В соответствии с поручением Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина от 12.03.2011 N ВП-П11-1436 Минсельхозу России совместно с субъектами Российской Федерации поручено оказать государственную поддержку крестьянским (фермерским) хозяйствам (далее - К(Ф)Х) при оформлении в собственность используемых ими земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения путем возмещения затрат на проведение кадастровых работ.
С учетом особой значимости с 2012 г. государственная поддержка фермеров при оформлении в собственность используемых ими земельных участков в качестве отдельного мероприятия включена в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия до 2020 года.
В 2011 г. на указанные цели в федеральном бюджете было предусмотрено 120 млн руб., в 2012 г. - 1415 млн руб. При формировании федерального бюджета в 2011-2012 гг. и определении потребности в средствах федерального бюджета до 2015 г. включительно учитывалась заявленная субъектами Российской Федерации потребность в оформлении в собственность земель сельскохозяйственного назначения, используемых на различных правах фермерами (8,5 млн га в целом по России).
Как показывает практика реализации указанного поручения Правительства Российской Федерации в 2011-2012 гг., предусмотренные на поддержку фермеров средства федерального бюджета осваиваются не в полном объеме.
В 2011 г. на указанные цели из федерального бюджета в 16 субъектов Российской Федерации было направлено 52,4 млн руб., в 2012 г. к освоению планируется направить в 62 субъекта Российской Федерации 262,9 млн руб.
Неудовлетворительные результаты по данному виду государственной поддержки связаны, в первую очередь, с низким уровнем подготовки субъектов Российской Федерации к осуществлению государственной поддержки фермеров.
Такие регионы Российской Федерации, как Ставропольский, Краснодарский края и Еврейская автономная область, изначально определив потребность в оформлении в собственность земель К(Ф)Х на территории субъекта, не принимают участия в осуществлении государственной поддержки фермеров.
Астраханская область в установленные сроки не представила в адрес Минсельхоза России выписку из закона субъекта Российской Федерации о бюджете, в связи с чем не была включена в распределение средств федерального бюджета на 2012 г.
В республиках Башкортостан и Саха (Якутия), Алтайском крае, Брянской, Волгоградской, Вологодской, Воронежской, Иркутской, Калининградской, Кировской, Курганской, Липецкой, Московской, Новосибирской, Оренбургской, Орловской и Челябинской областях, располагающих значительными площадями земель сельскохозяйственного назначения, используемыми К(Ф)Х, процент земель, на которые зарегистрировано право собственности фермеров в установленном порядке, не превышает 3-5%.
В региональных бюджетах Брянской, Владимирской, Волгоградской, Ивановской, Новгородской, Смоленской, Томской и Ярославской областей, республик Алтай и Хакасия на указанные цели предусмотрен недостаточный объем финансирования для компенсации соответствующих затрат фермеров с учетом утвержденных в субъектах Российской Федерации расценок на проведение кадастровых работ.
В целом в субъектах Российской Федерации отмечается формальный подход к осуществлению государственной поддержки фермеров, не учитывающий в том числе актуальность экономическую и социальную значимость такой поддержки.
Информационно-разъяснительная работа с муниципальными образованиями и К(Ф)Х, проводимая органами управления АПК субъектов Российской Федерации, является недостаточно эффективной.
Учитывая особую значимость передачи земель сельскохозяйственного назначения в собственность фермеров, считаю недопустимым на столь низком уровне выполнение указанного поручения В.В. Путина.
Для активизации работы по оказанию государственной поддержки фермеров предлагаю провести в субъектах Российской Федерации следующие мероприятия:
1) обеспечить совместно с региональными отделениями Ассоциации крестьянских фермерских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (далее - АККОР) доведение информации о реализуемых мерах государственной поддержки до каждого главы К(Ф)Х;
2) пересмотреть порядок расходных обязательств с целью снятия барьеров по оформлению и получению субсидий на возмещение части затрат К(Ф)Х при оформлении в собственность используемых ими земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;
3) в срок до 20 августа 2012 г. представить в адрес Минсельхоза России сведения об источниках опубликования информации о государственной поддержке фермеров;
4) в срок до 17 сентября 2012 г. представить в адрес Минсельхоза России следующую уточненную информацию:
количество К(Ф)Х, осуществляющих свою деятельность на территории субъекта Российской Федерации;
площадь земельных участков сельскохозяйственного назначения, используемых К(Ф)Х (с указанием вида права);
количество К(Ф)Х, имеющих неоформленные земли;
площадь земельных участков, которые необходимо оформить в собственность К(Ф)Х (сведения предоставляются на основании заявок фермеров);
5) провести согласно утвержденному графику тематические семинары-совещания с участием представителей исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, региональных отделений АККОР и глав К(Ф)Х.
Министр сельского хозяйства России |
Н.В. Федоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Минсельхоза РФ от 9 августа 2012 г. N НФ-15-27/6939 "Об обеспечении реализации мероприятий по государственной поддержке крестьянских (фермерских) хозяйств"
Текст письма опубликован в Информационном бюллетене Министерства сельского хозяйства, 2012 г., N 9