Федеральная налоговая служба, рассмотрев обращение по вопросу законности приема денежных средств в уплату государственной пошлины банковским платежным агентом и взимания при этом комиссионного вознаграждения, сообщает следующее.
Из указанного обращения и материалов Управления ФНС России следует, что банковским платежным агентом приняты от физического лица по кассовому чеку денежные средства в сумме 200 рублей в уплату государственной пошлины за осуществление Управлением Росреестра по Рязанской области государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество и 50 рублей - комиссионное вознаграждение за проведение платежа. В кассовом чеке указана обслуживающая кредитная организация: ОАО НКО.
ООО осуществляет прием платежей физических лиц на основании Договора, заключенного с ОАО не банковской кредитной организацией. Договором предусмотрено, что ООО обязан соблюдать порядок приема платежей от физических лиц в соответствии с правилами осуществления расчетов в Российской Федерации, требованиями законодательства о противодействии легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансировании терроризма, иными нормативными правовыми актами и условиями данного Договора, а также имеет право взимать с плательщика комиссионное вознаграждение установленное в приложении к договору (50 рублей за каждый платеж).
В соответствии с положениями статьи 58 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплату налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации производят через кредитные организации, кассы местной администрации либо через организации федеральной почтовой связи. При этом плата за обслуживание банком налогоплательщиков по операциям, связанным с уплатой налогов и сборов, не взимается (пункт 2 статьи 60 Кодекса).
Кодексом не предусмотрен иной способ уплаты налогов и сборов, в том числе и государственной пошлины.
Вместе с тем, Федеральным законом от 03.06.2009 N 121-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" дополнен статьей 13.1, согласно которой кредитная организация вправе привлекать организацию, не являющуюся кредитной организацией и индивидуального предпринимателя (далее - банковский платежный агент) для принятия от физических лиц денежных средств, направленных органам государственной власти, органам местного самоуправления и учреждениям, находящимся в их ведении, в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством.
Банковский платежный агент при приеме платежей физических лиц вправе взимать с плательщика вознаграждение в размере, определяемом соглашением между банковским платежным агентом и плательщиком.
Согласно статье 333.16 Кодекса государственная пошлина - сбор, уплачиваемый гражданами и организациями, за совершение в их интересах государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами и (или) должностными лицами юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 Кодекса.
Таким образом, положения статьи 13.1 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (в редакции Федерального закона от 03.06.2009 N 121-ФЗ) предусматривают возможность приема банковскими платежными агентами от физических лиц денежных средств в уплату государственной пошлины органам государственной власти, органам местного самоуправления и учреждениям, находящимся в их ведении, в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством, а также взимать с плательщика вознаграждение в размере, определяемом соглашением между банковским платежным агентом и плательщиком.
Однако ФНС России обращает внимание, что Федеральный закон от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", в связи с которым Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" дополнен статьей 13.1, содержит понятие "платежный агент", а не "банковский платежный агент" и предусматривает, что под деятельностью по приему платежей физических лиц признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.
Указанным Федеральным законом не предусмотрен прием платежными агентами от физических лиц денежных средств направленных на уплату налогов, сборов, в том числе государственной пошлины, и в этой связи у платежных агентов отсутствуют основания для приема и перечисления в бюджетную систему Российской Федерации денежных средств в уплату налогов и сборов. Аналогичная позиция в этой части изложена в письме Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 31.05.2010 N 03-02-07/1-257.
ФНС России поддерживает позицию названного Департамента и, кроме того, считает целесообразным до приведения в соответствие указанных выше норм законодательных актов Российской Федерации направить совместно с Центральным банком Российской Федерации соответствующее разъяснение на места в целях недопущения поступления в органы местного самоуправления и федеральные органы исполнительной власти жалоб граждан по вопросам законности приема юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, и индивидуальными предпринимателями от физических лиц денежных средств в уплату налогов и сборов и взимания при этом комиссионного вознаграждения за их перечисление в бюджетную систему Российской Федерации.
Государственный советник |
С.Н. Андрющенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.