов в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с нормами статьи 2 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" облигация является эмиссионной ценной бумагой, закрепляющей право ее владельца на получение от эмитента облигации в предусмотренный в ней срок ее номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента. Облигация может также предусматривать право ее владельца на получение фиксированного в ней процента от номинальной стоимости облигации либо иные имущественные права. Доходом по облигации являются процент и/или дисконт.
Исходя из вышеизложенного, депозитарий несет обязанность по исчислению, удержанию и перечислению налога с доходов владельцев облигаций.
Как следует из запроса, российская организация-депозитарий производит перечисление дохода по облигациям иностранному номинальному держателю, а не непосредственно иностранной организации-владельцу.
В этой связи российскому депозитарию следует запрашивать информацию о владельцах ценных бумаг у номинального держателя с целью удержания налога при перечислении дохода.
В случае непредставления иностранной организацией - номинальным держателем таких сведений к доходам, перечисляемым этой иностранной организации, российской организацией-депозитарием применяются порядок исчисления и удержания налога, установленный статьей 310 Кодекса, и соответствующие налоговые ставки, предусмотренные статьей 284 Кодекса.
Одновременно сообщаем что, настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Директор Департамента |
И.В. Трунин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.