Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 29 октября 2012 г. N 03-08-05
Вопрос: С 1997 года корпорация ведет свою деятельность в России через свое постоянное представительство, выполняя работу для многих других российских компаний.
Деятельность нашей корпорации в РФ привела к образованию на территории России постоянного представительства, которое является самостоятельным плательщиком налога на прибыль по российскому законодательству и ведет бухгалтерский учет, представляя в налоговые органы соответствующую отчетность.
Мы обращаемся в Министерство финансов РФ как к компетентному органу с российской стороны по применению и толкованию международных договоров, заключенных РФ с иностранными государствами со следующим вопросом:
имеем ли мы право при определении прибыли постоянного представительства в соответствии с п. 3 ст. 6 Договора "Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал" между РФ и США вычитать из прибыли расходы, понесенные для целей постоянного представительства, и, в частности, заработную плату и бонусы руководства представительства, установленные в соответствии с законодательством США, отчисления от заработной платы (социальный и медицинский налог), произведенные работодателем в США, командировочные расходы приезжающих из-за рубежа в РФ иностранных специалистов?
Как нам известно, российские судебные органы признавали право организаций США, работающих в РФ, вычитать из прибыли расходы, связанные с указанными отчислениями от заработной платы (социальный и медицинский налог), уплаченные в США.
Ответ: Министерство финансов Российской Федерации рассмотрело обращение о порядке применения отдельных положений Договора между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал и подпункта i/ пункта 1 статьи 3 данного Договора в качестве компетентного органа Российской Федерации сообщает следующее.
Согласно статье 7 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) если международный договор, регулирующий налоговые отношения, содержит положения, отличные от налогового законодательства Российской Федерации, то применяются нормы международного договора.
В соответствии с пунктом 3 статьи 6 вышеуказанного Договора при определении прибыли постоянного представительства допускается вычет расходов, понесенных для целей этого постоянного представительства. При этом допускается обоснованное распределение документально подтвержденных расходов между лицом с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся Государстве и его постоянным представительством в другом Договаривающемся Государстве. Такие распределяемые расходы включают управленческие и общеадминистративные расходы, расходы на исследования и развитие, проценты и плата за управление, консультации или техническое содействие, понесенные как в Государстве, в котором расположено постоянное представительство, так и в любом другом месте. Прибыль, относящаяся к постоянному представительству, определяется ежегодно одним и тем же методом, если только нет веской и достаточной причины для изменения.
Налогообложение прибыли иностранной организации, осуществляющей свою деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, производится в порядке, установленном главой 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса, с учетом положений международных договоров об избежании двойного налогообложения.
Согласно статье 247 Кодекса объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций для указанной категории налогоплательщиков признаются полученные через постоянное представительство доходы, уменьшенные на величину произведенных этим постоянным представительством расходов, которые определяются в соответствии с положениями главы 25 Кодекса.
Для целей налогообложения прибыли принимаются расходы, отвечающие требованиям, предусмотренным пунктом 1 статьи 252 Кодекса, а именно: расходы должны быть обоснованными, документально подтвержденными и при этом произведенными для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. В свою очередь, документально подтвержденными расходами признаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы.
Учитывая изложенное, иностранное юридическое лицо - резидент США, осуществляющий деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, вправе при определении налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль в Российской Федерации учитывать документально подтвержденные расходы на заработную плату руководства представительства, установленные в соответствии с законодательством США в соответствии с трудовым контрактом (договором).
Что касается командировочных расходов приезжающих из-за рубежа в Российскую Федерацию иностранных специалистов, то в этих случаях следует учитывать только расходы, производимые иностранным юридическим лицом в отношении сотрудников постоянного представительства и лиц, непосредственно работающих в рамках выполнения контрактов на территории Российской Федерации. При этом данные расходы могут быть отнесены к постоянному представительству иностранной организации в Российской Федерации напрямую, исходя из данных первичного учета затрат, понесенных головным офисом, связанных непосредственно с конкретным проектом и деятельностью постоянного представительства в Российской Федерации, реализующего проект.
Бонусы, выплачиваемые руководству представительства, могут быть отнесены к таким расходам, если они связаны с результатами деятельности представительства за определенный период.
Кроме того, представительство несет расходы на отчисления по заработной плате (социальный и медицинский налог), произведенные в США работодателем иностранных граждан, временно прибывающих в Российскую Федерацию для работы в московском представительстве американской компании. Такие расходы могут быть также учтены в составе расходов московского представительства американской компании при определении налоговой базы на основании пункта 3 статьи 6 Договора и статьи 252 Кодекса.
Мнение, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России N 03-02-07/2-138 от 07.08.2007 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует налоговым органам, налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Директор Департамента |
И.В. Трунин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.