Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека направляет для использования в работе резолюцию региональных совещаний по вопросам совершенствования эпидемиологического надзора за корью и краснухой, состоявшихся в г. Таганрог 12-13 сентября 2012 г и г. Благовещенск 30-31 октября 2012 года.
Приложение: 8 л. в 1 экз.
Заместитель руководителя |
И.В. Брагина |
Резолюция
регионального совещания по совершенствованию эпидемиологического надзора за корью и краснухой
В рамках завершения программы ликвидации кори в Российской Федерации к 2010 году, в соответствии с приказом Роспотребнадзора от 30.06.2011 N 643, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Национальным научно-методическим центром по надзору за корью и краснухой (ФБУН "МНИИЭМ им. Г.Н. Габричевского") в г. Таганрог 12-13 сентября 2012 г., г. Благовещенск 30-31 октября 2012 г. проведены региональные совещания по вопросам совершенствования эпидемиологического надзора за корью и краснухой в Российской Федерации.
В работе совещания приняли участие представители ВОЗ, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Национального научно-методического центра по надзору за корью и краснухой (ННМЦ), руководители и специалисты 10 региональных центров по надзору за корью и краснухой, ФБУЗ "Федеральный центр гигиены и эпидемиологии", а также специалисты Управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, курируемыми РЦ по надзору за корью и краснухой (83 территории).
На совещании рассмотрены эпидемиологическая ситуация по кори и краснухе в мире, странах европейского и азиатского регионов, Глобальная и Европейская стратегии элиминации кори и краснухи на современном этапе, актуальные вопросы элиминации кори в Российской Федерации и причины обострения эпидемиологической ситуации по кори в России в 2011-2012 гг.
Специалистами управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации представлены отчеты о результатах эпидемиологического надзора за корью и краснухой, причинах возникновения вспышек кори и мероприятиях по предупреждению распространения кори в регионах.
Отмечено, что, несмотря на обострение эпидемиологической обстановки по кори, в большинстве субъектов Российской Федерации:
- обеспечен охват прививками против кори декретированных возрастных групп детского населения на уровне, превышающем 95%;
- достигнуты высокие показатели охвата прививками против кори взрослого населения в возрасте 18-35 лет, постоянно проживающего на территориях субъектов Российской Федерации; начато проведение ревакцинации против кори лиц, в возрасте 18-35 лет, привитых против кори однократно;
- в субъектах Российской Федерации проводится работа по иммунизации против кори мигрантов и других труднодоступных групп населения;
- проводится лабораторное подтверждение практически всех случаев краснухи;
- введен индивидуальный учет случаев краснухи с обязательным заполнением карт эпидрасследования;
- соблюдается объем и сроки обследования пациентов с заболеваниями, сопровождающимися лихорадкой и пятнисто-папулезной сыпью с целью активного выявления случаев кори;
- в субъектах Российской Федерации органами управления здравоохранением совместно со специалистами управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации проводятся проверки работы медицинских организаций по иммунизации населения против кори.
Вместе с тем, в 2012 году на территории Российской Федерации продолжают регистрироваться локальные вспышки кори. Распространение инфекции среди не привитых лиц декретированных возрастов свидетельствует о недостатках в работе по иммунизации взрослого населения. Значительное количество очагов внутрибольничного заражения корью- результат отсутствия настороженности в отношении кори у медицинских работников и нарушений санэпидрежима в лечебно-профилактических учреждениях.
Всего за 6 месяцев 2012 года зарегистрировано 2043 случая кори на 56 территориях, заболеваемость выросла в 14,7 раза по сравнению с аналогичным периодом 2011 года. За указанный период на территорию России из стран ближнего и дальнего зарубежья импортировано 28 (1,4%) случаев кори. Наибольшее число случаев заболеваний зарегистрировано в г. Москве - 393 случая (19,2% от всех случаев кори в стране за отчетный период), Волгоградской области - 272 случая (13,3%), Ставропольском крае - 184 случая (9,0%), Краснодарском крае 182 (8,9%), в г. Санкт-Петербурге - 135 (7,9%). В сумме число случаев кори на указанных территориях составляет 57,0% от всех случаев кори, зарегистрированных в Российской Федерации за 6 месяцев 2012 года.
В 2012 году отмечается рост заболеваемости краснухой. За 6 мес. текущего года в стране зарегистрировано 810 случаев заболевания в 51 субъекте Российской Федерации, что более чем в 3,7 раза превышает уровень заболеваемости краснухой за аналогичный период 2011 года.
При этом 57% всех случаев краснухи приходится на 4 субъекта Российской Федерации: г. Москва - 195 (24,2%) случаев, Хабаровский край - 104 (12,9%) случая, Республика Саха - 86 (10,7%) случаев, Приморский край - 74 (9,2%) случая.
Отмечается также увеличение числа территорий, вовлеченных в эпидемический процесс.
Из числа зарегистрированных случаев заболевания лабораторно подтверждено 92,6% случаев, в 6,42% случаев установлена эпидемиологическая связь со случаями, имеющими лабораторное подтверждение, в 0,98% случаев диагноз поставлен клинически.
Заслушивание и обсуждение докладов, анализ представленных на совещании материалов показали, что в большинстве территорий Российской Федерации осуществляются мероприятия по обеспечению высокого охвата населения прививками против кори и краснухи, в том числе из групп риска, проводится лабораторное подтверждение всех случаев кори, в рамках эпидемиологического надзора за корью осуществляется активный поиск больных корью среди лиц с лихорадкой и пятнисто-папулезной сыпью.
Вместе с тем остается актуальной проблема отказов населения от профилактических прививок, что способствует накоплению когорты восприимчивых лиц и свидетельствует о недостаточной эффективности разъяснительной работы с населением.
До настоящего времени продолжают иметь место случаи расхождения сведений о заболеваемости краснухой, предоставляемые управлениями Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации в форме федерального статистического наблюдения N 1 "Сведения об инфекционных и паразитарных заболеваниях" и в таблицах, представляемых в Региональный центр по надзору за корью и краснухой.
В ряде территорий не соблюдаются сроки доставки в лабораторию региональных центров сывороток крови от больных корью, от лиц с подозрением на это заболевание, а также от больных с "экзантемными" заболеваниями, не на всех территориях введен единый формат присвоения эпидномера в направлениях на клинический образец для исследования в лабораторной сети и в карту эпидрасследования случая кори/краснухи.
В результате обсуждения участники совещания считают целесообразным в целях стабилизации заболеваемости корью и краснухой на территории Российской Федерации рекомендовать:
1. Руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
1.1. Обеспечить достоверность полноты учета детского и взрослого населения, подлежащего иммунизации.
1.2. Обеспечить строгий контроль за планированием профилактических прививок против кори и краснухи детскому и взрослому населению, в том числе организованному населению, находящемуся на территории обслуживания лечебно-профилактической организации, ежеквартально заслушивать выполнение плана профилактических прививок населению.
1.3. Обеспечить достоверность учета профилактических прививок против кори и краснухи детскому и взрослому населению.
1.4. Обеспечить достижение и поддержание не менее 95% охвата прививками против кори и краснухи детей (вакцинацией в 1 год и ревакцинацией в 6 лет) в каждом амбулаторно-поликлиническом учреждении.
1.5. Обеспечить достижение и поддержание не менее 90% охвата двумя дозами вакцины против кори взрослого населения, обратив особое внимание на иммунизацию лиц профессиональных и труднодоступных групп населения (религиозные общины, мигранты, беженцы, цыгане и т.д.).
1.6. Обеспечить наличие нормативно-методических документов по вопросам профилактики кори и краснухи, в т.ч. по элиминации кори во всех ЛПО
1.7. Внедрить автоматизированный учет профилактических прививок детскому и взрослому населению в лечебно-профилактических организациях с последующим созданием объединенной системы автоматизированного учета по субъекту с использованием сертифицированных программ.
1.8. Повысить эффективность системы контроля за условиями соблюдения "холодовой цепи" с использованием электронных термоиндикаторов в практике.
1.9. Обеспечить персональную ответственность руководителей (заместителей, заведующих отделением) за организацию, планирование и проведение иммунизации против кори и краснухи, обратив особое внимание на привитость медицинских работников.
1.10. Проводить обследование беременных женщин при постановке на учет только на наличие специфических IgG антител к вирусу краснухи.
1.11. Обеспечить лабораторное подтверждение каждого случая кори и краснухи в вирусологических лабораториях РЦ по надзору за корью и краснухой с использованием тест-систем, рекомендованных ВОЗ и ННМЦ по надзору за корью и краснухой
1.12. Активизировать работу по информированию населения о профилактике кори, краснухи и СВК, о негативных последствиях отказов от проведения профилактических прививок.
1.13. Осуществлять дополнительную иммунизацию против кори выявленных серонегативных лиц независимо от возраста, количества прививок против кори и заболевания корью в анамнезе.
1.14. Осуществлять активный надзор за корью в условиях спорадической заболеваемости, обеспечив обследование больных с экзантемой только при наличии пятнисто-папулезной сыпи и температуры 37,5 и выше, преимущественно взрослых, как основной контингент, поддерживающий в настоящее время эпидемический процесс кори.
Исключить из обследования пациентов, иммунизированных против кори менее 6 месяцев назад и пациентов, больных краснухой.
Обследование больных осуществлять равномерно в течение года из расчета 2 человека на 100 тыс. населения субъекта Российской Федерации.
При выявлении IgМ антител к вирусу кори у лиц с лихорадкой и пятнисто-папулезной сыпью, обеспечить повторное обследование через 10-14 дней от даты взятия первой сыворотки для определения IgМ и IgG антител в динамике.
При регистрации вспышечной заболеваемости корью в субъекте Российской Федерации не проводить обследование больных экзантемными заболеваниями до установления спорадического уровня заболеваемости корью.
1.15. Принять меры по повышению уровня знаний специалистов лечебной сети по вопросам клинико-эпидемиологических особенностей и лабораторной диагностики кори и краснухи.
2. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации:
2.1. Обеспечить контроль за:
- выполнением Санитарно-эпидемиологических правил 3.1.2952-11 "Профилактика кори, краснухи и эпидемического паротита", приказов Роспотребнадзора от 01.03.2010 N 69 "О координации деятельности по эпиднадзору за корью и краснухой" и от 05.02.2010 N 33 "Об обследовании больных с экзантемой и лихорадкой в рамках реализации Программы ликвидации кори",
- достоверностью учета детского и взрослого населения, подлежащего иммунизации;
- планированием профилактических прививок против кори и краснухи детскому и взрослому населению, в том числе организованному населению, находящемуся на территории обслуживания лечебно-профилактической организации;
- достоверностью учета профилактических прививок против кори и краснухи детскому и взрослому населению;
- достижением и поддержанием не менее 95% охвата прививками против кори и краснухи детей (вакцинацией в 1 год и ревакцинацией в 6 лет) по каждому амбулаторно-поликлиническому учреждению;
- достижением и поддержанием не менее 90% охвата двумя прививками против кори взрослого населения, обратив особое внимание на иммунизацию лиц декретированных профессиональных и труднодоступных групп населения (мигранты, беженцы, цыгане и т.д.)..
- соблюдением условий транспортирования и хранения коревой вакцины на всех этапах "холодовой цепи".
- обследованием беременных женщин при постановке на учет только на наличие специфические IgG антител к вирусу краснухи, при продолжающихся обследованиях на IgМ антитела к краснухе направлять все положительные сыворотки в лаборатории региональных центров по надзору за корью и краснухой.
2.2. Провести анализ состояния охвата прививками против кори и результатов серологических исследований напряженности противокоревого иммунитета у медицинских работников. По результатам анализа подготовить и направить предложения в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по организации и проведению серомониторинга и иммунизации серонегативных лиц. Результаты анализа и предложения, направленные в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны здоровья граждан, представить в Роспотребнадзор в срок до 30.03.2013.
2.3. При регистрации случаев кори\краснухи проводить эпидемиологическое расследование причин и условий возникновения заболеваемости, включая вопросы достоверности учета детского и взрослого населения, подлежащего иммунизации и достоверности выполненных прививок против кори\краснухи прикрепленному населению.
2.4. В случае необходимости проведения подчищающей вакцинации населения против кори представить обоснование в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека для получения разрешения на проведение данного мероприятия
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
2.4. Обеспечить:
- осуществление эпиднадзора за СВК в соответствии с МУ "Эпидемиологический надзор за врожденной краснухой" (МУ. 3.1.2.2356-08);
- своевременное представление в ННМЦ и региональные центры по надзору за корью и краснухой карт эпидемиологического расследования случаев кори, краснухи, в том числе у беременных женщин (случаи отмены диагноза корь), а также СВК у ребенка.
- своевременное представление в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Национальный центр по надзору за корью и краснухой внеочередных донесений о вспышечной заболеваемости корью (3 и более) и краснухой (5 и более случаев),
- присвоение единого эпидномера в направлении клинического образца на лабораторную диагностику и на карте эпидрасследования случаев кори/краснухи,
- межведомственное взаимодействие по вопросам проведения профилактических и противоэпидемических мероприятий против кори среди мигрантов, в том числе нелегальных, и других труднодоступных контингентов (лиц БОМЖ, кочующих групп населения),
- взаимодействие с религиозными конфессиями, диаспорами, профессиональными объединениями и ассоциациями по вопросам иммунопрофилактики.
- организацию дополнительной иммунизации против кори выявленных серонегативных лиц независимо от возраста, количества прививок против кори и заболевания корью в анамнезе.
2.2. Внести на рассмотрение органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны здоровья граждан вопрос о внедрении автоматизированного учета профилактических прививок детскому и взрослому населению в лечебно-профилактических организациях с последующим созданием объединенной системы автоматизированного учета по субъекту. Принятое решение по данному вопросу представить в Роспотребнадзор до 30.03.2013.
2.6. Продолжить обучение специалистов лечебной сети по вопросам клинико-эпидемиологических особенностей и лабораторной диагностики кори и краснухи.
2.7. В целях проведения молекулярно-генетического обследования очагов кори и краснухи обеспечить:
- сбор клинических образцов от первых 5 случаев заболевания при каждой вспышке, ( не более 10 случаев при вспышке), от всех импортированных случаев, всех не связанных ("спорадических") случаев,
- сбор образцов 1 раз в месяц от 2-3 пациентов при продолжительности вспышечной заболеваемости более 1 мес.,
- сбор образцов для генотипирования вирусов кори/краснухи осуществлять в оптимальные сроки (корь - до 7 дня с момента появления сыпи; краснуха - до 3 дня),
- соблюдение регламентированных сроков доставки материала от больных в региональные и Национальный научно-методический центры по надзору за корью и краснухой (ННМЦ) для серологических исследований,
- при наличии возможности хранения образцов в замороженном состоянии при -70°С их отправку в ННМЦ после получения положительных результатов тестирования на IgM корь/краснуха из лаборатории Регионального центра, в замороженном состоянии (сухой лед, замороженные хладоэлементы),
- при отсутствии возможности хранения образцов в замороженном состоянии при -70°С их отправку в ННМЦ при 0°С (на тающем льду) в течение 48 часов с момента сбора, не замораживая.
2.8. В целях проведения серомониторинга за напряженностью иммунитета к кори и краснухе у привитых лиц обеспечить:
- правильный подбор контингентов, подлежащих серологическому обследованию на корь\краснуху,
- направление сывороток для ретестирования в лабораторию Регионального центра по надзору за корью и краснухой (не более 50) при выявлении 10% и более серонегативных лиц в возрастной группе,
- ежегодное представление сведений о результатах серомониторинга с указанием используемой тест-системы. в Региональный центр по надзору за корью и краснухой и ННМЦ .
3. Руководителям региональных центров по надзору за корью и краснухой рекомендовать:
3.1. Проводить выборочное ретестирование сывороток крови, в рамках контроля серомониторинга, с территорий, на которых выявлена высокая доля серонегативных к вирусу кори лиц в индикаторных группах населения (до 50 сывороток из территории).
3.2. Проводить исследование сывороток кори беременных с положительными IgМ антителами к краснухе, выявленными при постановке на учет .
3.3. Обеспечить своевременное представление в ННМЦ отчетов по заболеваемости корью и краснухой и карт эпидрасследования, своевременное лабораторное подтверждение случаев кори и краснухи.
3.4. Проинформировать специалистов управлений Роспотребнадзора курируемых территорий о необходимости присвоения единого эпидномера на случай заболевания кори\краснухи (подозрения) и клинических образцов от данных больных, а также установить контроль за ходом данной работы.
3.5. Своевременно вводить данные индивидуального учета больных корью, а с января 2013 года - краснухи в единую систему CISID c указанием эпидномера в соответствии с приказом Роспотребнадзора N 33 от 05.02.2010 г.
4. Просить Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека:
4.1. Продолжить взаимодействие с ЕРБ ВОЗ в рамках эпиднадзора за корью и краснухой.
4.2. С учетом внутренней сертификации субъектов Российской Федерации как территорий, свободных от эндемичной кори, разработать Национальный план действий на период 2013-2015 гг.
4.3. Внести изменения в Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.3.2367-08 "Организация иммунопрофилактики инфекционных болезней" в части территориального принципа планирования и учета профилактических прививок взрослому населению с учетом всего прикрепленного населения.
4.4. Рекомендовать Министерству образования Российской Федерации при приеме абитуриентов в учебные заведения осуществлять сбор сведений о профилактических прививках в рамках национального календаря профилактических прививок.
4.5. Обратиться в Министерство юстиции Российской Федерации для решения вопроса о вакцинации против кори лиц в местах лишения свободы, не имеющих сведений о прививках против кори.
4.6. Внести изменения в статистическую форму федерального статистического наблюдения N 6 "Сведения о контингентах детей и взрослых, привитых против инфекционных заболеваний" в части группировки прививаемых возрастов взрослого населения: 18-25 лет (в том числе женщины).
4.7. Привлекать для участия в региональных совещаниях по актуальным вопросам эпидемиологического надзора за корью и краснухой специалистов организаций и учреждений здравоохранения (врачей-педиатров, инфекционистов, терапевтов).
4.8. Утвердить график проведения проверок органов и учреждений Роспотребнадзора в курируемых территориях региональными центрами по надзору за корью и краснухой на 2013 год.
4.9. Рассмотреть вопрос о внесении изменений в действующее законодательство по расширению перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок для сотрудников всех типов и видов медицинских организаций; организации иммунизации иностранных граждан, длительно пребывающих на территории Российской Федерации, против инфекционных болезней, в том числе кори\краснухи. организации автоматизированного учета профилактических прививок.
4.10. Обратиться в Министерство здравоохранения Российской Федерации с предложениями:
- о внесении изменений в Национальный календарь профилактических прививок в части проведения профилактических прививок против краснухи лицам до 35 лет;
- о внесении изменений в приказ N 50 от 10.02.2003 "О совершенствовании акушерско-гинекологической помощи в амбулаторно-поликлинических учреждениях" в части обследования беременных женщин при постановке на учет только на наличие специфические IgG антител к вирусу краснухи, исключив из обследования исследование на IgМ антитела к краснухе.
5. ННМЦ по надзору за корью и краснухой рекомендовать:
5.1.Оказывать консультативную помощь специалистам лабораторий, осуществляющим серологические исследования в рамках изучения коллективного иммунитета к кори/краснухе, с целью унификации подходов к выбору методик и подсчету результатов.
5.2. Продолжить взаимодействие с Европейским региональным бюро ВОЗ в рамках эпиднадзора за корью и краснухой.
5.3. Направлять в региональные центры по надзору за корью и краснухой информационный бюллетень об эпидемиологической обстановке по заболеваемости корью и краснухой
5.4. Рассмотреть на совещании лабораторной сети вопрос о проведении диагностических лабораторных исследований методом ПЦР в лабораториях региональных центров по надзору за корью и краснухой.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 13 декабря 2012 г. N 01/14242-12-32 "О резолюции региональных совещаний по эпиднадзору за корью и краснухой"
Текст письма официально опубликован не был