Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) в составе:
ведущего заседание Комиссии - начальника отдела рассмотрения жалоб Управления контроля размещения государственного заказа Петрова А.В.,
членов комиссии:
заместителя начальника отдела нормотворчества и взаимодействия с территориальными органами Управления контроля размещения государственного заказа Горяиновой Ю.В.,
заместителя начальника правового отдела Управления контроля размещения государственного заказа Черкасовой Ю. А.,
советника Управления контроля размещения государственного заказа Крыловой М.К.,
ведущего консультанта отдела рассмотрения жалоб Управления контроля размещения государственного заказа Бостанова М.А.,
при участии представителей Министерства юстиции Российской Федерации Иванова И.Ю. (доверенность от 11.03.2012 N 03/126-АК), ООО "Пожхимкомплект" Калужина К.З. (доверенность от 01.11.2012 N 10), Лияскина Е.Б. (приказ от 06.04.2012 N 1/10), представители ОАО "Единая электронная торговая площадка" на заседание Комиссии не явились о дате, месте и времени рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "Пожхимкомплект" (далее - Заявитель) на действия Министерства юстиции Российской Федерации (далее - Заказчик), содержащие признаки нарушения законодательства Российской Федерации о размещении заказов, при проведении ОАО "Единая электронная торговая площадка" (далее - Оператор электронной площадки). Заказчиком открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку средств индивидуальной защиты органов дыхания для нужд центрального аппарата Минюста России (номер извещения 0173100010812000138) (далее - Аукцион) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Оператором электронной площадки, Заказчиком Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. В документации об Аукционе Заказчиком установлено требование, ограничивающее количество участников размещения заказа, а именно: использование в качестве наименования товара указание на полезную модель - "газодымозащитный комплект".
2. Документация об Аукционе содержит требования к товару, ограничивающие число потенциальных участников размещения заказа, а именно отсутствие четких технических требований к поставляемому товару с указанием максимальных и минимальных значений показателей.
3. Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно указано требование к поставляемому товару, а именно наличие сертификата пожарной безопасности и сертификата соответствия.
4. Срок поставки товара, установленный Заказчиком в документации об Аукционе, неисполним, а требования к сроку гарантии товара, установленные Заказчиком в документации об Аукционе, противоречат ГОСТ Р 53261-2009.
5. Заказчиком в документации об Аукционе выбран неверный порядок расчета начальной (максимальной) цены государственного контракта в связи с чем цена на поставляемый товар является завышенной.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при утверждении документации об Аукционе Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о размещении заказов.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при размещении заказа:
1) извещение о проведении Аукциона размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) - 19.11.2012;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 2 147 000 рублей;
3) на участие в Аукционе подана 1 (одна) заявка от участника размещения заказа;
4) на основании части 21 статьи 41.8 Закона о размещении заказов Аукцион признан несостоявшимся.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
1. В соответствии с частью 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 Закона о размещении заказов.
В соответствии с частью 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
На заседании Комиссии представитель, Заказчика пояснил, что в соответствии с частью 1 статьи 1351 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве полезной модели охраняется техническое решение, относящееся к устройству. При этом в документации об Аукционе нет указания на техническое решение относящееся, к устройству "газодымозащитный комплект".
При этом указанные в документации требования к поставляемому товару, как пояснил Заказчик, соответствуют товарам, как минимум, двух производителей на рынке поставляемого товара, а именно: ЗАО "Химкомплектзащита", Группа компаний "Щит".
Кроме того, представителями Заказчика представлены документы и сведения, в соответствии с которыми под технические характеристики, установленные в документации об Аукционе, подходят такие средства индивидуальной защиты органов дыхание как: ГДЗК, ГДЗК-У, ГДЗК-EN, разных производителей.
Вместе с тем, представителем Заявителя на заседание Комиссии не представлено доказательств, того, что "газодымозащитный комплект" является полезной моделью и что требования, установленные Заказчиком, к поставляемому товару, в документации об Аукционе, влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа и соответствуют единственному производителю.
Таким образом, довод Заявителя о том, что Заказчиком установлено требование, ограничивающее количество участников размещения заказа, не нашел своего подтверждения.
2. Согласно части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме также должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Представители Заказчика пояснили, что Заказчиком в части II "Технические требования" документации об Аукционе установлены требования к качеству, техническим характеристикам поставляемого товара, в том числе: масса изделия без упаковки - не более 1 кг; время защитного фильтра при воздействии продуктов горения - не менее 30 минут; температурный интервал применения - от 0°С-60°С в соответствии с частью 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов, а также исходя из потребностей Заказчика.
На заседании Комиссии установлено, что указанные в части II "Технические требования" документации об Аукционе требования к качеству, техническим характеристикам поставляемого товара не противоречат положениям части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
Вместе с тем, представителем Заявителя на заседание Комиссии не представлено доказательств, того, что документация об Аукционе содержит требования к товару, ограничивающие число потенциальных участников размещения заказа.
Таким образом, довод Заявителя о том, что документация об Аукционе содержит требования к товару, ограничивающие число потенциальных участников размещения заказа, а именно отсутствие четких технических требований к поставляемому товару с указанием максимальных и минимальных значений показателей не нашел своего подтверждения.
3. На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что частью II "Технические требование" документации об Аукционе установлено следующее требование к поставляемому товару: "при поставке средств индивидуальной защиты органов дыхания обязательно предоставление сертификата соответствия и сертификата пожарной безопасности", данное требование установлено на основании Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требовании пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 123).
Согласно части 1 статьи 145 Федерального закона N 123 подтверждение соответствия объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности на территории Российской Федерации осуществляется в добровольном или обязательном порядке.
Вместе с тем, в соответствии с частью 2 статьи 145 Федерального закона N 123 добровольное подтверждение соответствия объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности осуществляется в форме добровольной сертификации.
При этом частью 3 статьи 145 Федерального закона N 123 установлено обязательное подтверждение соответствия объектов защиты (продукции) требованиям Федерального закона N 123 в форме декларирования соответствия или в форме обязательной сертификации.
Таким образом, довод Заявителя о том, что Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно указано требование к поставляемому товару, а именно наличие сертификата пожарной безопасности и сертификата соответствия не нашел своего подтверждения.
4. В соответствии с пунктом 6 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об аукционе должна содержать требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий качества товара, работы, услуги, к обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара, об обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара. Указанные требования устанавливаются Заказчиком при необходимости.
Согласно пунктам 14, 15 Раздела I.3 "Информационная карта" документации об Аукционе срок поставки товара Заказчику 3 (три) календарных дня с момента подписания государственного контракта, место поставки товара, выполнения работ оказания услуг - склад, Житная ул., д. 14, стр. 1, Москва.
Пунктом 26 Раздела I.3 "Информационная карта" документации об Аукционе установлено требование по гарантийным обязательствам 5 лет с момента подписания акта сдачи-приемки товара.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что срок поставки товара установлен исходя из потребностей Заказчика в более оперативной поставке и исполнения бюджета на текущий финансовый год. При этом согласно ГОСТ Р 53261-2009 устанавливается, что срок службы самоспасетелей в состоянии ожидания применения не менее 5 лет. Вместе с тем, как пояснил Заказчик, согласно пункту 1 статьи 471 Гражданского кодекса Российской Федерации гарантийный срок начинается с момента передачи товара покупателю.
Вместе с тем, представителем Заявителя на заседание Комиссии не представлено доказательств, того, что Заказчиком в документации об Аукционе установлены неисполнимые требования к поставке и гарантийному сроку товара.
Таким образом, доводы Заявителя о том, что Заказчиком в документации об Аукционе установлены неисполнимые требования к поставке и гарантийному сроку товара не нашел своего подтверждения.
5. Согласно части 1 статьи 19.1 Закона о размещении заказов для установления начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) источниками информации о ценах товаров, работ, услуг, являющихся предметом заказа, могут быть данные государственной статистической отчетности, официальный сайт, реестр контрактов, информация о ценах производителей, общедоступные результаты изучения рынка, исследования рынка, проведенные по инициативе заказчика, уполномоченного органа, в том числе по контракту или гражданско-правовому договору, и иные источники информации. Заказчик, уполномоченный орган вправе осуществить свои расчеты начальной (максимальной) цены контракта (цены лота).
На заседании Комиссии представитель Заказчика сообщил, что обоснование начальной (максимальной) цены происходило в соответствии с требованиями Закона о размещении заказов, а именно Заказчиком в адрес компаний ЗАО "Химкомплектзащита", Группа компаний "Щит", ООО "Навигатор-Т" были направлены соответствующие запросы. На основании полученных ответов и была сформирована начальная (максимальная) цена контракта.
Учитывая изложенное, действия Заказчика не противоречат требованиям установленным частью 1 статьи 19.1 Закона о размещении заказов.
Таким образом, довод Заявителя о том, что Заказчиком в документации об Аукционе выбран неверный порядок расчета начальной (максимальной) цены государственного контракта в связи с чем цена на поставляемый товар является завышенной не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 5 статьи 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, Комиссия решила:
Признать жалобу ООО "Пожхимкомплект" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Ведущий заседание Комиссии: |
А.В. Петров |
члены Комиссии: |
Ю.В. Горяинова |
|
Ю.А. Черкасова |
|
М.К. Крылова |
|
М.А. Бостанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 29 ноября 2012 г. N К-2301/12 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о размещении заказов" (доведено письмом Федеральной антимонопольной службы от 4 декабря 2012 г. N ГЗ/03874)
Текст решения официально опубликован не был